Западная философия XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

Западная философия XX в. существенно отличается от предшествующей. Главное и наиболее общее ее отличие связано с тем, что на рубеже XIX и XX вв. совершился переход от традиционной классической философии к неклассической. Этот переход во многом был обусловлен тем, что в указанный период вся западная культура переживала глубокие изменения, которые по-особому ярко проявились в науке.
В результате начавшейся в конце XIX в. второй научной революции возникает новая, неклассическая наука, которая существенно отличается от классической. В ней уже нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания.

Вложенные файлы: 1 файл

Западная философия XX в.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)

В антисциентистском направлении  центральная роль в осуществлении  лингвистического поворота принадлежит М. Хайдеггеру, который делает его в работе "Бытие и время" (1927).

Опираясь на представителя  философии жизни В. Дильтея и  основателя феноменологии Э. Гуссерля, Хайдеггер приходит к выводу: "Мир  есть только там, где есть язык". В своих исследованиях он превращает феноменологический метод описания восприятия в герменевтический метод понимания и толкования текстов. В его размышлениях язык приобретает фундаментальный атрибут человеческого существования. Он развивает мысль о том, что бытие, жизнь человека развертывается и протекает в языке.

Хайдеггер провозглашает: "Язык - дом бытия". Благодаря  языку человек открывается миру. В речевом процессе инициатива принадлежит  не человеку, а языку: с помощью  человеческого рта говорит сам  язык. Поэтому говорить, как полагает Хайдеггер, изначально означает слушать. Человек говорит лишь в той мере, в какой он слушает и отвечает языку. Тогда слушание языка выступает как диалог с другим человеком, с текстом, а в конечном счете - с самим языком. Назначение философии, по Хайдеггеру, заключается в размышлении, рефлексии о диалоге с языком, а значит, с бытием, поскольку язык является воплощением бытия.

В послевоенное время возникший  во Франции структурализм продолжил  линию лингвистического поворота в  западной философии. Структурализм опирается на структурную лингвистику Ф. де Соссюра, в которой язык также имеет безусловный приоритет по отношению к мышлению и внешнему миру.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что во второй половине XX в. происходит ослабление сциентистского направления, его сближение с противоположным направлением. В постмодернистских течениях наблюдается усиление тенденции к эстетизации философии, ее сближению с литературой.

В дальнейшем анализе современной  западной философии мы остановимся не на всех течениях и концепциях, а главным образом на тех, которые получили наибольшее влияние и распространение и представляются более важными и характерными для нашего времени. К таковым относятся философия жизни, экзистенциализм, прагматизм, неопозитивизм, феноменология, структурализм, постмодернизм.


Информация о работе Западная философия XX века