Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:22, реферат
Сократ - великий античный мудрец, стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Введение……………………………………………………………..
1.Жизнь Сократа……………………………………………………………
1.1.Биография…………………………………………………………………..
1.2.Его призвание………………………………………………………….
2.Философия Сократа…………………………………………………………
2.1.Сократовская философия………………………………………………….
2.2.Метод демона(даймона) Сократа………………………………..
2.3.Истина,мудрость,нравственность………………………………….
3.Смерть Сократа…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Жизнь Сократа………………………………………
1.1.Биография……………………………………………
1.2.Его призвание………………………………………………………
2.Философия Сократа…………………………………………………………
2.1.Сократовская философия………………………………………………….
2.2.Метод демона(даймона)
Сократа………………………………..
2.3.Истина,мудрость,
3.Смерть Сократа…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Введение
Сократ - великий античный
мудрец, стоит у истоков рационалистических
и просветительских традиций европейской
мысли. Ему принадлежит выдающееся место
в истории моральной философии и этики,
логики, диалектике, политических и правовых
учений. Влияние, оказанное им на прогресс
человеческого познания, ощущается до
наших дней. Он навсегда вошел в духовную
культуру человечества. Образ жизни Сократа,
нравственные и политические коллизии
в его судьбе, популярный стиль философствования,
воинская доблесть и мужество, трагический
финал - окружили его имя притягательным
ореолом легендарности. Слава, которой
Сократ удостоился еще при жизни, легко
переживала целые эпохи и, не померкнув,
сквозь толщу двух с половиной тысячелетий
дошла до наших дней. Сократом интересовались
и увлекались во все времена. От века к
веку аудитория его собеседников изменялась,
но не убывала. И сегодня она, несомненно,
многолюднее, чем когда бы то ни было. В
центре сократовской мысли - тема человека,
проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей
и пророков, права и долга, свободы и ответственности,
общества. И сократовские беседы - поучительный
и авторитетный пример того, как можно
ориентироваться в чаще этих вечно актуальных
вопросов. Обращение к Сократу во все времена
было попыткой понять себя и свое время.
И мы, при всем своеобразии нашей эпохи
и новизне задач, не исключение.
1 Жизнь Сократа
1.1 Биография
Сократ—первый афинский (по рождению)
философ. Сократ родился в знаменитой
Фаргелии - в месяце Фаргелион (май - июнь
по современному календарю), в год архонта
Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады
(469 г. до н.э.) Он был родом из Дема (территориального
округа) Алопеки, входящего в состав Афин.
Сократ был в семье вторым ребенком. Как
и остальные афинские дети, Сократ получил
общедоступное начальное образование,
которое было нацелено на физическое и
духовное формирование члена полиса (города-государства),
его будущего полноправного и преданного
гражданина. Науками о природе философ
особенно увлекался в молодые годы. Когда
Сократу исполнилось 18 лет, решался весьма
существенный вопрос о наделении гражданскими
правами и официальном признании гражданином
Афинского государства.
Статус
полноправного гражданина Афин предоставлял
много значительных (политических, правовых,
материальных, морально-религиозных и
т.п.) льгот. Успешно пройдя необходимую
процедуру, молодой Сократ, подобно другим
своим сверстникам, принес, обязательную
в Афинах, гражданскую присягу, верной
которой он оставался в течение всей своей
жизни, вплоть до ее трагического финала.
Лица от
18 до 20 лет назывались эфебами. В течение
этих двух лет они должны были заниматься
военным делом - военно-физической подготовкой,
охраной границ государства, дежурством
на сторожевых постах и т.п. Государство
обеспечивало эфебов оружием и одеждой.
На ежедневное их содержание выделялось
по 4 обола. В народном собрании афинские
граждане начинали участвовать с 20 лет.
Занятие государственных должностей требовало,
как правило, достижения 30-летнего возраста.
О первых
занятиях Сократа, после того как он перешагнул
возраст эфебов и достиг двадцатилетия,
существует несколько версий. Вероятнее
всего, он занялся делами отцовской профессии,
и какое-то время тоже обрабатывал камни.
