Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:43, контрольная работа
Западная философия второй половины XIX–XX веков распадается на множество философских направлений, течений и концепций. Многие из них тесно связаны с критикой классического рационализма, в особенности, философии Гегеля. Одни философские учения (например, различные школы позитивизма) ориентированы на тесную связь философии с наукой, другие (например, философия жизни и экзистенциализм) отрывают философию от науки и придают ей ярко выраженный иррационалистический характер.
Введение 3
Первая форма поизтивизма. Г.Спенсер. 3
Философское учение махизма. 5
«Философия жизни». Ф. Ницше. 11
Вывод 12
Список литерауры 16
2
Министерство науки и образования Украины
Запорожский национальный технический университет
Кафедра философии
Контрольная работа
по философии на тему:
«Западная философия второй половины XIX века»
Выполнил
студент группы ИОТз-519 Каёла Д.А.
з/к 351228
Проверил Володин П.В.
2011
Содержание
Введение
Первая форма поизтивизма. Г.Спенсер.
Философское учение махизма.
«Философия жизни». Ф. Ницше.
Вывод
Список литерауры
Введение
Западная философия второй половины XIX–XX веков распадается на множество философских направлений, течений и концепций. Многие из них тесно связаны с критикой классического рационализма, в особенности, философии Гегеля. Одни философские учения (например, различные школы позитивизма) ориентированы на тесную связь философии с наукой, другие (например, философия жизни и экзистенциализм) отрывают философию от науки и придают ей ярко выраженный иррационалистический характер.
Во второй половине XIX века появляются мыслители, которые осознают ограниченность основных положений классической философии. Они настаивают на ограниченности познавательных возможностей человеческого разума. Появляются представления о кризисе классической философии, о необходимости замены ее качественно иной, неклассической философией. Наступает переходный период времени, в который продолжают существовать классические и формируются неклассические философские учения. Характерными чертами этого периода являются: 1) усиление иррационалистических тенденций, 2) нигилизм, 3) пессимизм, 4) отказ от систематического способа философствования.
В общем потоке многообразия различных философских течений второй половины XIX–XX веков можно выделить три основные тенденции:
1) антисциентистскую, 2) сциентистскую и 3) умозрительно-метафизическую.
Представители антисциентистской тенденции исходят из того, что наука ограничена в своих возможностях познания мира. Все, что выходит за пределы научного познания, должно стать предметом философского постижения, основанного на иных формах знания. Такой тип философствования представлен, прежде всего, философией жизни, экзистенциализмом, герменевтикой.
Представители сциентизма полагают, что надо превратить философию в специальную науку и освободить ее от метафизических вопросов как неимеющих научного смысла и значения. Такое понимание философии характерно для представителей позитивизма и неопозитивизма.
Умозрительно-метафизическая тенденция связана с представлением о философии как особой форме знания, выявляющей глубинные основы бытия и познания. Считается, что ее содержание развертывается независимо от конкретно-научного знания. Эту тенденцию представляют различные варианты религиозной философии.
Рассмотрим некоторые из наиболее влиятельных течений в западной философии второй половины XIX века.
Первая форма поизтивизма. Г.Спенсер.
Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского
мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм
оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю
эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с
самого начала тенденции к субъективному идеализму.
Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и
обратиться к исследованию позитивного знания. Отчасти позитивизм
заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма,
спиритуализма и обращается в тоже время к материализму. Позитивизму
противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом
надежном источнике познания).
Основателем школы позитивизма является О.Конт (1798-1857). Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления. Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.
По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика - химия - биология - социология.
Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин "социология"; благодаря ему социология впервые была разработана в определенную научную систему.
Основные принципы: от простого к сложному; от абстрактного к конкретному; временной. Он считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии - минимизировать число этих законов.
