Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:51, реферат
Павел Александрович Флоренский - выдающийся русский мыслитель
, поистине настоящая гордость и слава России , по-видимому ,
последний Леонардо мировой культуры , человек , даже в сталинс-
ких лагерях продолжавший научные исследования , и вместе с тем
великий " майевтик " такой непреходящей ценности нашей Родины ,
как Московская математическая школа .
I Введение
II Биография
III Творческое наследие П. Ф.
IV П.А. Флоренский: проблема общественного идеала
а) его представления об общественном идеале
б) исследование проблемы общественного идеала
V Зримый рай Павла Флоренского
VI Павел Флоренский и наука XX века
а) введение топологических структур и единство научно-
го знания ;
б) новая теория исторического процесса.
в) формирование новых научных понятий , Московская ма-
тематическая школа , основной вопрос философии .
VII Заключение .
расстрела в 1937 году .
Нельзя отказать в проницательности палачам и самозваным судь-
- 14 -
ям . Они правильно истолковали смысл книги . Это был несомненный
удар по материализму , считающему материю главной реальностью
мироздания . Как раз эта реальность при световых скоростях ока-
зывается нулевой , мнимой , а мнимости потустороннего мира , об-
ретают истинную реальность .
Священник и богослов Павел Флоренский умышленно отказался
здесь от любимых богословских и канонических рассуждений . Цен-
ность труда в том и заключается , что , оставаясь в пределах фи-
зики , геометрии и космологии , автор фактически полностью подт-
верждает и даже доказывает подлинность мистического христианско-
го опыта . Это настоящее " опытное богопознание " , известное с
древних времен . Суть такого пути - в свободном следовании за
истиной , которая сама ведет к Богу .
В доносых рецензиях и прямых доносах на " Мнимости в геомет-
рии " справедливо указывалось , что этот труд возвращает нас к
средневековым христианским представлениям о Земле , как центре и
цели всего небесного мира . Правильнее сказать , что здесь подт-
верждается реальность библейского откровения о сотворении земно-
го мира из света : " И сказал Бог - да будет свет , и стал свет
" .
Авторы доносов обрушивались и на теорию относительности ,
вольно или невольно подтвердившую это библейское откровение пос-
тулатом об изначальной скорости света и моделью мгновенного воз-
никновения нашего мироздания из светового сгустка величиной
меньше булавочной головки .
Однако Флоренский пошел в этом направлении намного дальше
Эйнштейна . Там , где для создания теории относительности закан-
чивается реальность , для автора " Мнимостей в геометрии " она
- 15 -
только начинается . Флоренский считает , что скорость света
300000 километров в секунду - не предел , а только граница между
миром земным и миром небесным . Одна секунда бега светового луча
очерчивает все пределы земного мира . По звездному времени это
сутки , а в пространстве граница между землей и небом пролегает
между Ураном и Нептуном , как и считал Птолемей .
Становится ясно , что сотворив свет , а именно с него начина-
ется сотворение мира , Бог одновременно создал вечные и неруши-
мые сущности вещей . Смерть и разрушения возникают на границе
между нашей и " мнимой " , а правильнее сказать - вечной реаль-
ностью .
Здесь необходимо вспомнить " Иконостас " Флоренского и его
учение об обратной перспективе в иконописной традиции . Обратная
перспектива возникает на сферически изогнутой поверхности , как
бы охватывающей зрителя .Плоскость иконы - это реальность . "
Мнимость " - сферическая вогнутость , создаваемая взором и
кистью художником . Согласно его учению , мистическое пространс-
тво иконы - не изображение рая , а его вместилище . " Мнимости "
- зримый рай .
Учение Флоренского о мнимостях и обратной перспективе до сих
пор понимают немногие .
Самой важной заслугой Флоренского перед наукой XX века явля-
ется , введение и систематическое использование им - для точной
, математической экспликации своих , ныне революционизировавших
естествознание идей новых - топологических структур современной
математики . Он успешно продолжил здесь линию по выявлению со-
вершенно новой , чисто математической " онтологии " мира , нача-
тую еще Галилеем , Ньютоном , Максвеллом , Эйнштейном и многими
- 16 -
другими и философски осмысленную только поздним Гуссерлем .
Новые существенно важные компоненты самых современных теоре-
тических концепций естествознания опираются , оказывается , на
главные , наиболее глубокие понятия фундаментального , основопо-
лагающего раздела современной математики - топологии как наибо-
лее общего , современного учения о пространстве - о том , как
конкретно любые объекты научного познания " выстроены " в преде-
ле из своих " частей " - любого рода их подобъектов . Топологи-
ческие структуры - структуры предельного " прилегания " , пре-
дельной " составленности " целого из любых своих " частей " -
наряду с алгебраическими структурами - являются наиболее фунда-
ментальными для всей современной теоретичесой механики , а зна-
чит , и для современного научного знания в целом .
Флоренский предложил еще в 20-е годы нашего века то решение
вопроса , к которому теоретическая физика подходит только в наши
дни : " Геометрия учит , что каково бы ни было расстояние между
двумя точками в пространстве по кратчайшей между ними , - кроме
того , всегда может быть осуществлен путь , по которому расстоя-
ние их равно нулю ... Устанавливая такое сообщение между точками
..., мы непосредственно соприкасаем друг с другом любые две точ-
ки . Так словопроизнесение можно сравнить с таким прикасанием
познающего и познаваемого ... хотя и оставаясь разделенными
пространственно , они оказываются совмещенными друг с другом .
