Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:52, реферат
Тема данного реферата – Древняя философия. Чем же интересна именно эта тема по предмету философия? Тем, что материал этой работы представляет описание разновидностей Древнеиндийской, Древнекитайской и Античной философии.
Введение
1. Древнеиндийская философия
2. Влияние древнеиндийской философии на современность
3. Древнекитайская философия
4. Влияние древнекитайской философии на современность
5. Античная философия
6. Анализ античной философии
Заключение
Список литературы
4. Эллинистический период эпохи
завоеваний Александра
5. Религиозный период
6. Христианская мысль в лице
Филона Александрийского, попытавшегося
синтезировать Ветхий Завет и
греческую мысль. Это
Ниже приведен краткий обзор философских школ периода античной классической философии (имеются два направления: идеалистическое, и материалистическое).
Материализм. Материалисты ставят проблему архе - первоначала мира. Милетская школа.
Фалес. 624-547 до н.э. Архе- это вода. Мир произошел из воды, в воде зародилась жизнь.
Анаксимандр. 610-546 до н.э. Архе- это апейрон, проматерия из которой возник мир, являющий собой сочетание противоположностей: теплое и холодное, сухое и влажное. Из этой проматерии возникают четыре превоэлемента: огонь, вода, земля, воздух. Наш мир один из множества других миров.
Анаксимен. 585-525 до н.э. Архе- воздух. В зависимости от степени уплотнения появляются: вода, огонь, земля, камень, металл, ветер, облака.
Ксенофан. 580-487 до н.э. Все в мире состоит из воды и земли. Боги-порождение людского ума. Бог - это сама природа.
Парменид. 540-480 до н.э. Ставит вопрос о путях познания окружающего мира. Нельзя доверять чувствам, нужно руководствоваться рациональным познанием.
Зенон. 490-430 до н.э. Ставит вопрос о природе движения. Движение- диалектика прерывного и непрерывного. Отрицание движения- обман чувств. Чувствам доверять нельзя.
Гераклит. 544-483 до н.э. Мир никем не создан, он вечен, он закономерно воспламеняется и угасает. Из чистого разума, логоса путем раскола и борьбы произошло множество вещей. Все течет, но в этом течениии властвует логос, как закон. Мудрость- есть познание разума, быть мудрым означает склониться перед логосом и подчиниться ему. Только таким путем человек может обрести душевную ясность (высшее счастье).
Эмпедокл. 487-424 до н.э. Четыре начала, корня мира: земля, вода, огонь, воздух. Эти корни пассивны, но на них действуют активные силы: вражда и дружба. Под их влиянием корни мира постоянно перемешиваются. Образование жизни: из четырех корней под влиянием дружбы возникают части животных, происходит соединение отдельных частей. Случайные, неоправданные соединения порождают чудовищ.
Анаксагор. 500-428 до н.э. Нельзя употреблять термины - возникает и уничтожается. Надо говорить - смешивается и разделяется. В основе всех вещей существуют семена геометрии, это проматерия.
Демокрит. 460-371 до н.э. В основе материи лежат атомы. Пустота вне атома, пространство вне материи. Если бы небыло пустоты, то невозможно было бы разделить яблоко. Атомы различаются формой: огонь из шарообразных, земля из кубических и т.д. Представление о космосе, по мнению Демокрита - миры бесчисленны и различны по размерам, одни миры растут, другие разрушаются; погибают друг от друга.
Идеализм.
Орфей. Требует вести чистую жизнь, религиозные церимонии. Вино должно восприниматься как символ слияния с богом. Главный бог Вакх-бог вина.
Пифагор. 580-500 до н.э. Говорил о бессмертии души. Тело - гробница души. Необходимо выбраться из круга перевоплощения. Изучать науки. Труд - идеал презренных, только разум достоен почитания. Чувственное познание не является истинным. Математика - деятельность логики и мысли. Вся вселенная - гармония и числа.
Софисты. Протагор. 480-410 до н.э. «Человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии и не сущих в их небытии». Поэтому невозможна общезначимая истина. Все относительно. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным. Ничего не существует. Если бы что-либо существовало, то оно было бы непознаваемо. Если бы даже что-нибудь существовало и оно было бы познаваемо, то знания о нем нельзя было бы сообщить другим.
Сократ. 469-399 до н.э. Цель философии не познание мира, а научить человека, как надо жить. Выделяет два вида знаний: конкретное и абстрактное. «Я знаю то, что я ничего не знаю». С этого начинается путь познания. Источник знания - внутренний голос. Знание уже находится в душе человека, надо его только оттуда извлеч. Итог познания - три основные добродетели: умеренность, храбрость, справедливость.
Платон. 427-347 до н.э. Существует два мира: мир идей - истинное бытие, мир изменчивых непостоянных вещей. Вещи - смесь бытия и небытия, идеального и не идеального. Наш мир - мир теней, отражение истинного мира. Парадокс знаний - если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать. Если ты ничего не знаешь, то как найдешь, что искать. Учение о душе - душа бессмертна, является причиной самой себя. В ней находятся все предзнания. Сущность вещи - идея. Платон приходит к мысли, что идеи существуют в другом мире. Произведения: «Апология», «Пир», «Государство», «Законы» и т.д.
Аристотель. 384-322 до н.э. Система наук - теоритическая (познание ради самих знаний); практическая (рекомендации для поведения человека); творческая (познание с целью принесения пользы). Главная проблема - отношение единичных вещей и общих понятий (идей). Бог бестелесен, его сущность - невозможность. Наивысшая действительность - это ум. Человек- политическое животное. Труды: «Метафизика», «Физика», «Политика», «О животных» и др.
6. Анализ античной философии
Термин "античность" происходит от латинского слова antiqus - древний. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. С момента рождения философия предстает как триединство содержания, метода и цели:
1. Содержание: философия стремится
объяснить тотальность
2. Метод: философия стремится к рациональному объяснению, полагая при этом всеобщее за предмет. В философии значим разум, логика, логос. Философия должна идти дальше фактов и опыта, опираясь на разум.
3. Цель философии – в прозрачном
и незамутненном восприятии
Таким образом, рациональность есть принципиальное отличие (греческой) философии от других форм познания.
Необходимо отметить, что философия некоторых античных школ не представляет интереса с точки зрения духовного развития личности.
Заключение
Из приведенного материала следует вывод, что человеку, желающему «вырваться» из окружающей нас бездуховности, порабощенности «мирскими желаниями», которые дорого обходятся нам, снижая продолжительность жизни и уровень интеллекта, предстоит большая работа. Даже правильный духовный путь труден и таит опасности, связанные с проявлением «плохой кармы» (последствий грехов прошлого) практикующего. Но лучше последовать словам Будды Сакьямуни и «стремиться вперед, подобно рогу носорога», чем прожить жизнь, потворствуя своим страстям и слабостям и в итоге перевоплотиться в одном из «трех скверных миров». Хочется обратить внимание искателей истины на необходимость «накопления заслуг» или «белой кармы» (этим часто пренебрегают), т.е. необходимо совершать «добрые дела», последствия которых смягчают проявление «плохой кармы».