Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 03:43, реферат

Краткое описание

Существенное влияние на культуру Индии оказали многочисленные

завоеватели этого субконтинента; первыми из них считаются арии,

центральноазиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с

1500 по 1200г. До н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие

ближневосточные корни с греками, так как их верования обычно перекликаются

с представлениями эллинов.

Есть свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. До н.э.,

в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая

культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в

Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на

формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших

дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних

богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую

технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в

развитие более поздних философских и религиозных взглядов.

Содержание

Введение………………………………………………………….2


Этапы развития………………………………………………….3


Онтология древнеиндийской философии……………………4


Гносеология древнеиндийской философии…………………4


Некоторые ключевые концепции………………………………4


Ортодоксальные философские школы……………………….7

1.Ньяя/Вайшешика……………………………………………….7

2.Санкхья…………………………………………………………..8

3.Йога……………………………………………………………….9

4.Миманса………………………………………………………...10

5.Веданта………………………………………………………….10


Оппозиционные учения индийской философии……………11

1.Локаята………………………………………………………….11

2.Буддизм…………………………………………………………12

3.Джайнизм……………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

6.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

БРАХМАН. Монотеистические религии – иудаизм , христианство  и ислам – под

словом Бог  подразумевают созидательную силу и в то  же  время  рассматривают

творца как  некую невыразимую, хотя и  антропоморфную  сущность,  объект  для

моления и духовного  общения.  В  этом  смысле  мышление  индуса  кардинально

отличается   от   образа   мысли   представителей   других   конфессий.   На

экзотерическом , т.е. общественном, уровне сознания существуют тысячи  богов

и богинь  (классический  индуистский  пантеон  насчитывает  триста  тридцать

миллионов  богов  и  богинь),  и  все  они   имеют   свою   сферу   влияния,

географическую  принадлежность  или   покровительствуют   конкретному   виду

деятельности. Например, принято считать, что бог с  головой слона , Ганеша  ,

приносит удачу  и способствует успеху в  научных  изысканиях.  Поэтому  люди,

занимающиеся  наукой, относятся,  относятся  к  этому  божеству  с  трепетным

уважением.

      Особое  место  в  индуистском   пантеоне  занимает  триада  (тримурти),

представленная  тремя богами в онтологическом  и  функциональном  единстве  :

Брахма –  творец мира, Вишну –  хранитель  мира  и  Шива  –  разрушитель.  Их

Изображения символизируют  фундаментальные процессы перемен,  происходящих  в

природе (пракрити – вечное материальное начало, первоматерия,  тождественна,

творческой силе природы). Венчает эту троицу концепция Брахмана,  выражающая

Абсолютную Реальность, под которой  подразумевается  вся  полнота  (пустота)

вселенной  со   всем   сонмом   бесчисленных   богов   и   богинь.   Брахман

рассматривается как непроявленная реальность всего сущего. Что  же  касается

второстепенных  богов, то они представляют лишь воплощенные  и  функционально

ограниченные  аспекты  Брахмана.   Из  всего  вышесказанного  можно  сделать

следующий вывод: индуизм занимает концептуальную позицию,  согласно которой

многочисленные  боги и богини представляют  многообразные  аспекты  Абсолюта,

именуемого Брахманом. 

АТМАН. Частица  Бога-Брахмы в  человеческой  душе.  Первоначален,  неизменен,

вечен.  Итак, Конечной Абсолютной реальностью  является  Брахман,  а  высший

личностный аспект именуется термином Атман, который  иногда  переводится  как

душа.  Одной  из  ключевых  идей  философии  Упанишад  и  Веданты   является

тождественность Атмана и Брахмана. Какие бы ограничения  ни  накладывала  на

человека физическая реальность, его  истинное  «Я»  всегда  остается  частью

Великого  Абсолюта  (Брахмана).  Иначе  говоря,  на  этом  уровне   сознания

личность отождествляется  с Абсолютом.

       Другой   уровень   самосознания   определяется   в   зависимости   от

общественного положения личности то есть того, что  индусы  называют  кастой

(профессиональная  группа в пределах более крупного  разделения  общества  на

варны) или варной (так  назывались  четыре  социальные  категории:  брамины,

кшатрии-воины;  ваншиви  -  земледельцы,   ремесленники,   торговцы;   шудры

-неполноправные  и рабы). Буквально слово  «варна»   переводится  как  цвет  и

своим происхождение , возможно обязано первоначальному  отличию между  цветом

кожи арийцев  –  завоевателей  и  порабощенных  дравидов(коренное  население

Индостана). Люди, не  принадлежащие  ни  к  одной  из  четырех  составляющих

общественное  устройство  варн,  считались  отверженными  и  занимали  низшую

ступеньку в  социальной иерархии. Деление на касты  не  является  общественным

феноменом;  эта  структура  неотделима  от  основных   положений   философии

индуизма.  В  наиболее  древнем  писании,  «Ригведе»,   прямо   указано   на

разделение  «космического  первочеловека»,   Пуруши   (первогигант   Пуруша,

распавшись на части, дал начало всему – от Земли до богов),  в  соответствии

с кастовой структурой общества. При более  внимательном  изучении  концепции

самосознания  отчетливо  просматриваются  два  аспекта  составляющих  понятие

личного «Я». Первая  категория  определяется  принадлежностью  к  конкретной

касте, а вторую представляет Атман, тождественный  Брахману.  В  «Упанишадах»

Брахман и Атман  утверждаются как единое целое;  иными  словами,  личное  «Я»

является  неотделимой  частью  вселенской  души,  то  есть   провозглашается

единство реальности, которая, в свою Очередь,  условно  дифференцируется  на

Атмана и Брахмана.  В  первом  случае  имеется  в  виду  персонифицированный

аспект, а во втором – всеобъемлющий,  универсальный.  В  философском  смысле

утверждается  единство субъективного и объективного начал.

