Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 15:49, контрольная работа
Краткое описание
И.Канта абсолютное большинство просвещенных людей воспринимает, прежде всего, как основоположника немецкой классической философии, как создателя системы трансцендентального идеализма, сформулировавшего основные вопросы, на которые должна дать ответы философия (Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?). Некоторые знают о нем как о крупнейшем этике, авторе знаменитого «категорического императива» и не менее знаменитого афоризма о нравственном законе («Есть две вещи в мире, которые приводят в восторг мою душу — звездное небо надо мной и нравственный закон во мне»).
Содержание
Введение. 3 1. Жизнь и творчество Канта. 4 2. Взгляды Канта на культуру. 6 3. Представления Канта о природе цивилизации. 11 Заключение. 15 Список литературы.. 16
Кант вслед за Ж.-Ж. Руссо выступает
с позиций критики существующей цивилизации,
однако его подход отличается от того,
что представлен в работах создателя «Эмиля»
и «Новой Элоизы».
Кенигсбергский мыслитель считает,
что цивилизация, будучи безжалостной
к отдельному человеку, играет позитивную
роль по отношению ко всему человечеству.
Переход на эту ступень развития,
с его точки зрения, следует рассматривать
как прогрессивное явление, ибо цивилизация
хотя и не приводит к коренной трансформации
человека, но поднимает его над «грубостью»
и «животностью» его собственной природы.
Среди величайших достижений
цивилизации, считал Кант, самым значительным
является правовое государство. Его возникновение
свидетельствует о завершенности определенного
исторического цикла, о появлении нового
социального типа личности, способной
соотносить свои желания с общественными
устремлениями, подчинять свои индивидуальные
интересы интересам целого.
Согласно воззрениям Канта,
мировая история начинается с момента
выхода человека из естественного состояния
и завершается его переходом в моральное
состояние. В этих пределах разворачивается
и вся история человеческой культуры,
которая с необходимостью должна довести
до конца процесс культурной огранки человека,
ибо в противном случае она неизбежно
погибнет в результате вызванных ею раздоров
между людьми.
Таким образом, путь человечества
— это путь от цивилизации к культуре.
Если первая суть низшая, то вторая — высшая
ступень исторического развития человечества.
Переход на нее будет означать достижение
всеобщей гармонии и мира, установление
новой системы взаимоотношений не только
между государствами, но и отдельными
индивидами.
Не трудно заметить, что Кант
предлагает совершенно иное — этическое
— решение проблемы, чем те, которые были
выработаны его предшественниками, в частности,
мыслителями Просвещения Последние, как,
впрочем, и мыслители Античности и Возрождения,
исходили из того, что овладение культурой
позволяет человеку достичь счастья и
благополучия значительно большего, чем
овладение природой. По их мнению, в погоне
за счастьем человек совершенствует природные
задатки, отыскивает и изобретает разнообразные
средства, позволяющие удовлетворять
его потребности. В этом и состоит предназначение
культуры. Так, например, думал Руссо.
Для Канта же просветительский
тезис о том, что целью деятельности человека
является достижение счастья через удовлетворение
всех его естественных потребностей, в
принципе неприемлем, ибо истинное предназначение
человека состоит не в получении личной
выгоды, а и обретении человеком себя как
морального существа (одна из формулировок
категорического императива звучит следующим
образом: «Поступай так, чтобы максима
твоей деятельности была направлена на
достижение собственного совершенства
и чужого счастья»).
Отсюда совершенно иное понимание
сути культуры, которая под пером Канта
превращается в средство нравственного
самосовершенствования человека. Путь
к вершинам культуры, по Канту, — это путь
к человеку моральному, способному осмысливать
свои деяния не с точки зрения достижения
удовольствия и наслаждения, а с точки
зрения выполнения своего долга перед
обществом, государством, своей семьей
и самим собой. Говоря другими словами,
смысл культуры состоит в замене природного
деспотизма деспотизмом разума, в установлении
господства долга над всеми чувственными
побуждениями конкретного эмпирического
индивида.
Заключение
Таким образом, мы видим, что
Кант, столкнув в непримиримом антагонизме
чувственный и умопостигаемый миры, рациональное
и иррациональное начало, разум и инстинкт,
необходимость и свободу, естественное
влечение и долг, закладывает в основание
своей теоретической конструкции заряд
огромной разрушительной силы. Гарантию
того, что человек не собьется с истинного
пути он видит в благоразумии человека,
который понимает необходимость и выгодность
для него следовать велениям категорического
императива, однако еще Шекспир, исследуя
проблему взаимосвязи долга и чувственного
влечения, устами своего героя Гамлета
провозглашал, что в борьбе между моральным
принципом и природным влечением всегда
верх берет инстинктивное начало. Жизнь
постоянно доказывает нам, что в ситуации
выбора между абстрактным нравственным
абсолютом и индивидуальным счастьем
большинство делает выбор в пользу последнего.
Это особенно ярко проявляется в «пограничных
ситуациях», которые столь блистательно
проанализированы в работах экзистенциалистов,
в частности Сартра, Камю, Киркегора и
других, где показывается, что выбор в
пользу долга может сделать только героическая
личность, но не обыватель, более всего
ценящий свое благополучие, счет в банке
и свое реноме. Лишая природу культурного
смысла и значения, кантовская культурология
и этика закрывают для большинства индивидов,
вовлеченных в стихию частной жизни, путь
к обретению ими своего истинного предназначения.
Проблема, вставшая перед авторами, работавшими
после Канта, как раз и заключалась в том,
чтобы придать культуре новый статус,
статус не разъединяющего, а объединяющего
начала, примиряющего природное и разумное
в человеке.
Список литературы
1. Винденбальд Вильгельм От
Канта до Ницше. М.: канон-Пресс, 1988
2. Горбачев В.Г. Основы философии.
Курс лекций. М.:ВЛАДОС, 1998.
3. Касссирер Эрнест Жизнь и
учение Канта. СПб: Ун кн.,1997
4. Основы философских знаний.
Учебное пособие. М., 1994.
5. Радугин А.А. Философия. Курс
лекций. М.: ЦЕНТР, 1997.
6. Судаков А.К. Абсолютная нравственность
и этика автономии и безусловный закон.
М.: Едиториал УРСС, 1998
7. Философия. Основные идеи
и принципы. Популярный очерк. Под ред.
А.И.Ракитова. М., 1994.
8. Этика Канта и современность.
Рига: Автос, 1989
[1] Касссирер Эрнест Жизнь и учение
Канта. СПб: Ун кн.,1997
[2] Этика Канта и современность.
Рига: Автос, 1989
[3] Касссирер Эрнест Жизнь и учение
Канта. СПб: Ун кн.,1997
[4] Касссирер Эрнест Жизнь и учение
Канта. СПб: Ун кн.,1997
[5] Этика Канта и современность.
Рига: Автос, 1989
[6] Касссирер Эрнест Жизнь и учение
Канта. СПб: Ун кн.,1997
[7] Винденбальд Вильгельм От Канта
до Ницше. М.: канон-Пресс, 1988