Помимо значительных физических усилий,
этот труд - нечто среднее между ремеслом
и искусством - требовал большого мастерства
и тонкого уменья.
Иную версию
жизни молодого Сократа давал перипатетик
Аристоксен. По его сообщению, Сократ в
молодые годы вел довольно беспорядочный
образ жизни. Затем он был простым каменотесом.
Но как-то он приглянулся философу Архелаю,
который избавил одаренного молодого
человека от тяжелых занятий, после чего
Сократ в течение ряда лет был учеником
и любимцем Архелая.
Как бы то
ни было, занятия отцовской профессией
- в качестве ли каменотеса или начинающего
скульптора - определенно не стали делом
жизни Сократа. Большую гораздо роль в
его духовной судьбе сыграла профессия
Фенереты - «очень почтенной и строгой
повитухи», по характеристике ее знаменитого
сына. Ведь именно по аналогии с родовспомогательным
искусством своей матери Сократ именовал
свой философский прием содействия рождению
истины в ходе беседы майевтикой. Для человека,
родившегося в день Аполлона и Артемиды,
философская майевтика как умение и призвание
приобретали характер божественного дара:
все повивальное искусство, согласно мифу,
находилось под верховным ведением Артемиды.
По всему видно, что Сократ не зря родился
в Фаргелии.
1.2 Его призвание.
Своим важнейшим призванием Сократ считал
“воспитание человека” смысл, которого
он видел в дискуссиях и беседах, а не в
систематическом изложении какой-то области
знаний. Он никогда не считал себя “мудрым”
(софос), а философом “любящим мудрость”
(философия). Звание мудреца, по его мнению,
приличествует богу. Если человек самодовольно
полагает, что на все он знает готовые
ответы, то такой человек для философии
погибший, ему незачем ломать голову в
поисках наиболее верных понятий, незачем
двигаться дальше в поисках новых решений
той или иной проблемы. В результате чего
мудрец оказывается “попугаем” заучившем
несколько фраз и бросающимся ими в толпу.
2. Философия Сократа
2.1 Сократовская
философия
Основной
задачей философии Сократ признавал обоснование
мировоззрения, религиозно-
"Сократический"
метод: это задача обнаружения "истины"
путем беседы, спора, полемики, явился
источником идеалистической "диалектики". "Под диалектикой
понимали в древности искусство добиться
истины путем раскрытия противоречий
в суждении противника и преодоления этих
противоречий.
Сократ,
опираясь на элейскую школу (Зенон) и софистов
(Протагор), впервые отчетливо поставил
вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом
способе мышления. Основные составные
части “сократического" метода: "ирония"
и "майевтика” - по форме, "индукция"
и "определение" - по содержанию.
"Сократический"
метод - это, прежде всего метод последовательно
и систематически задаваемых вопросов,
имеющих своей целью приведение собеседника
к противоречию с самим собой, к признанию
собственного невежества. Что и является
сократовской "иронией". Но он ставит
своей задачей не только “ироническое”
раскрытие противоречий в утверждениях
собеседника, но и преодоление этих противоречий
с целью добиться "истины". Продолжением
и дополнением "иронии" служила "майевтика"
- "повивальное искусство" Сократа
(намек на профессию своей матери). Он говорил,
что как бы помогает своим слушателям
родиться заново, познанию “всеобщего”
как основы истинной морали. Основная
задача "сократического" метода -
найти "всеобщее" в нравственности,
установить нравственную всеобщую основу
отдельных, частных добродетелей. Эта
задача должна быть разрешена при помощи
своеобразной "индукции" и "определения".
"Индукция" и "определение" в
диалектике Сократа взаимно дополняют
друг друга:
1."индукция" - это отыскание
общего в частных добродетелях путем их
анализа и сравнения
2. "определение" - это установление
родов и видов, их соотношения.
Процесс
установления Сократом истины заканчивался
по его словам, дефиницией. Целью дефиницией
была понятийная фиксация общего, полученного
при помощи индукции. Дефиницию, по Сократу,
следует подвергнуть новой иронии, а если
общее еще содержало противоречия, сформировать
таким же путем (через маевтику и индукцию)
новую дефиницию. Дефиниция в Сократовском
понимании служит понятийным упорядочением
достигнутого знания, установлением его
видов и родов и их взаимных отношений.
