Сознание не является некой
субстанцией, оно есть функция определенным
образом организованной материи. Однако
сознание принадлежит к области как субъективной,
так и объективной реальности. Сам факт
существования сознания как способности
высокоорганизованной материи отражать
и активно воздействовать на окружающий
мир, безусловно, является объективной
реальностью. Наши конкретные мысли, образы,
желания и настроения, конечно же, субъективны
и зависят от специфических свойств нашего
сознания. Но сам факт наличия у нас сознания
объективен и независим от нас. Мы можем
мыслить, как нам хочется, но мы не в состоянии
не мыслить вообще.
К. Маркс дает следующее определение
идеального: «Идеальное – это материальное,
пересаженное в человеческую голову и
преобразованное в ней». Сознание есть
акт соединения знания о предмете с самим
предметом и соотнесения одного знания
с другим. Сознание – синтез материального
и идеального, объективного и субъективного.
Идеальное же, как считает замечательный
философ современности Э.В. Ильенков,
рождается и существует не в голове, а
с помощью головы в реальной предметной
деятельности человека. Вследствие этого,
сознание есть форма деятельности, идеальная
форма, которая опредмечивается в материальном
содержании деятельности. Через ощущения
мы получаем всю информацию о внешнем
мире. Эта информация, отражаясь в нашем
сознании, рождает мысль – идеальный образ
внешнего мира. Образ становится словом,
переходя из расплывчатого, неявного отображения
действительности, из мысли-эйдоса в конкретный
символ, принимающий форму всеобщности,
в слово-Логос, которое, возвращаясь в
материальный мир, творит дело – создает
новую объективную реальность, не существующую
в предыдущем цикле деятельности.
Сознание есть свойство высокоорганизованной
материи, заключающееся в активно-возвратном
отражении объективного мира. Именно активно-возвратный
характер отличает сознание от механического
отражения в неживой природе. Способность
сознания как отражения активно воздействовать
и целенаправленно преображать окружающий
мир отличает его от простого отражения
в зеркале. Сознание есть активно-возвратное
отражение и только тогда, когда ваше отражение
в зеркале пожмет вам руку или заговорит
с вами, мы можем сказать, что у зеркала
появилось сознание.
Сознание не есть субстанция,
но оно является той необходимой частью
мироздания, с проявлением которой субстанция
может считаться завершенной. Материя,
обладая таким важнейшим свойством, как
отражаемость, обретает свою конкретную
определенность только с появлением своей
противоположности – сознания, которое
возникает на базе способности все той
же материи отражать саму себя. В этом
выражается двойственность (противоречивость)
единого Бытия, которое является основой
его развития. Противоречие и взаимодействие
материального и идеального, объективного
и субъективного в полном цикле взаимодействия
системы мироздания и образует, собственно,
само Бытие. Именно поэтому философское
определение материи возможно только
через соотнесение ее с сознанием.
Таким образом, материя как
философская категория существует только
в нашем сознании и в то же время независимо
от нашего сознания, а материя как физическая
реальность для целостности своего существования
необходимо нуждается в своем отражении
при помощи своей противоположности –
сознания, возникающего на базе эволюции
все той же материи. Единая субстанция
мироздания, объединяющая в себе всю объективную
реальность для своей самозавершенности,
нуждается в собственной противоположности,
представленной таким феноменом Бытия,
как сознание, являющимся синтезом объективного
и субъективного в едином, целостном Бытии.
Формирование научно-философского понятия
материи
Смысл основного
вопроса философии заключается в признании двух
фундаментальных типов реальности – материальной
и идеальной, а также их подвидов – объективной
и субъективной. Решение первой (онтологической)
стороны основного вопроса философии
напрямую связано с тем, какой из этих
типов реальности признавать в качестве
первичного и доминирующего. Философский
материализм исходит из признания первичности
материи как первоосновы всего существующего,
а идеальное начало, сознание и дух считает
вторичными и производными по отношению
к их материальной основе, без и вне которой
они не могут существовать.
Система философского материализма
не представляет собой единого и цельного
образования, а разделяется внутри себя
на несколько теоретических направлений.
Механические материалисты (Ньютон, Лаплас)
односторонне трактовали материальность
мира, считая материю неким косным и пассивным
веществом, не способным к самостоятельному
развитию, превращению и порождению новых
форм из самой себя, но являющуюся полностью
инертной и подчиненной строгим законам
классической механики.
Близкие к ним вульгарные материалисты
(Гоббс, Кабанис)
предельно абсолютизировали материальность
мира, объявляя безусловно материальными
все его элементы, даже такие, как сознание,
дух и разум. Английский философ Томас Гоббс
отождествлял наш разум с телесными ощущениями,
а французский философ и врач Пьер Кабанис
вообще заявлял, что наше мышление материально
и является таким же физиологическим продуктом
мозга, как желчь, вырабатывающаяся из
печени или желудочный сок из поджелудочной
железы.
