Дуализм Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 19:27, реферат

Краткое описание

Исходя из этого учение о цели называют телеологией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, "которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае...". Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты. Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его деяний и общества.
Цель работы: рассмотреть биографию великого древнегреческого философа, основные принципы его философии на основе его сочинений: о метафизике, душе и политике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2-3

1. Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии………………………………………………………………………4-5

2. Философия и учение Аристотеля………………………………………5-8

2.1. Теория познания и логика……………………………………………5-6

2.2. Силлогистика Аристотеля……………………………………………..6

2.3.Система понятий Аристотеля…………………………………………7

2.4.Категории и история философии…………………………………….7-8

3. Метафизика и природа философа……………………………………9-13

3.1. Представление о метафизике……………………………………….9-10

3.2. Природа Аристотеля………………………………………………….10

3.3. Астрономические представления………………………………….11

3.4. Понятия о психологии………………………………………………11-13

4. Практическая философия Аристотеля…………………………….13-15

4.1.Государство и государственное устройство……………………..13-14

4.2. Поэтическая философия……………………………………………14-15

Заключение………………………………………………………………..16

Литература………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

аристотель.docx

— 138.11 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Природа Аристотеля.

   Природа для Аристотеля есть живая связь всех единичных субстанций, которые в своем движении осуществляют свою форму и при этом в своей совокупности определяются чистой формой, как высшей целью. Поэтому, по мнению Аристотеля, существует только один мир, который действует с постоянной целесообразностью, как в движениях единичных вещей, так и в их отношениях. Осуществление целей происходит всегда посредством движения материи, а оно состоит или в перемене места, или в изменении свойств. Исследуя основные понятия механики, Аристотель доходит до воззрения, что мир представляет собой нечто ограниченное в пространстве, во времени же, напротив того, находится в движении без начала и без конца. Он отрицает реальность пустого пространства и действие на расстоянии: движение возможно только через соприкосновение.

Ограниченный мир имеет самую совершенную форму - шарообразную. В нем существует два главных вида движения - круговое и прямолинейное. Естественным носителем кругового движения является эфир, из которого образуются небесные тела, а прямолинейное движение принадлежит элементам земного мира. Поэтому вселенная распадается на две существенно обособленные системы: небо с равномерными круговыми движениями эфира и земля с изменчивыми прямолинейными взаимно-противоположными движениями элементов.

3.3. Астрономические представления.

    Астрономические представления Аристотеля состоят в следующем: вокруг неподвижного земного шара концентрически вращаются шарообразные сферы, в которых укреплены луна, солнце, пять планет и, наконец, неподвижные звезды. Принимая в соображение постоянно одинаковое взаимное положение этих звезд, Аристотель предполагает для них только одну общую сферу. Это небо неподвижных звезд, помещающееся на крайней периферии мира, приводится в движение божеством, тогда как прочие сферы получают свое движение от собственных духов. При этом Аристотель следовал положениям Эвдоска и его ученика Каллипса, приписывая, для объяснения уклонения планет от правильного пути, каждой из них множество сфер, зависящих друг от друга, причем данная планета всегда прикреплена к низшей из этих сфер. При развитии этой теории Аристотель насчитал в общем 55 сфер. Движению планет он приписывал влияние на движение элементов, а через это - на все земное бытие.

 

3.4. Понятия о психологии.

В психологии Аристотеля следует различать две части, которые, хотя и соединены в одно целое, тем не менее, ясно обнаруживают преобладающее влияние различных точек зрения: это - общая теория животной души, учение о психических процессах, общих животному и человеку, хотя у последнего они и получают более широкое и совершенное развитие, и учение об уме, как о способности отличающей человека.

   Животная душа отличается от растительной, главным образом, своей объединяющей концентрацией, которой нет у последней. Главная ее деятельность, по Аристотелю, состоит в ощущении, которое он объясняет, через взаимодействие воспринимаемого и воспринимающего, причем это взаимодействие для различных чувств обусловливается различными посредствующими серединами. Самое первоначальное чувство, присущее всем животным, есть чувство осязания, которому Аристотель подчиняет также и вкус; самое же ценное чувство есть слух.

    Наряду с представлением и его различными степенями стоит вторая основная форма деятельности животной души, а именно желание. Причиной удовольствия и желания всегда служит ощущение приятного, и наоборот, ощущение неприятного есть причина неудовольствия и отвращения. Но желание, по Аристотелю, чрез согревание и охлаждение, которое физиологически следует из живости чувства удовольствия или неудовольствия, вызывает целесообразные движения органов.(1)

    Учение об уме. Все деятельности животной души образуют в человеке материю для развития свойственной ему формы - разума. Последний, являясь уже не формой тела, а скорее формой души, вполне нематериален; он не смешивается с телом, даже и как задаток; но, как чистая форма, разум прост, неизменяем и не подвержен страданию. Разум не возникает вместе с телом, как животные функции души, он приходит извне, как нечто высшее, Божественное, и поэтому только он один и переживает смерть тела.

Его основная деятельность есть мышление, объектом которого являются те высшие принципы, в которых непосредственно познаются первые основания всякого бытия и знания. Разум бывает так же и практическим.

 


1. Аристотель. Сочинения. В 4 т., 1981 г., т.3- 616 с.

 

 

    Трудности учения Аристотеля об уме заключаются, прежде всего, в том, что «разум», согласно с обычным способом выражения, рассматривается и обсуждается, как особенность человеческой «души», но при этом определяется - таким образом, что он не может более подойти под родовое понятие души, как «энтелехии тела». Разумное познание подразделяется Аристотелем на два вида: теоретический и практический. Первый, как мудрость, ведет к знанию, второй, как практичность - к искусству. Но и практический разум сам по себе есть только теоретическая деятельность, усмотрение истинных принципов поступков; и от свободного решения индивидуума зависит, желает ли он им следовать или нет.

