Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 13:15, реферат
Древнегреческая философия (античная философия)- совокупность философских учений, развивающихся в древнегреческом и древнеримском обществах начиная с 6 в. до н.э. и заканчивая 6 в. н.э. Возникновению философии способствовала полисная структура Древней Греции.
Возникновение древнегреческой (античной) философии.
Особенности древнегреческой (античной) философии.
Периоды древнегреческой (античной) философии.
Философия доклассического периода.
Философия классического периода.
Философия эллинистического периода.
Список литературы.
среднего профессионального образования «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
Реферат
по дисциплине: Основы философии
(наименование дисциплины)
Тема: Древнегреческая философия
(наименование темы)
Выполнил(а) студент(ка)
(инициалы, фамилия, группа)
Дата сдачи работы
« » декабря 2014г.
______________________________
подпись студента
М.П.
Пермь 2014
Оглавление:
Древнегреческая философия
(античная философия)- совокупность философских
учений, развивающихся в древнегреческом
и древнеримском обществах начиная с 6
в. до н.э. и заканчивая 6 в. н.э. Возникновению
философии способствовала полисная структ
Первые признаки философского
осмысления мира можно обнаружить уже
у Гомера. Его поэмы характеризуют
мировоззренческая направленность, прославление
мудрости. Важную роль в становлении философских
представлений сыграла поэма Гесиода «Теогония». Она проложила
путь к разработкам философской космологии.
2.Особенности древнегреческой (античной) философии.
1) Космоцентризм античной философии
– предметом философии является – познание
космоса, природы в ее структурности, в
том числе и человека как ее неотъемлемой
части. Причем космос, несмотря на множественность
существующих вещей, представляет собой
гармоничное единство.
2) Для античной философии
характерно художественное понимание
космоса, как симметрии, гармонии,
меры, красоты.
3) Античная философия
сроится на принципе объективизма. Основной
метод философского познания – интеллектуальное
созерцание целого как целого.
4) Античная философия пантеистична. Космос
абсолютен, божественен, боги символизируют
лишь отдельные принципы организации
мира, то есть не творят мир из ничего.
5) Представление о цикличности времени.
Фатализм и героизм.
6) Рационалистический
характер философии, доверие к разуму.
3.Периоды древнегреческой (античной) философии.
1)Натуралистический период (7-5 в. До н.э) - философами рассматривались проблемы природы и космоса. К этому периоду относится Милетская школа (основатель Гераклит), Элейская школа (осн. Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).
2)Гуманистический (5-4 в. До н.э) - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека.
3) Классический (конец 4 до н.э – 6 н.э) - связан с деятельностью Платона и Аристотеля.
4) Эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека).
5) Религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация.
6) Зарождение христианской мысли.
4.Философия доклассического периода.
Милетская школа. Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе".Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя".
Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - " то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным.
Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".
Гераклит - был натурофилософом. Первоосновой всего считал огонь, который "не создан ни людьми, ни богами". Основные идеи Гераклита:
1)Всеобщей изменчивости "все течет, все изменяется". Мир динамичен - "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".
2) "постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем",
3) Источником движения, изменения является борьба противоположностей.
4)Идея меры - обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово).
5) Идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). "Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком".
Элейская школа.(школа стоиков) Представители: Парменид, Зенон.
Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.
Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.
Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.
Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория "летящая стрела": если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.
Все учение элеатов было направлено на на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.
Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.
Софисты.( Протагор, Горгий )
Следующие представители древнегреческой философии. Буквально "софист" - это "тот, чьей профессией является мудрость". Вся деятельность софистов привела к тому, что под этим понятием стали считать людей, которые учили других одерживать победу в споре. За обучение они брали деньги.
Протагор (5 в до н.э.) - основатель софистики. Его основной тезис - "человек - мера всех вещей". Истина относительна (болезнь - зло для больного, а для врача - благо).Одна из главных черт софистики - релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и не видели грани между истинным и ложным.Другая особенность софистики - агностицизм (это философское направление, в основе которого лежит представление о непознаваемости мира).