Итак, мы рассмотрели философский метод
Сократа, целью которого было достижение
истины путём обнаружения противоречий
в утверждениях противника.
Развивая
свое религиозно-нравственное учение,
Сократ в противоположность материалистам,
призывающим "прислушиваться к природе",
ссылается на особый внутренний голос,
якобы наставлявший его в важнейших вопросах,-
знаменитый "демон" Сократа.
2.2 Метод демона (даймона) Сократа
Что такое «демон»,
«демоний», или «даймон» Сократа, какова
сущность его, было неясно ученикам и друзьям
философа. О демонии Сократа говорили
и отцы церкви.
Одни исследователи
видят в демоне Сократа метафору, которой он иронически
прикрывал свои собственные совесть, разум
или здравый смысл; другие — просветленноечувство,
просветленное внутреннее чутье или инстинкт;
третьи — выражение внутреннего откровения
или проявление религиозного энтузиазма;
четвертые — «чудовищный» феномен, при
котором инстинкт и сознание (их функция)
заменяют друг друга; пятые — свидетельство
того, что внутреннему миру каждого присуща
трансцендентность.
О демоне
Сократа писал также молодой Маркс. Он
высказывал мысль о тенденции философа
освободиться от всего мистического и
загадочно-демонического (божественного).
Маркс писал, что Сократ, сознавая себя
носителем даймония, не замыкался в себе.
Он считал что он носитель не божественного,
а человеческого образа; Сократ оказывается
не таинственным, а ясным и светлым, не
пророком, а общительным человеком.
По словам
Ксенофонта, «божественный
голос» (даймонион) давал Сократу
указания относительно того, что ему следует
делать и чего не следует. Основываясь
на этом «голосе», Сократ будто бы давал
советы друзьям, которые всегда оправдывались.
Таким образом, по Ксенофонту, Сократ предвидел
будущее и признавал за собой дар пророчества.
Иное о даймонионе Сократа сообщает Платон.
У Платона сократовский даймонион — явление
более сложное и редкое. «Началось у меня
это с детства, — заявляет Сократ в «Апологии»
Платона, — возникает какой-то голос, который
всякий раз отклоняет меня оттого, что
я бываю, намерен делать.
Дело в том, что даймонион Сократа основан
на иррациональной вере в божество, на
допущении тесной связи внутреннего «голоса»
с вне и независимо существующим божеством.
Это обстоятельство придает сократовскому
даймониону новую черту, новое измерение
и заставляет предполагать, что даймонион
— это своего рода полумифологическое и полуметафорическое выражение всеобщего
(истинного и объективного), содержащегося
во внутреннем мире человека, в его разуме
и душе.Сократ считал что душа есть нечто
вещее. Поэтому Сократ не только осознает
присутствие в себе даймониона, но и живо
его представляет, чувствует и переживает
как некую высшую реальность, как божественное
знамение. Отсюда напрашивается вывод
насчет феномена Сократа, его даймония:
хотя Сократ не может выразить всеобщее
в слове, в рациональном определении, тем
не менее, он чувствует, что искомое общее
понятие (например, мужество) имеется в
нем. То, что не удается Сократу выразить
в словах и понятийных определениях, он
улавливает как «божественный голос»,
звучащий в нем самом, исходящий из глубин
его души, его разума и совести. «Божественное»
в душе и есть, согласно Сократу, даймонион.
Таким образом,
человек свободен лишь в той мере, в какой
он знает самого себя, свои силы и способности,
в какой он в состоянии сделать правильный
выбор на основе приобретенных знаний
и опыта. И если речь идет о нравственном
поведении, то разумный выбор будет означать,
что «добродетель есть знание».
2.3 Истина, мудрость, нравственность.
