Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:48, реферат
Духовная жизнь общества - это та область бытия, в которой реальность дана в форме, присутствующей в нас самих. Здесь как бы скрыто противоречие: дух не существует помимо и вне человека, с одной стороны, с другой стороны, дух надиндивидуален, всеобщ. Такие духовные понятия, как красота, истина, добро существуют вне конкретного человека. Духовная сторона жизни человека возникает на основе его практической деятельности как особой формы отражения объективного мира.
Теоретическое сознание - знания об окружающей действительности на уровне сущности. Это почти всегда такие знания, которые построены на понимании и объяснении их действия внутренними законами развития. Теоретическое сознание – это результат специализированной подготовки людей в той или иной области знаний. Оно является свидетельством их профессиональной и научной подготовленности.
Обыденный и теоретический уровни сознания неразрывно связаны друг с другом. Неправильно считать обыденное сознание чем-то недоразвитым по сравнению с теоретическим сознанием, как то, что в будущем будет преодолеваться. Нельзя забывать, что обыденное сознание предваряет теоретическое сознание, в конце концов, на его основе происходит формирование научных представлений о мире.
Общественное сознание, рассмотренное в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии.
Общественная психология - совокупность взглядов, чувств, настроений, мнений, обычаев, привычек, побуждений, слухов, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Так, мы знаем, как многого могут добиться люди, когда им сопутствует хорошее настроение и чувство уверенности. Все общественно-психологические явления заразительны. Они могут, как бы совершенно неосознанно передаваться от одного человека к другому.
В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие, существенные и несущественные и т.д.
Психология общества многолика. Разные группы, общности имеют свою особенную психологию. Каждый человек является носителем индивидуальной психики, но в то же время психологии тех групп, к которым он принадлежит.
В общественной психологии нет упорядоченности. В ней слухи, иллюзии соседствуют с высоко нравственными чувствами и настроениями. Общественная психология сопровождает людей на протяжении всего их жизненного пути, сплачивает людей в единую группу на основе осознания «мы». При том чувства, как и многие другие явления психологии, весьма консервативны, могут сохраняться в течение длительного времени. Общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием жизненных обстоятельств. Она является непосредственным отражением внешних проявлений социальной действительности.
Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология. Идеология - это система теоретических знаний, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Основное содержание этих знаний составляют сознание и оценка отношения людей к действительности. Структурные элементы идеологии: политические, правовые, нравственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи.
В идеологии общество осознает себя, формирует задачи и цели дальнейшего движения. Идеология есть продукт целеполагающей теоретической деятельности. Она проникает всю сущность социальной действительности.
Действительность в идеологии, как и в общественной психологии, рассматривается через определенное отношение к ней со стороны конкретной социальной группы (класса, общественного слоя, нации, партии, государства). Но в отличие от общественной психологии в идеологии осознание и оценка отношений людей к действительности представлены в теоретической форме знания и самосознания коренных интересов групп. Идеологи не только четко заявляют о своих теориях и гипотезах, но и доказывают их. При этом все общественные явления отражаются в идеологии с точки зрения их значимости для какой-либо определенной социальной группы.
Идеологи вырабатывают оценку и воплощают ее в программы, уставы и заявления, что становится нормой теоретического и практического отношения этой группы к действительности.
Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в общности на основе общих интересов. Но одновременно идеология способна и разъединять людей, если их коренные интересы не совпадают. Перед современным человечеством возникает очень много серьезных проблем: охрана природной среды, борьба с болезнями, разоружение и др. Все эти задачи невозможно решить в условиях идеологического противостояния. Но отказ от идеологического противоборства не означает отмену идеологии. Речь должна идти не о конце идеологии, а о создании подлинно гуманистической идеологии, отвечающей общим интересам людей независимо от пола, возраста, национальности, социального положения.
Общественное бытие отражается общественным сознанием в различных формах. Формы общественного сознания возникают не одновременно, а по мере усложнения общественного бытия, развития и обогащения познавательных способностей человека. Первой формой общественного сознания является мораль. Она такая же древняя, как и само общество, ибо ни один социальный коллектив не может существовать без определенных норм поведения. Далее в первобытном обществе возникают еще две формы общественного сознания: сначала эстетическое, а потом религиозное сознание. Затем в связи с переходом к классовому обществу возникает политическое сознание и правосознание, позднее в связи с разделением труда, с отделением умственного труда от физического - научная и философская формы сознания.
Возникновение
форм общественного сознания нельзя
представлять как процесс законченный.
Сегодня многие ученые говорят о
возникновении экологического, исторического
и экономи-ческого типов