Жизнь и труды Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:10, доклад

Краткое описание

Жизнь Аристотеля. Отец Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона ок. 347 до н.э. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины.

Вложенные файлы: 1 файл

Аристотель длинно.docx

— 42.91 Кб (Скачать файл)

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное  изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную  науку о политике.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в  условиях политической системы, так  как «человек по природе своей  существо политическое». Чтобы правильно  устроить общественную жизнь людям необходима политика.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом  организовать совместную жизнь людей  в государстве.

Политика представляет собой  искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.

Государство — продукт  естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

Формы государственного правленияФормы правления, политические режимы и системы

Анархия

Аристократия

Бюрократия

Геронтократия

Демархия

Демократия

Деспотизм

Джамахирия

Диархия

Диктатура

Идеократия

Изократия

Клептократия

Коммуна

Корпоратократия

Критархия

Критократия

Марионеточное государство

Матриархат

Меритократия

Милитократия

Монархия

Ноократия

Однопартийная система

Олигархия

Охлократия

Патриархат

Плутократия

Республика

Талассократия

Теллурократия

Теократия

Технократия

Тимократия

Тирания

Тоталитаризм

Хунта

Этнократия 

Политика 

В зависимости от целей, которые  ставят перед собой правители  государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные  устройства:

Правильный строй —  строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй —  строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая  власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — соблюдает  выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится  в руках людей богатых и  благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства  Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Отклонение от монархии даёт тиранию,

отклонение от аристократии — олигархию,

 отклонение от политии — демократию.

 отклонение от демократии  — охлократию. 

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное  неравенство. По Аристотелю, олигархия  и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что  имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

При любом государственном  строе общим правилом должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможность чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления  к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не  может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки  праву: стремление же к насильственному  подчинению, конечно противоречит идее права».

Главное в государстве  — гражданин, то есть тот, кто участвует  в суде и управлении, несёт военную  службу и выполняет жреческие  функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции»  — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).

 

Афоризмы, цитаты, высказывания Аристотель

Надежда - это сон наяву.

Все льстецы - прихвостни.

Город - единство непохожих.

Из двух зол выбирай  меньшее.

Благодарность стареет быстро.

Ясность - главное достоинство  речи.

Познание начинается с  удивления.

У кого есть друзья, у того нет друга.

Начало есть более чем  половина всего.

Из справедливости выходят  все добродетели.

Воспитание - лучший припас к  старости.

Грамотность не может служить  мерилом образованности.

Преступление нуждается  лишь в предлоге.

Серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.

Шутить надо для того, чтобы  совершать серьезные дела.

 Достоинство стиля  заключается в ясности. 

Честь - это награда, присуждаемая за добродетель.

Работаем, чтобы иметь  свободное время, и воюем, чтобы  жить мирно.

Пословица - сохранившийся  обломок древней философии.

Воспитание - в счастье  украшение, а в несчастье прибежище.

Люди честолюбивые более  завистливы, чем люди без честолюбия.

Люди необразованные в  глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.

Везение - это удачи, к которым  непричастен испытующий разум.

Для кого даже честь - пустяк, для того и все прочее ничтожно.

Воспитание нуждается  в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Свойство тирана - отталкивать  всех, сердце которых гордо и свободно.

Более подходит нравственно  хорошему человеку выказать свою честность.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Мы лишаемся досуга, чтобы  иметь досуг и войну ведем, чтобы жить в мире.

Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.

Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала  природа.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать  знание на деле.

Разумный гонится за тем, что избавит от страданий, а не за тем, что приятно.

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.

Как преуспеть ученикам? - Догонять тех, кто впереди, и не ждать  тех, кто позади

Добродетель делает правильной цель, а рассудительность - средство для ее достижения.

Комедия имеет намерение  отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.

Хотя Платон и истина мне  дороги, однако священный долг велит  отдать предпочтение истине.

Лучше в совершенстве выполнить  небольшую часть дела, чем сделать  плохо в десять раз более.

Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости. 

В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.

 Большая часть тиранов  вышла, собственно говоря, из демагогов,  которые приобрели доверие народа  тем, что клеветали на знатных.

В большом теле заключена  красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.

Те, кто губит состоятельных  людей или народную массу слишком  решительными законами, в сущности, разрушает государственный строй.

Не следует требовать  от оратора научных доказательств, точно так же как от математика не следует требовать эмоционального убеждения.

Количество - это то, что  делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто.

Нравственная добродетель  сказывается в удовольствиях  и страданиях:ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Каждый может разозлиться - это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько  нужно, и по той причине, по которой  нужно, и так как нужно - это  дано не каждому.

Тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный  человек не может унижаться. Честный человек умеет любить, но он не льстит.

Свойство тирана - отталкивать  всех, сердце которых гордо и свободно.

Относительно избрания должностных  лиц нужно заметить, что, когда  выборы происходят из намеченных заранее  кандидатов, создается опасное положение: если известное число лиц, даже и  небольшое, захотят войти между  собой в соглашение, то выборы всегда будут совершаться так, как они  того пожелают

Источники:

1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.

2. Энциклопедический словарь.  Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.     

3.  Энциклопедия Кольера. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/875/АРИСТОТЕЛЬ 


Информация о работе Жизнь и труды Аристотеля