Истина
и нравственность для Сократа - понятия
совпадающие. “Между мудростью
и нравственностью Сократ не делал различия:
он признавал человека вместе и умным
и нравственным, если человек, понимая,
в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствуется
этим в своих поступках и, наоборот, зная,
в чем состоит нравственно безобразное,
избегает его справедливые поступки и
вообще все поступки, основанные на добродетели,
прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие,
в чем состоят такие поступки, не захотят
совершить никакой другой поступок вместо
такого, а люди, не знающие, не могут их
совершить и, даже если пытаются совершить,
впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные
и хорошие поступки совершают только мудрые,
а немудрые не могут и, даже если пытаются
совершить, впадают в ошибку. А так как
справедливые и вообще все прекрасные
и хорошие поступки основаны на добродетели,
то из этого следует, что и справедливость
и всякая другая добродетель есть мудрость".
Истинная
справедливость, по Сократу, это знание
того, что хорошо и прекрасно, вместе с
тем и полезно человеку, способствует
его блаженству, жизненному счастью.
Добродетель,
т. е. познание того, что есть благо, могут
достичь лишь “благородные люди”. А потому,
если познание самого себя есть закон
разума. Добродетель, так же как и знания,
согласно его учению, является привилегией
благородных. Он обожал аристократию,
его учение о незыблемости, вечности и
неизменности моральных норм выражает
идеологию именно этого класса. Сократовская
проповедь добродетели имела политическое
назначение. Он сам говорит о себе, что
заботится, чтобы подготовить как можно
больше лиц, способных приняться за политическую
деятельность. При этом политическое воспитание
афинского гражданина велось им в таком
направлении, чтобы подготовить восстановления
политического господства аристократии,
вернуться к "заветам отцов".
Основными добродетелями Сократ считает
- сдержанность - как укрощать страсти;
- мужество - как преодолеть
опасность;
- справедливость - как соблюдать божественные
и человеческие законы.
Все это человек
приобретает путем познания и самопознания.
3. Смерть Сократа
После восстановления
в Афинах демократии Сократ был обвинен
в безбожии. Весной399 г. до н. э. философ
предстал перед гелиеей—судом присяжных.
В качестве обвинителя выступил Мелет,
заявивший, что обвиняет Сократа в том,
что он не чтит богов, а вводит новые божества,
и повинен в том, что развращает юношество;
и наказание за то—смерть. Для успеха
своего обвинения Мелет должен был набрать
по крайней мере пятую часть голосов тех,
кто заседал в Гелие. В ответ на обвинение
Сократ произнес свою защитительную речь,
в которой опровергал выдвинутые против
него обвинения, после чего был признан
виновным уже большинством голосов. Теперь
Сократу надо было самому себе назначить
наказание. Он предложил присудить ему
пожизненный бесплатный обед в Пританее
вместе с олимпийскими чемпионами, а в
крайнем случае – штраф в одну мину, после
чего присяжные осудили Сократа на казнь
еще большим количеством голосов. Тогда
Сократ произнес свою третью речь, сказав,
что он уже стар (ему было тогда 70 лет) и
не боится смерти, которая есть или переход
в небытие, или жизнь в Аиде, где он встретится
с Гомером и другими выдающимися людьми.
В памяти же потомства он, Сократ, навсегда
останется мудрецом, тогда как его обвинители
пострадают (и в самом деле они, согласно
Плутарху, повесились). Все три речи Сократа
содержатся в платоновском произведении
«Апология Сократа».
Сократа
должны были казнить сразу, но накануне
суда из Афин ушел на остров Делос корабль
с ежегодной религиозной миссией. До возвращения
корабля казни запрещались обычаем. В
ожидании казни Сократу пришлось тридцать
дней провести в тюрьме. Накануне ее ранним
утром к Сократу, подкупив тюремщика, пробирается
его друг Критон, сообщивший, что стражи
подкуплены и Сократ может бежать. Сократ
отказался, считая, что надо повиноваться
установленным законам, иначе он уже эмигрировал
бы из Афин. И хотя теперь его осудили несправедливо,
закон надо чтить. Об этом мы узнаём из
платоновского диалога «Критон». В диалоге
же «Федон» Платон повествует о последнем
дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел
со своими учениками. Он говорит им, что
не боится смерти, потому что был к ней
подготовлен всей своей философией и образом
жизни. Ведь само философствование, по
его убеждению, есть не что иное, как умирание
для земной жизни и подготовка к освобождению
бессмертной души от ее смертной телесной
оболочки. Вечером пришла жена Ксантиппа,
пришли родственники Сократа, привели
его трех сыновей. Он с ними простился
и отпустил их. Затем в присутствии своих
учеников Сократ выпил чашу растительного
яда. Согласно Платону, Сократ скончался
тихо. Его последними словами была просьба
принести петуха в жертву Асклепию. Такую
жертву обычно приносили богу медицины
выздоровевшие. Сократ же хотел этим подчеркнуть,
что смерть тела – это выздоровление души.