Противоположную позицию в
вопросе о соотношении материи и сознания,
телесного и духовного занимают представители
диалектического материализма. Они считают
материю и сознание противоположными
элементами единого Бытия, в котором материя
выступает не только как первооснова всех
вещей, явлений и процессов, но и является
активным самопорождающим началом, способным
к саморазвитию и самопорождению новых
форм в силу своих внутренних источников
развития, коими являются зарождающиеся
и разрешающиеся противоречия внутри
самого материального мира. Сознание понимается
ими как вторичный и производный от материи
элемент, обладающий, однако, относительной
самостоятельностью, активностью и творческой
силой. Сознание не только не является
материей, но и само оно как идеально-духовное
начало несводимо полностью к физическим
процессам человеческого тела, а выступает
особой функцией сложноорганизованной
материи – мозга и связанных с ним органов.
Знаменитые философы-материалисты древности
– Аристотель, Эпикур
и Лукреций – считали,
что сознание зависит как от телесной
организации человека, так и от воздействующих
на его органы ощущений внешних предметов.
При этом сознание, ум и душа человека
не сводятся только к его телесным функциям,
но обладают активностью и относительной
самостоятельностью. Однако сознание
производно от своей материальной основы,
оно возникает с рождением человека и
исчезает при необратимом разрушении
его телесной оболочки.
В противоположность материалистической
трактовке мира сторонники философского
идеализма утверждают, что исходной и
первичной реальностью мироздания выступает
идеальное начало, и именно оно определяет
развитие мира, все его явления, процессы
и состояния. При этом под идеальным началом
различные философы понимали также весьма
различные объекты. Сторонники объективного
идеализма (Пифагор, Платон,
Гегель) подразумевали под таким идеальным
началом некий Космический порядок, Мировой
разум или Абсолютную идею мироздания,
которая творит мир и руководит им. Религиозные
философы и богословы также выступали
сторонниками объективного идеализма,
выдвигая в качестве всеобщего идеального
начала Бога – творца и устроителя мира.
Во всех этих концепциях идеальное начало
признавалось объективным и независимым
от человека и его сознания.
С точки же зрения субъективного
идеализма объективной реальности внешнего
мира вообще не существует как таковой
– ни материальной, ни идеальной. Вся существующая
реальность, по мнению сторонников субъективного
идеализма (Беркли, Фихте, Мах),
есть не что иное, как порождение человеческого
сознания, продукт познавательных возможностей
субъекта.
3. Что означает совет: «философски относись
к жизни»? В чем состоит практический смысл
изучения философии для сотрудников МЧС
России?
Каждый человек имеет свое личное
отношение к жизни и каждый в душе немного
философ. Но можно ли сказать, что каждый
из нас философски относится к жизни? Думаю,
в определенной степени, да.
Почему я так считаю? Давайте
проверим. Приходили ли вам когда-нибудь
мысли подобные этим:
- Зачем я здесь?
- Почему все это происходит
именно со мной?
- В чем смысл моего
существования?
- Могло ли все это
быть по-другому?
- и т.п.
Было такое? Ну вот, ведь над
всеми этими вопросами и бьются издревле
великие философы. Единственное, чем мы
от них отличаемся – оставляем наши размышления
при себе, а они решили поделиться ими
со всем человечеством. И кто знает, сколько
Сократов, Аристотелей и Платонов на самом
деле существовало и существует. Ведь
философия – это размышление над вечными
вопросами бытия, а сама способность к
размышлению присуща всем людям и непременно
каждый из нас ею пользуется, в той или
иной мере.
Философское отношение к жизни – извечные
сомнения
Чаще всего подобного рода размышления
в нашем сознании возникают в результате
каких-либо спорных ситуаций или под воздействием
негативного опыта. Кто я есть? Кем я мог
бы быть, если бы…
Мы постоянно ощущаем над собой
тень того человека, которым каждый из
нас мог бы стать в силу своих способностей
и возможностей, но не стал по причине
собственной нерадивости, нерешительности
или просто ленивости. Философское отношение
к жизни, таким образом, заключается в
поиске причин и закономерностей в непрерывном
потоке происходящих с нами случайностей.
И это именно отношение и ни в коем образе
не знание. Ведь, в конце концов, областью
знаний занимается наука, а философия
занимается размышлением над тем, чего
мы не знаем и, возможно, узнать не сможем.
Ведь как можно узнать, кем я мог бы быть,
если бы не…?
С одной стороны эта способность
человеческого разума к размышлению настоящая
мука – ведь многих ответов мы найти не
можем, и подобные вопросы постоянно преследуют
наше сознание. Но с другой – настоящее
благословение, именно благодаря этой
способности мы постигаем окружающую
нас действительность и можем наслаждаться
ею, а не просто существуем. И кто знает,
может, и найдем ответы на волнующие нас
вопросы. Ведь истина где-то совсем рядом
Как влияет философское отношение к жизни
на жизнь
Интересно то, что любое философское
направление имеет центральную идею, относительно
которой строится все мировоззрение этого
направления. Точно так же и философское
отношение к жизни каждого из нас складывается
относительно нашей личной центральной
идеи, вокруг которой мы и строим нашу
собственную жизнь.
