Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:41, реферат
В конце 19-го и в 20-м веках проблема человека и его бытия приобрела наибольшую актуальность и выдвинулась на передний план философских поисков.
Это была реакция на предчувствие, а потом на последующее наступление страшных потрясений, затронувших все человечество, время, когда потерпели крушение попытки строительства “новой” жизни, основанные на рационалистических принципах. Потерпела крах концепция объективного и безразличного к человеку бытия, овладев законами которого, человек мог как высшее существо преобразовать мир по своему усмотрению. Поэтому стали возникать философские концепции, в которых акцент делается на бытии, прежде всего как человеческом существовании.
Введение 3
Понятие экзистенциализма и его развитие 4
Мировоззрение Жан-Поля Сартра 7
Философия свободы 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19
«Пока мы не поступаем, мы не знаем, каковы мы на самом деле. Только поведение говорит человеку о его истинных качествах. Даже чувства, на которые пытается сослаться человек при выборе, есть порождение поступка, который мы совершаем». В этом смысле Сартр игнорирует проблему мотивов, внутреннего состояния души. Он считает его несущественным, разделяя прагматическое представление о морали, в соответствии с которым мы судим о человеке по следствиям его дел, а не по его замыслам. «Утрачивая свою свободу, человек вообще перестает быть человеком, обращаясь в ничто. Именно в силу своей свободы человек ответствен за свою жизнь. Не только успехи, но и провалы на этом пути всегда есть результат его собственного выбора. Бесполезно искать кого-нибудь другого, виноватого в этом, что с вами случилось. Что бы ни случилось - вы это заслужили своими поступками и несете за них ответственность. В любой момент вы можете изменить свой жизненный «проект», выбрать другой путь. Но всегда - это ваш выбор». Разумеется, он отвечает за него не перед обществом, не перед высшими силами, которых нет, а только перед самим собой. Он должен знать, что лично расплатится за всякий свой поступок. Самые низкие люди те, кто считает, что к тому или иному поведению их принудили. Их Сартр презирает.
«Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования - его свободы. Человек - это свобода». Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен совершенно независимо от реальных возможностей осуществления его целей. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать выбор. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении своего отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме - это прежде всего свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида.
Сартру удается доказать отсутствие
фатальной предопределенности человеческого
действия, способность человека бороться
с препятствиями и своим
1) она означает способность самостоятельно
2) действовать ради достижения целей;
3) достигать поставленных целей;
4) выявление своей воли.
Игнорирование хотя бы одного из названных аспектов ведет к серьезному ограничению или даже отрицанию свободы. Вносимое Сартром «уточнение» понятия свободы, сводящее ее к автономии выбора, замыкает ее рамками сознания, изменением действительности лишь в своих мыслях. Такая свобода не вносит никаких перемен в окружающий мир и не является действительным превзойдением ситуации. Но только такое отождествление свободы с автономией выбора позволило Сартру утверждать, что человек всегда свободен, и, что с точки зрения свободы, для него нет никакой разницы между диаметрально противоположными ситуациями, например: остаться стойким или предать друга и убеждения. Сартр заявлял, что даже в тюрьме человек не утрачивает свободы, что даже пытки не лишают нас свободы.
Человек свободен сам созидать свою сущность, потому что, как мы уже отметили, изначально дан себе только как существование. «Мы без оправданий одиноки, и человек, получается, обречен на свободу. Обречен, ибо не сам себя сотворил, и, тем не менее, свободен, ибо, заброшенный однажды в мир, он в ответе за все, что ни делает. Свобода абсолютна, ответственность тотальна». Он не завершен подобно вещи, и сам делает из себя то, чем является: честного или подлеца, труса или героя. В своем внутреннем мире, полагает Сартр, мы не зависим ни от общества, ни от других людей, ни от моральных и религиозных установлений, ни даже от собственного прошлого. Эта независимость - результат способности сознания все отрицать и освобождаться от всякого внешнего влияния. Сознание экстатично, оно стремится за пределы любого наличного состояния. Каждый акт выбора происходит «в пустоте», с нуля, как если бы на нас не влияли ни полученное воспитание, ни ценностные установки, ни давление обстоятельств, ни боль, ни угрозы. Неантизации подвергается и всякий внешний, и всякий внутренний результат. Прошлое мертво, оно не определяет настоящего, которое всегда - выбор. «Чувствуя, насколько предложенное им понимание свободы отличается от представлений о свободе большинства людей, Сартр обращается к дальнейшему «уточнению» понятия свободы. Он пишет: «…против здравого смысла надо уточнить, что формула «быть свободным» не означает «достигать того, чего хотят», но означает определиться к хотению (в широком смысле, выбирать) самому». Другими словами успех не имеет значения для свободы».
Свобода не есть какое то бытие, она есть бытие человека, т.е. его ничто бытия. Если бы понимали сначала человека как полноту, было бы абсурдно искать в нём затем психические моменты или области, где он был бы свободен. Человек не может быть то свободным, то рабом – он полностью и всегда свободен или его нет. В любой ситуации человек может сказать «нет». Эти слова имели особое звучание во Франции сороковых годов, так как были написаны во время фашистской оккупации, а Сартр активно участвовал в движении Сопротивления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философское и художественное творчество Ж.-П. Сартра является одним из самых значительных явлений в духовной истории ХХ века. Ж.-П.Сартр констатирует, что свобода дарована каждому человеку так же просто и естественно, как воздух или благодать Солнца. Ничто не властно над человеком, он свободен, ему нужно полагаться только на себя, и все, что он делает находится под его и контролем. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Сартр разработал оригинальную теорию атеистического экзистенциализма, создал новый тип философского романа и драмы.
Влияние экзистенциализма на мировую литературу ХХ века проявилось в создании нового типа романа и драмы, родовыми признаками которых являются «смыслоутрата», размывание граней между художественным творчеством и философией, мифотворчество и притчевость. Экзистенциализм называют «теоретической базой современного искусства», «адекватным выражением философской ситуации современной эпохи».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. – М., 1994.
Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М.: Издательство Московского университета, 1969.
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.
Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.
Шичанина Ю.А. История философии: Запад-Россия-Восток. М.: «Греко-латинский кабинет, 1999.
1 Феноменоло́гия (Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.