     Заметим,  как бы там ни было,  концепции   Атмана  и  Брахмана   являются

ключевыми понятиями  индуизма и имеют принципиальное значение  для  понимания

и  фундаментальных  вопросов  мироздания,  места  личности  в   безграничной

реальности и  способов преодоления причин  страдания.  В  индуистских  школах

философско-религиозной  мысли диапазон ответов  на  эти  вопросы  чрезвычайно

разнообразен : от атеистического  подхода,  отрицающего  роль  личности,  до

поклонения и  служения  личному  божеству,  включая  вышеизложенную  позицию

отождествления  Атмана с Абсолютом.

САНАТА ДХАРМА. Термин этот можно перевести  как  «извечный  порядок  вещей».

Осознание  Санаты  Дхармы  как  понятие  вечного  и  вневременного  помогает

человеку брести жизненную гармонию. В этом смысле  Дхарму  следует понимать

как реальность или истину. При этом нельзя сводить  значение  Санаты  Дхармы

лишь к вербальному  утверждению,  так  как  оно  соответствует  практическому

восприятию реальности как таковой.

       В   большинстве   школ   философско-религиозной   индуистской   мысли

декларируется четкое отличие между  умозрительными  посылками  и  осознанием

неизменности  Абсолютной Реальности.  При  этом  индусы  отдают  себе  полный

отчет в том, что  любая  идея,  интерпретированная  человеческим  сознанием,

подвергается  значительному  искажению.  Способность  личности  к  восприятию

ограничена понятием сансары  (учение  о  вечности  и  неуничтожимости  души,

которая проходит цепочку страданий в земной жизни).  Считается,  что  Эго  в

рамках сансары  подвержено кармическим влияниям и  обречено,  вновь  и  вновь

возрождаться  в земной юдоли скорби.

      Заметим, что концепция Дхармы  широко используется как в  индуизме,  так

и в буддизме. Значение этого термина находится в прямой связи с  контекстом.

Так индуисты пользуются этим  словом  для  обозначения  таких  понятий,  как

истина,  реальность,  учение  или  порядок.  В  буддизме  под  этим   словом

подразумевается учение Будды или одна из драгоценных  истин,  поиску  которых

адепт посвящает  свою жизнь. Кроме того, слово  дхарма  можно  перевести  как

вещь, и  обозначает  оно  составную  часть  комплексных  понятий.  Например,

анализируя единое целое, можно выделить составляющие его дхармы. 

КАРМА. Концепция  кармы  является  одной  из  ключевых  и  в  индуизме,  и  в

джайнизме,  и  в  буддизме,  хотя  ее  философское  осмысление  в   терминах

последнего существенно  отличается  от  представлений  первых  двух  учений.

Буквально  слово  карма  переводится  как  действие  и   употребляется   для

обозначения процесса воздаяния за совершенные человеком  деяния.  Воздаяние,

или последствия  совершенного не следует  понимать  как  очевидный  результат

практической   деятельности,   так   как   действие   кармических    законов

распространяется, прежде  всего,  на  нарушение  (искажение)  нравственно  –

этических норм, которым подвергается  Атман  в  мире  сансары.  Более  того,

индусы верят, что кармические последствия  меняют судьбу не только   (  и  не

столько) на протяжении одного воплощения, но проявляются в  будущих  жизнях.

Несколько упрощая  формулировку, можно сказать, что  соблюдение или  нарушение

Дхармы (как реальности или извечного закона) определяет  благоприятную  или,

соответственно, незавидную судьбу очередных воплощений. 

МОКША. Расширяя сознание и выходя за рамки его  эгоистического  уровня  или,

иначе  говоря,  осознав  собственное  бессмертие  через  тождество  Атман  –

Брахман, человек  приобретает духовное освобождение от  жизненных  невзгод  и

заблуждений – мокшу. Освобождение осуществляется в  процессе  самореализации

и избавления от авидьи (неведения), то есть состояния, в  котором  пребывают

те,  кто  не  могут  отличить  Абсолютную  Реальность  от  иллюзорного  мира

сансары. 

АХИМСА.  Единство  всех  форм  жизни  на  земле   (следовательно,   единение

человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший  принцип  ахимсы  –

непричинение  вреда тому, что  окружает  (людям,  животным,  живой  природе),

неубиение. 

      Заметим,  что  целью   индуизма   является   освобождение   от   цикла

перерождений. Частичная  отработка  кармических  долгов  и,  как  результат,

более благоприятная  судьба  в  очередном  воплощении,  не  может  считаться

конечной целью, которую следует  рассматривать  как  окончательный  уход  из

мира сансары. Такой подход противоречит большинству  западных  представлений

о посмертном существовании.  С другой  стороны,  нельзя  не  отметить  явное

сходство  индуистского  противопоставления  Абсолютной  Реальности   мирской

сфере и точке зрения Платона на роль философа. Согласно позиции последнего,

большинство  людей  видят  лишь  отражения  предметов  на  стенах   узилища,

узниками которого являются. Философом может  считаться  личность,  способная

покинуть свою тюрьму и взглянуть  на  природу  вещей  непредвзятым  взглядом

свободного человека. 
 
 

                      ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 

1.НЬЯЯ / ВАЙШЕШИКА.

     Эти  два учения возникли  как самостоятельные  школы примерно  в  4  в.до

н.э. и впоследствии объединились в одну философскую систему.

Информация о работе Древнеиндийская философия