Позитивистские взгляды О.Конта разделял и Г. Спенсер (1820-1903). Основные работы – "Основания социологии", "Основания этики", "Опыты научные, философские, политические". Одной из задач своей философии Спенсер считал примирение науки и религии. Источником динамически изменяющегося мира он полагал некую таинственную Силу, непознаваемую для нас. Наука должна признать непостижимость этого таинственного источника. Она может исследовать проявления этого источника – материю, движение, – но сам он остается закрытым для научного поиска. Во многом этот вывод напоминает идеи И. Канта.
Цели научного познания Спенсер понимал в духе О. Конта, но он иначе трактовал предмет и задачи философии. Они состоят, по его мнению, в достижении философией наибольшей степени систематизации, "объединенности", общности знаний, получаемых в итоге описания явлений. "Философия – вполне объединенное знание" (4. Т.3. С.609). Таким образом, для Спенсера философия отличается от науки количественно. Но ведь есть и качественное отличие науки от философии, и оно заключается в анализе объект-субъектных и субъект-субъектных отношений.
Как и О. Конт, Спенсер пытался создать свою классификацию наук для достижения "объединенного знания". Для решения этой задачи Спенсер создал метод эволюционизма. Огромное влияние на создание метода оказали дарвиновская теория эволюции, представления об универсальных законах классической механики.
В основе метода Спенсера лежало положение о всеобщности эволюции в области явлений. Он дополнил его тезисом о постоянстве количества "силы", а значит, и сводимых к "силе", согласно его точке зрения, материи и движений. "Всякое движение происходит по линии наименьшего сопротивления или по линии наибольшего притяжения, или по их равнодействующей" (4. Т.3. С.610). Это утверждение получило у Спенсера конкретизацию в виде закона, механистически трактующего эволюцию как непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений в сторону интеграции и дезинтеграции. Это можно считать первым признаком эволюции, характеризующим двойной характер прогресса. Закон всеобщей эволюции конкретизируется через ряд дополнительных законов, и все они имели своей задачей в самых общих чертах объяснить все процессы в окружающем нас мире, если смотреть на них очень широко, не вдаваясь в детали. Однако задача оказалась непосильной для Спенсера.
Теорию эволюционизма Спенсер применял к разнообразным областям, в том числе и к общественной жизни. Общество он рассматривал по аналогии с живым организмом, стремящимся к равновесному состоянию. Общество, как и живой организм, стремится к росту, усложняется, внутренне дифференцируется, переживает различные фазы и по мере своего развития увеличивает взаимозависимость входящих в него составных частей, жизнь которых длится меньше, чем жизнь интегрального целого. Но важное отличие общества от простого организма Спенсер видит в том, что общество создается для нужд индивидов, тогда как в организме имеет место обратная зависимость.
В общем, в центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том,
что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности
может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или
их «синтетического» объединения и что философия как особая наука,
претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не
имеет права на существование. Вся история позитивизма представляет собой в
этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе
позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на
науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере
утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной
теории.
В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.
Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех "синтетических" обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.
Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX-XX вв., а также интенсивное развитие психологических исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и физикой),-все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т. е. тех самых "предельных" вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи.
Наконец, в-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать объективную обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии не могли увенчаться успехом. Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в сферу научного исследования, вывести "должное" из "сущего" и при этом сохранить позитивистский критерий научности.
Философское учение махизма
Позитивизм на втором этапе своего развития получил название "эмпириокритицизм" ("критическое исследование опыта"), или "махизм", — по имени его основоположника и виднейшего австрийского физика и философа Э. Маха (1838–1916). Аналогичные идеи были практически одновременно выдвинуты швейцарским философом Р. Авенариусом (1843–1896).
Появление и популярность эмпириокритицизма связаны с рядом проблем, обнаружившихся с ростом естественных наук. Бурное развитие в XIX в. химии, биологии, физиологии и т.д. привело к тому, что прежняя "объяснительная модель" утратила свой универсальный характер: невозможным оказалось объяснить все химические, биологические и прочие явления как движения атомов по законам механики. Требовалась новая научная методология, способная объяснить мир.
Информация о работе Западная философия второй половины XIX века