Европейская философия 17 века
Автор: Джон Голт
от 16-09-2012, 20:59
загрузка...
1. Условия зарождения философии
Нового времени.Общество обнаружило
колоссальную потребность в науке.
От неё во всё большей степени
зависят развитие производства,
торговли, благоденствие наций. Научные
достижения, однако, сколь бы значительными
они ни были, всех возникших
в обществе проблем не решают.
Стремительно растущая буржуазия
наращивает свой контроль над
экономической жизнью государства,
но у неё связаны руки. Убрать
мощный тормоз развития можно,
лишь восстав против монополии
дворянства на власть и ослабив
духовную диктатуру церкви. Но
вначале следует убедить людей
в необходимости радикальных
преобразований в жизни. Именно
отсюда вырастает та система
взглядов на мир и человека
в этом мире, которая получила
название философии Нового времени.
Это своего рода манифест выходящих
на социальную арену социальных
слоёв, поднимающей голову буржуазии.
2. Френсис Бэкон – основатель
новой философии.Бэкон замечает,
что, благодаря науке, человек
становится равным Богу, раздвигаются
границы человеческих возможностей.
Научные интересы Бэкона были
близки к конкретным, практическим
запросам (он и умер то от
того, что простудился, проводя
эксперимент, сколько дней может
сохраняться мясо птицы в снегу),
ведь ему было важно подчеркнуть,
что наука может принести реальную
пользу. Бэкон, возможно, и не первым
выдвинул положение «Знание –
сила», но он по-новому подчеркнул
его важность. Конечная цель его
учения: помочь человеку овладеть
силами природы на основе их
познания. Инструментом же познания
должен быть правильный метод
(бредущий в темноте путник
быстрее найдёт дорогу, если в
его руке фонарь. Так и в
науке лучше, если учёный имеет
возможность опереться на верный
метод). По Бэкону, это индукция
– путь изучения явлений, в
ходе которого от отдельных
фактов идут к общим положениям. Конечно,
и в этом случае бывают ошибки в познании,
избежать многих из них можно, если отделить
науку от религиозной догматики. Из других
ошибок, философ выделяет привычку поклонения
«идолам»: 1) идолы рода – заблуждения,
присущие человеческому роду в целом;
2) идолы пещеры – суеверия, заблуждения
отдельного человека; 3) идолы рынка –
привычка опираться на расхожие представления;
4) идолы театра – слепая вера в авторитеты.
«О достоинстве и приращении наук», «Новый
органон».
3. Философия Рене Декарта
(Картезия) (1596-1650).Р. Декарт занимал
позицию дуализма, когда мысль
в попытке понять и объяснить
мир исходит не из одного
начала (материального или идеального),
а признаёт их равноправными
и абсолютно независимыми. Основной
принцип философии Декарта –
всё подвергнуть сомнению. Надо
довести его до крайних пределов,
исчерпать, тогда обнаружится
нечто несомненное. Оно то и
будет основанием, на котором
можно построить здание новой
философии. Труды «Рассуждения
о методе» и «Начала философии»
сходны и начинаются со скептицизма
относительно данных, получаемых, благодаря
органам чувств. Возможно, это лишь
галлюцинация. Арифметика и геометрия
более достоверны, т.к. протяжённость,
величину, количество сложнее подвергнуть
сомнению. Остаётся, однако, нечто, в
чём нельзя сомневаться. «Я
мыслю, следовательно, я существую»
(cogito ergo sum) – вот положение, которое,
по Декарту, можно без опасения
принять за исходный принцип
философии. Декарт доказывает, что
мир познаваем, а основная задача
философии – неустанный –
при опоре на разум – поиск
истины. Отсюда и термин - рационализм
(разум – racio).
4. «Левиафан» Томаса Гоббса.Продолжателем
идей Бэкона и его личным
секретарём был Томас Гоббс
(1588-1679). «Я зажигаю свет разума»
- эпиграф к одной из работ
Гоббса – вполне мог бы стать
эпиграфом к его творчеству
в целом. Гоббс убеждён: религиозные
чувства – следствие страха, порождённого
невежеством. Между суевериями
и религией нет различия. Но
религия может оказаться полезной
государству в качестве социальной
узды, как средство, удерживающее
от восстаний и проявлений
недовольства. Основной труд Гоббса
– «Левиафан» - является попыткой
ответить на вопросы: как возникло
человеческое общество, по каким
законам оно развивается, какое
место в нём занимает человек?
Философ изображает общество как
гигантский живой механизм; человек –
его элементарная частица, притом глубоко
эгоистичная, движимая чувством самосохранения.
В естественном состоянии, до того момента,
как возникают общество, государство,
законы, в отношениях людей царят злоба,
«война всех против всех». Именно она приводит
людей к выводу, что лучше ограничить свою
свободу, подчинившись законам, ради безопасности.
Возникшее таким образом общество развивается
по определённым законам, незнание которых
причина многих зол, в том числе гражданских
войн, а их постижение законов позволяет
избежать их.
5. Взгляды Бенедикта Спинозы.Талантливейшим
продолжателем Декарта-философа
стал голландец Бенедикт Спиноза
(1632-1677). Единственный труд Спинозы,
вышедший при его жизни не
анонимно – «Основы философии
Декарта». Его привёл в восхищение
одни из принципов учителя:
нельзя признать истинным то,
что не доказано точными, бесспорными
доводами. Но философа не устраивает
декартовский дуализм. Он считает,
что у мира одно начало, и
оно материально. Спиноза также
гораздо более радикален в
отношении религии, чем Картезий.
Спиноза рационалист, он полагает,
что познавать всё следует
ясно и отчётливо. Отсюда - превознесение
математики, даже свою этику мыслитель
излагает в виде теорем геометрии.
Будучи убеждён, что мир познаваем,
он считает, что чувственное
знание недостоверно, оно – источник
ложных идей. Но в ложном представлении
отражается существующее на самом
деле, но отражается так неточно,
что становится заблуждением. Каждое
явление имеет свою причину,
задача мыслящего ума – вскрыть
причины, порождающие то или
иное явление. Но действует
слишком много причин, невозможно
подсчитать число последствий.
Прикрывая собственное бессилие,
человек придумал понятие случайности,
но Спиноза не признаёт случайности
ни в природе, ни в мире
людей. Не нужно слепо смиряться
с судьбой, в наших силах
многое предотвратить, изучая
мир, других людей и самого
себя. Рассуждая об этом, философ
подходит к проблеме свободы:
«Свобода есть познанная необходимость».
Скачать реферат: Evropeyskaya-filosofiya-17-veka.rar
[10,06 Kb] (cкачиваний: 42)
Пароль на архив: privetstudent.com