Такова внешняя сторона жизни и смерти
Сократа. Внутренняя жизнь Сократа. Сократ
любил задумчивую созерцательность. Нередко
он настолько уходил в самого себя, что
становился неподвижным и отключался
от внешнего мира. В платоновском диалоге
«Пир» Алкивиад рассказывает, что однажды
во время осады Потидеи Сократ задумавшись
простоял сутки, не сходя с места. Сократ
пережил духовную эволюцию. Ему никогда
не приходило в голову, что он мудр, пока
на вопрос одного его почитателя, есть
ли кто мудрее Сократа, дельфийский оракул
ответил, что нет, чем Сократ был очень
озадачен. Желая опровергнуть пифию, Сократ
стал общаться с теми, кого считал умнее
себя, но с удивлением увидел, что мудрость
этих людей кажущаяся. Но и тогда Сократ
не возгордился. Он решил, что Аполлон
устами пифии хотел сказать, что Сократ
мудрее других не потому, что он действительно
мудр, а потому, что он знает, что его мудрость
ничего не стоит перед мудростью бога.
Другие же не мудры, потому что думают,
что они что-то знают. Сократ так формулирует
свое превосходство над другими людьми:
«Я знаю, что ничего не знаю».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, я рассмотрел основные вопросы философии
Сократа и метод его философии. Я узнал,
что Сократ был сторонником этического
реализма, согласно которому: любое знание
- есть добро, любое зло, порок совершается
от незнания. Было выяснено, что свои взгляды
Сократ распространял в разговорах и дискуссиях,
в них же сформировался философский метод
Сократа, целью которого было достижение
истины обнаружением противоречий в утверждениях
противника. Сократ подчеркивал, что целью
его философских учений является стремление
помочь людям, чтобы они нашли "сами
себя". Главной целью метода Сократа
было обнаружить нравственную основу
отдельных случаев человеческого поведения.
Достижению этой цели служила специфическая
индукция. Она должна была на основе выявления
общих черт различных случаев человеческого
поведения достичь того общего, которое
можно было бы считать общей (нравственной)
основой человеческого поведения вообще.
Тенденция постоянно обнаруживать противоречия
в утверждениях, сталкивать их и приходить
таким образом к новому (более надежному)
знанию стало источником развития понятийной
(субъективной) диалектики. Именно поэтому
метод Сократа был воспринят и разработан
последовательнейшим идеалистическим
философом античности Платоном и высоко
оценен виднейшим представителем идеалистической
диалектической философии Нового времени
Гегелем. Рассмотрев деятельность Сократа,
можно выяснить её историческое значение.
Оно заключается в том, что Сократ способствовал
распространению знаний, просвещению
граждан; философ искал ответы на извечные
проблемы человечества - добра и зла, любви,
чести и т.д.; Сократ открыл метод майевтики,
широко применяемый в современном образовании;
он ввёл диалогический метод нахождения
истины - путём её доказательства в свободном
споре, а не декларирования, как это делал
ряд прежних философов; Сократ воспитал
много учеников, продолжателей своего
дела (например, Платона), стоял у истоков
целого ряда так называемых "сократических
школ ".
Таким образом, философия Сократа не только
произвела большое впечатление на его
современников и учеников, но и оказала
заметное влияние на всю последующую историю
философской и политической мысли.
Список использованной литературы:
1)Алексеев П.В., Панин А.В.,Философия. М
2000г.
2)Богомолов В.С. Античная философия.
3)Жолдубаева.A, Алматы 2004г.
4)Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. Философия.
М 1998г.
5)Лосев А. История античной философии.
6)Спиркин А.Г. Философия. М 2000г.