В свою очередь некоторые психологи
считают, что не так уж и трудно эту центральную
идею личности определить. Они утверждают,
что мы строим все наши умозаключения
относительно этой самой идеи.
Возьмем в качестве иллюстрации
сообщение о смерти какого-либо знакомого.
Кто-то может откликнуться: «Надо же, вроде
бы не болел совсем», другой может сказать
«Ах, он был такой жизнерадостный и милый»,
третий «Ведь не пожил совсем, и счастья-то
мало видел. Все ему не везло». Если попробовать
выделить в этих словах центральную идею,
можем придти к интересным выводам.
В первом случае делается упор
на здоровье. Скорее всего, человек, высказавший
подобную мысль, сосредоточен на собственном
здоровье и проблемах с ним связанных.
Чем это чревато? Мы нередко притягиваем
то, о чем думаем. Если заболела голова
и начать предполагать, что там происходит
что-то страшное, то в итоге и может развиться
нечто серьезное.
Во втором случае человек явно
сосредоточен на положительных качествах.
Для него в окружающих людях важнее всего
их личностные особенности. С такой центральной
идеей философского отношения к жизни
вся бытность может опираться на позитив
– это уникальная способность замечать
в окружающем положительное и все бытие
такого человека, скорее всего само излучает
светлую энергию
Третий человек живет в убежденности,
что все самое лучшее проходит мимо него,
а он как бы в стороне. Чаще всего такие
люди просто обижены на всех и вся.
Мне представляется, если человек
сможет понять свою центральную идею,
то у него появится возможность ее подкорректировать.
В конце концов, при желании любой пессимист
может превратиться в оптимиста
Практический смысл изучения философии
для сотрудников МЧС России
Актуальность изучения сотрудниками
МЧС России философии обусловлена нарастанием
сложности общественной жизни, развитием
и усложнением методов научного познания
и инженерно-технической деятельности.
Философия формирует мировоззренческую
и методологическую культуру специалистов
МЧС и ГПС, дает им наиболее обобщенные
представления о мироздании и месте в
нем человека, является фундаментом всех
других общенаучных, гуманитарных и специальных
дисциплин, вооружает методологией познания
и практически-преобразовательной деятельности.
Таким образом, постоянное освоение философии
– необходимое звено современного образовательного
процесса в высшей школе.
Решая вопросы бытия, познания, смысла
жизни человека, природы общественной
жизни и общественного идеала, профессиональной
морали, философия дает возможность обучаемому
не только сформировать основы научного
мировоззрения и профессиональной культуры,
но также позволяет обрести основу для
осознанной жизненной позиции и практического
действия сотрудника ГПС МЧС России. Таким
образом, изучение сотрудниками МЧС России
философии – это освоение ее содержания,
формирование ценностно-ориентирующего
мировоззрения и методологической культуры,
обеспечивающих успех в последующей профессиональной
деятельности. Выполняя в пространстве
духовной культуры социума две главные
функции – мировоззренческую и методологическую,
– философия, в конечном счете, выступает
незаменимой «школой жизни» и «школой
мышления».
Отмеченные факторы детерминируют необходимость
изучения философии сотрудниками ГПС
МЧС России.
Цель дисциплины состоит в том, чтобы
способствовать формированию у сотрудников
МЧС России философского мировоззрения,
развитию самостоятельного и творческого
мышления.
Из вышеназванной цели вытекают следующие
задачи дисциплины:
- сформировать научное мировоззрение
и высокие морально политические качества сотрудников МЧС
России;
- вооружить их логикой и методологией
научно-технического познания;
- способствовать выработке навыков непредвзятой,
многомерной оценки философских и научных
течений, направлений и школ;
- развить умение логично и ясно формулировать,
излагать, и аргументировано отстаивать собственное видение основных философских проблем.
Список использованной литературы
1. Архипцев Ф.Т. Материя
как философская категория. М., 1991.
2. Кучевский В. Б. Анализ категории
“материя”. - М.: Наука, 1983. - 255 с.
3. Игнатов А.И. Формы движения
и виды материи // Вопросы философии,
1984, № 1.
4. Скирбекк Г., Гилье Н. История
философии: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. - М.: Гуманит.
изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 800 с.
5. И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. Философия.
Учебник. - М.: РЭА, 1998. -287 с.
6. Мелюхин С.Т. Материя // Философский
энциклопедический словарь. М, 1983.
7. Ожегов С.И. и Шведова
Н.Ю. Толковый словарь русского
языка. М., 1993.
8. Спиркин А.Г.Философия.
М., 2000.
9. Структура и формы
материи. М., 1987.