Духовная жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметом нашего дальнейшего анализа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Социальная природа духовной жизни общества………………………4
2. Содержание духовной жизни общества………………………………..7
3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛА.docx

— 43.27 Кб (Скачать файл)

                                          МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

 

Кафедра

Философии ,истории и права


 

 

 

Контрольная работа по философии на тему :

                                              «Духовная жизнь общества»

 

                                                               Тема 10

 

 

 

Студентка : Бокарева Кристина Михайловна

Специальность: бакалавр менеджмента

№ личного дела: 10млд10901

Группа: 2БМу

Преподаватель: Иванова Валерия Айбасовна -К Ф Н, доцент

 

 

                                               Барнаул 2012

 

                                     

                                            Cодержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Социальная природа духовной  жизни общества………………………4

2. Содержание духовной жизни общества………………………………..7

3. Охарактеризуйте взаимоотношения  между материальным и духовным  производством. Объясните, в чем  состоит их сходство и в  чем принципиальное различие………………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………21

Литература……………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между  Миром и Человеком, относится  и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат  в основе его существования. Человек  не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную  логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как  должное и недолжное, благое и  пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие  ценности выступают в качестве критериев  степени как духовного развития, так и социального прогресса  человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и  свободу выбора, семья, право и  др.

Ценности, традиционно относимые к рангу  духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются  обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметом нашего дальнейшего анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная природа духовной  жизни общества

Духовная  жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание  окружающего мира, выработка более  глубокого и тонкого отношения  к нему. Через духовность идет процесс  познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и  падения, утраты и обретения, трагизм  и громадный потенциал.

Духовность  сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и  личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его  настоящее и будущее.

Духовность - сложное понятие. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной  и идеалистически ориентированной  философии. Здесь оно выступало  в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит  функция творения и определения  судеб мира и человека.

В других философских традициях оно  не столь употребимо и не нашло  своего места как в сфере понятий, так и в сфере социокультурного бытия человека. В исследованиях  психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей «неоперациональности».

Вместе  с тем понятие духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях «духовного производства», «духовной культуры»  и т.д. Однако его определение  по-прежнему остается дискуссионным.[ 1, c.307 ]

В культурно-антропологическом контексте  понятие духовности употребляется  при характеристике внутреннего, субъективного  мира человека, как «духовного мира личности». Очевидно, что понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется , вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности.

Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне  этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует.

Понятие духовности, несомненно, необходимо для  определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение  и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при  идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные  проблемы, обычно выражающиеся для  каждого человека в системе «вечных  вопросов» его бытия. Сложность  их решения в том, что, хотя они  имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени, и пространстве каждый человек открывает  и решает их заново для себя и  при этом по-своему. На этом пути осущ. духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.[ 1, c.312 ]

Таким образом, главное здесь - не накопление разнообразных знаний, а их смысл  и цель. Духовность есть обретение  смысла. Духовность - свидетельство  определенной иерархии ценностей, целей  и смыслов, в ней концентрируются  проблемы, относящиеся к высшему  уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности  человека не только мыслить и действовать  утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».

Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и  о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как  духовного существа, обладающего  возможностью творить по законам  истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное  качество, относящееся к сфере  смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия, и «образ человеческий»  в каждом индивиде.

Проблема  духовности - это не только определение  высшего уровня освоения человеком  своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к себе. Это  проблема выхода человека за рамки  узко эмпирического бытия, преодоления  себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем  жизненном пути. Следовательно, это  проблема «жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» - категория нравственности. Нравственность же является определителем  духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.[3 , c.451]

Таким образом, духовная жизнь - важная сторона  бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется  подлинно человеческая сущность.

Духовная  жизнь общества - область бытия, в  которой объективная, надындивидуальная  реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а  как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая  содержание, качество и направленность социального и индивидуального  бытия.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения  объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом  законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве  материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых»  моментов. При этом создаваемый человеком  идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным  законам. В результате он может очень  высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью  оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку, в конечном счете, это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом  такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические  болезни, а для общества - его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов.

2. Содержание духовной жизни  общества

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и  индивидуальное сознание.

Элементами  духовной жизни общества принято  считать также:

- духовные потребности;

- духовная деятельность и производство;

- духовные ценности;

- духовное потребление;

- духовные отношения;

- проявления межличностного духовного  общения.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность - форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи , образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек.

Духовная  деятельность как всеобщий труд осуществляется в кооперации не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той  или иной проблеме. Духовная деятельность, не опирающаяся на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание  собственного содержания.

Духовный  труд, оставаясь всеобщим по содержанию, по сути, и форме своей является индивидуальным, персонифицированным - даже в современных условиях, при  высочайшей степени своего разделения. Прорывы в духовной жизни осуществляются преимущественно усилиями одиночек или небольших групп людей  во главе с ярко выраженным лидером, открывающих новые направления  деятельности для постоянно растущей армии работников умственного труда. Вероятно, именно поэтому Нобелевские  премии не присуждаются коллективам  авторов. В то же время существует множество научных или художественных коллективов, работа которых при  отсутствии признанных лидеров носит  откровенно неэффективный характер.

Особенностью  духовной деятельности является принципиальная невозможность отделить применяемые  в ней «средства труда» (идеи, образы, теории, ценности) в силу их идеального характера от непосредственного  производителя. Поэтому отчуждение в обычном понимании, характерное  для материального производства, здесь невозможно. К тому же основное средство духовной деятельности с момента  ее зарождения остается, в отличие  от материального производства, практически  неизменным - интеллект отдельной  личности. Поэтому в духовной деятельности все замыкается на творческую индивидуальность. Собственно, в этом и обнаруживается основное противоречие духовного производства: средства духовного труда, будучи всеобщими, по содержанию, могут применяться  только индивидуально.

Духовная  деятельность обладает огромной внутренней притягательной силой. Ученые, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание  или его отсутствие, поскольку  сам процесс творчества доставляет им сильнейшее удовлетворение. Духовная деятельность во многом напоминает игру, когда удовлетворение приносит сам процесс. Природа этого удовлетворения имеет объяснение - в духовной деятельности продуктивно-творческое начало доминирует над репродуктивно-ремесленным.

Следовательно, духовная деятельность самоценна, обладает нередко значимостью безотносительно  к результату, что практически  невозможно в материальном производстве, где производство ради производства - нелепость. Кроме того, если в сфере  материальных благ исторически больше ценился и ценится их обладатель, нежели производитель, то в сфере  духовной интересен производитель  ценностей, идей, произведений, а не их владелец.

Диалектика  духовной деятельности существенно  отличается от диалектики материального  производства. В материальном производстве производителю благ навязывается сам  труд, а его результаты в основном отчуждаются от работника, он лишен  возможности их потреблять. В духовной сфере производством занимаются немногие, большинству же навязываются продукты - идеи, теории, ценности, образы, сам процесс их создания остается недоступным для большинства. В  первом случае задача состоит в том, чтобы увеличить возможности  потребления, во втором - производства.

Информация о работе Духовная жизнь общества