Слово есть онтологическая изотропа " . 58 0 Это первое серьезное ,
концептуальное применение новой научной дисциплины XX века - то-
пологии к решению действительно серьезнейшей научной проблемы .
Во времена Флоренского , конечно , общая топология еще только
начинала складываться - и именно он был первым в мировой науке
- 17 -
XX века , кто начал применять ее новые , более глубокие общест-
венно - пространственные понятия к решению действительно серьез-
ных научных , философских проблем , в частности , прежде всего
для более основательного осмысления того , как надо понимать в
наше время единство научного знания и сам процесс исторического
развития .Надо отдать должное врагам ученого : интуитивно они
совершенно правильно оценили очень важное для всего научного со-
общества значение теоретических идей и интересов П.А.Флоренского
- иначе как понять объявленное ими не более и не менее как " на-
учным вредительством " публикацию в 1937 году в русском переводе
первой в мире систематической монографии по теории множеств -
известной книги Хаусдорфа " Теория множеств " , конечно же , со-
вершенно " безвредной " для тогдашнего официального марксизма в
идеологическом плане ? Очень жаль , что в результате наветов
отец Павел был слишком рано лишен возможности участвовать в этом
очень результативном , эффективном движении философской мысли XX
века , одним из основоположников которого он , собственно говоря
, и являлся в России , в постепенном обобщении и теоретическом
углублении конкретных и точных понятий нового раздела математики
- топологии - до статуса основополагающих , лежащих у самых ис-
токов человеческого познания философских категорий - категорий "
Гегнет" . Это смог сделать только другой великий философ XX века
- Мартин Хайдеггер . Другая главная , огромная и великая заслуга
П.А.Флоренского перед философской наукой XX века - выявление на-
иболее существенных компонентов совершенно новой концепции исто-
рического развития , разумное и вполне удовлетворяющее нас ныне
построение подлинно научной , современной историософии . Он на-
чинает с еще очень непростой классификации основных типов чело-
- 18 -
веческих культур , известных документальной истории , выделяя в
ней два главных , наиболее важных подразделения : культуру тра-
диционные и культуры , в его терминологии , " Возрожденческого
типа " , которые в наиболее полном и развернутом виде воплотила
начиная с Ренессанса , Европа Нового Времени , а в зачаточном ,
еще недостаточно развитом - классическая Греция античности . 5 9 0
Еще один большой круг гносеологических проблем , очень инте-
ресовавших П.А.Флоренского во время его жизни и получивших пос-
ледующее - весьма интересное и основательное - развитие в фило-
софской науке XX века , связан с конкретными особенностями фор-
мирования наиболее глубоких , самых общих и фундаментальных по-
нятий тех научных теорий , которые определяют ныне само наше "
видение " мира - миропонимание нашего времени, - таких , напри-
мер , как квантовая теория или теория относительности . Конечно
, здесь он - как и вся
русская философия того
под сильнейшим влиянием неокантианства . Но и здесь он смог ска-
зать много нового и очень интересного .
Как он мог тогда , - в самые перовые десятилетия нашего , XX
века - в страшнейших , нечеловеческих условиях жизни так тонко и
безошибочно выделить , определить тот класс математических
структур , с помощью которых мы , уже в самом конце этого века ,
будем только начинать решать все эти , очень кратко описанные
выше серьезнейшие и труднейшие научные проблемы , - это , пожа-
луй , самое загадочное и удивительное во всей жизни и делах отца
Павла . Не одно поколение исследователей еще будет " в великом
изумлении " стоять перед этой удивительной загадкой .
Подводя итог следует вспомнить слова Е.Н.Трубецкого , которые
он сказал , характеризую творчество философа : " Движение его
- 19 -
мысли определяется тем же основным контрастом , который опреде-
лил собою весь ход развития русской религиозной мысли : это , с
одной стороны , - бездна зла , греховный миро , внутренне рас-
павшийся , " рассыпавшийся в противоречиях " , а , с другой сто-
роны , " свет Фаворский " , в непроходящей реальности коего ав-
тор глубоко убежден . "Видимо , это высказывание можно применить
ко всему жизненному пути отца Павла , испытавшего в своей безв-
ременно оборвавшейся жизни бездну обрушившегося на него зла , но
и восторжествовавшего над собственной смертью тем светом подлин-
ной духовности , который не померкнет , пока жива Россия . .
2С Н О С К И : 0
51 0. Богословские труды . М., 1977 . Вып. 17 . С.117.
52 0. Вопросы философии . 1988. N 12 .С. 114.
53 0. Литературная учеба .1991. N 3 . С. 96.
54 0. Литературная учеба .1991. N 3 . С. 108.
55 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.5.
56 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.12.
57 0. Флоренский П. В вечной лазури . Сергиев Посад , 1907,С.7.
58 0. П.А.Флоренский Соч. в 2-х тт. Т.2. М.,1990,стр. 292.
59 0. П.А.Флоренский . Автореферат. - " Вопросы философии " ,
1988, N 12 , стр. 114 .
.