 

 

4. Практическая философия Аристотеля.

 

    На этих общих теоретических основаниях зиждется и практическая философия Аристотеля. Целью всякого человеческого поступка является благо, осуществляемое посредством деятельности; само же оно есть всегда только средство для достижения высшей цели - блаженства, ради которого именно желается и все остальное.

 

4.1. Государство и государственное устройство.

      Государственное устройство есть такой порядок, в котором господство исходит от власти, законно установленной. Поэтому ценность государства будет зависеть от того, имеет ли в виду господствующая власть общую государственную цель, или нет. Но т.к. господство может принадлежать одному, немногим или множеству, то и существует шесть основных форм действительного государственного устройства, из которых три суть правильные, а три ложные: монархия, аристократия, тимократия, деспотия, олигархия, демократия.

   Из правильных форм государственного устройства Аристотель считает монархию и аристократию, как господство лучшего или лучших, наиболее совершенными, а между ними монархия заслуживала бы предпочтения, если бы можно было надеяться, что когда-нибудь она может соответствовать своему определению, как господство одного человека, превосходящего добродетелью всех остальных людей; в действительности же аристократия представляет большие гарантии. Из форм ложных господство массы является наиболее сносной, а тирания наиболее гнусной формой правления. Лучшее государство, по Аристотелю, должно было иметь основную форму народного господства, но при этом управление общественными делами должно было бы быть вручено, по образцу аристократии, наиболее способным лицам. Это было бы государство мира, а не войны, и его главная задача состояла бы в правильном воспитании всех граждан, которые должны были бы сделаться годными не только к практической деятельности, но быть также восприимчивыми к прекрасному и наконец, способными к высшему наслаждению - познанию.

 

4.2.  Поэтическая философия.

  К практической философии у Аристотеля присоединяется и поэтическая, т.е. наука о творческой деятельности человека. Но она в сохранившихся научных сочинениях, разработана в «Поэтике» только по отношению к изящным искусствам и в особенности к поэзии.

   Всякое искусство, по Аристотелю, есть подражание; поэтому различные искусства отличаются друг от друга частью по средствам, частью по предметам подражания. Средства поэзии суть: речь, ритм и гармония; предметы ее - люди и их поступки.

 

 

Трагедия (анализ которой и составляет, главным образом, дошедший до нас отрывок Поэтики) изображает нам в прекрасных речах какое-нибудь значительное и законченное деяние в непосредственном исполнении различных действующих лиц.

     Цель же искусства возбудить аффекты человека до такой степени, чтобы он, именно благодаря этому возбуждению и возвышению, освобождался от их власти и очищался. А это возможно только потому. Что искусство изображает не эмпирическую действительность, а лишь то, что могло бы быть возможным само по себе, а также и потому, что оно возводит конкретное в общее.(1,2).

 

Философия Аристотеля интересна и разнообразна, а мысли актуальны. Опираясь, на первоисточники я попыталась в работе охарактеризовать все основные стороны, как философии дуализма Аристотеля, так и все основные идеи, и принципы его философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Таранов П.С. Анатомия мудрости. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Т.1. - Симферополь: Таврия, 1995. - 463с.

2. Аристотель. Сочинения. В 4 т., т.4

 

 

 

 

Заключение.

 

 Итак, Аристотель прожил славную  и многотрудную жизнь. Задачей  его философии было ничто иное, как самосознание эллинской культуры. Он был величайшим учеником  Платона и знаменитым учителем  Александра Македонского. Однажды  некоего иезуитского профессора XVIII века пригласили посмотреть  в телескоп и убедиться, что  на Солнце есть пятна, он ответил  астроному Кирхеру: «Бесполезно, сын  мой. Я два раза читал Аристотеля  от начала до конца, и я не  обнаружил у него никакого  намека на пятна на Солнце. А, следовательно, таких пятен нет». Существовала легенда, что Аристотель, будучи не в состоянии решить  проблему сильных приливов и  отливов в проливе Еврип, отделяющем остров Евбея от Беотии, бросился в него.

 « Искать истину - и легко  и трудно, ибо очевидно, что никто  не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее заменить, но  каждый добавляет понемногу к  нашему познанию природы, и из  совокупности всех этих фактов  складывается величественная картина». Эти слова Аристотеля выгравированы  на здании Национальной академии  наук в Вашингтоне. Цицерон так  говорил об Аристотеле: «Аристотель, безусловно, первый среди философов, кроме Платона».(1)

   И, несомненно, Аристотель  выдающийся  древнегреческий философ и мыслитель, его учения очень актуальны и интересны для современности.

 

 

 

__________________________________________________________________

1. Таранов П.С. Анатомия  мудрости. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Т.1. - Симферополь: Таврия, 2005. – 463 с.

Литература.

 

1.  Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия  «Философское наследие»). М.: Мысль, 1975—1983 гг.

 

2. Аристотель. О душе // Сочинения. —  М.: Мысль, 1976. — Т. 1. — С. 371 — 448.

 

3. Аристотель. История животных. / Пер. В. П. Карпова. Под ред. Б. А. Старостина. М.: РГГУ, 1996. 528 стр.

 

3. Лебедев А. В. «Аристотель» // Новая  философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т  философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.

 

5. Таранов П.С. Анатомия мудрости. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Т.1. - Симферополь: Таврия,2005. - 463с.

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дуализм Аристотеля