Горгий
Классическое выражение агностицизма - триада Горгия:
1) ничто не существует,
2) если что-либо существует, то оно непознаваемо для человека,
3) если и можно познать что-либо, то это нельзя объяснить другому.
В триаде Горгия также есть проблема коммуникации - принцип несообщаемости знания другому (истина субъективна и непередаваема).
Значение деятельности софистов:
1) Переориентировали философию с космоса на человека.
2) Подняли искусство спора на качественно высокий уровень.
3) Стимулировали развитие риторики и логики.
5.Философия классического периода.
Сократ (469-399 гг до н.э.). Основной метод нахождения истины для Сократа - диалог. Знание - это не механическая передача знаний от человека к человеку. Истина должна родиться в человеке, только тогда она будет его убеждением. Истина рождается в диалоге (коммуникации).
Алгоритм ведения продуктивного спора, предложенный Сократом:
1) сомнения - вступая в диалог, Сократ говорил "я знаю, что я ничего не знаю", т.е., что у собеседников нет знаний о предмете, о котором будет идти речь,
2) ирония над знанием человека,
3) "майевтика" - метод, помогающий собеседнику "родить" истину. Сократ помогал человеку самому "дойти до истины",
4) индукция от фактов к общим положениям,
5) "дифиниция" - окончательное определение исследуемого предмета.
Методом Сократа была диалектика как искусство спора. Центральными проблемами философии Сократа были проблемы этики, нравственности. Сократ ценил добро, благо, мужество, справедливость. Основа добродетели по Сократу - знания, т.е. человек совершает не благие деяния, т.к. не знает о том, что они не благие. В вопросах этики Сократ развивал проблему рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. Эта позиция Сократа называется этический рационализм.
Платон - основатель первой философской системы объективного идеализма. Впервые дал обоснование примата (превосходства) идеи над материей.
Идея (эйдос) - центральная фигура философии Платона. Всякое физическое тело - воплощение идеи. Идея - это первообраз, оригинал, а вещь - это копия (причем некачественная). Любой материальный объект можно разрушить, а идея останется. Идеи Платон называл парадигмами - образцами, по которым из бесформенной материи организуются реальные вещи. Важная заслуга Платона - в разделении вещи как материального тела от идеи вещи. Платон первым осознал конструктивную роль идей. Учение о идеях - метафизическая часть его Платона. У Платона есть также социально - политическое учение.
Аристотель - ученик Платона. Центральная категория учения Аристотеля - "эйдос" (заимствована у Платона с дополнениями). У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. Люди находятся в пещере и заключены в оковы чувственного познания. Гиперурания - за пределами пещеры и поэтому до людей доходят лишь отблески света из нее. Учение Аристотеля демократично (у каждой вещи - своя идея), а в социально-политическом учении Платона можно увидеть зачатки тоталитарного государства с единой идеей. У Аристотеля идея не оторвана от вещи, а у Платона - да.
6.Философия эллинистического периода.
В период эллинизма происходит постепенный распад полиса (основной формы социально-экономической структуры древнегреческого общества) и возникают морально-этические учения, призванные ориентировать поведение человека во время глубокого общественного кризиса посредством определенных идеалов и ценностей - кинизм, эпикуреизм, стоицизм.
Основатель кинизма - Диоген, эпикуреизма - Эпикур, стоицизма - Зенон.
Диоген- Считал, что главная цель жить в соответствии со своими убеждениями. Пренебрегал внешними благами (комфортом, славой, богатством.)
Эпикур-Мир состоит из атомов, которые могут откланяться от траектории движения, следовательно существует свобода воли. «Живи не заметно»-основной принцип Эпикура (жить нужно по природе, а не по юридическим законам.)
Зенон-« Не в силе добро, а в добре сила». Стоики учили стойчески переносить жизненные тяготы, т.к существует Фатум-закон судьбы, которому необходимо подчиняться.
7.Список литературы.