Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:14, реферат
Начиная свой реферат, хочется отметить, что в истории любой страны во все времена стоит основной вопрос как и по какому пути ей развиваться. Очевидно, что в условиях постоянно изменяющегося мира этот вопрос был актуальным всегда.
В ХIХ веке выделилось две основные группы мыслителей - западники и славянофилы. Предпосылками к возникновению западничества, а также славянофильства были процессы разложения и кризиса крепостничества и развития капиталистических отношений в России, формированию западничества и славянофильства содействовало обострение идейных споров среди интеллигенции после напечатания в 1836 «Философического письма» Чаадаева.
И западники, и славянофилы были горячими
патриотами, твердо верили в великое будущее
своей Родины, резко критиковали николаевскую
Россию.
Единственное в чем сходились западники
и славянофилы – это отрицательное отношение
к крепостному праву. Особенно резко славянофилы
и западники выступали против крепостного
права. Причем западники – Герцен, Грановский
и другие подчеркивали, что крепостное
право – лишь одно из проявлений того
произвола, который пронизывал всю жизнь
России. Ведь и «образованное меньшинство»
страдало от беспредельного деспотизма,
тоже было в «крепости» у власти, у самодержавно-бюрократического
строя. Западники в отличие от славянофилов
русскую самобытность оценивали как отсталость.
Они считали, что длительное время Россия
находилась как бы вне исторического развития.
И только Петр I ускорил процесс перехода
от отсталости к цивилизации. Реформы
Петра для западников — начало движения
страны во всемирную историю. Западники
считали, что Россия, как и Западная Европа,
идет тем же историческим путем, именно
поэтому она должна заимствовать у нее
опыт. По их мнению, важнейшая задача состояла
в том, чтобы добиться освобождения личности
и создать государство и общество, обеспечивающее
эту свободу. Силой, способной стать двигателем
прогресса, западники считали “образованное
меньшинство”.
При всех различиях в оценке перспектив развития России западников и славянофилов объединяло негативное отношение к революции, они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Их идеи оказали серьезное влияние на многие поколения людей, искавших для России пути в будущее. И сейчас, в условиях переходного периода, в спорах о путях развития России мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, или страной, которая является частью всего человечества.
Главное принципиальное различие между западниками и славянофилами проходило по вопросу о том, на какой основе можно и нужно следовать к социальному и нравственному идеалу: религии и веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или опоры на разум, логику, науку, на преобразование в соответствии с ними социальной реальности. Единственное в чем сходились западники и славянофилы – это отрицательное отношение к крепостному праву. Те и другие выступали против крепостного права. Как известно, культура русского народа находилась на особенно высоком уровне развития в XII и XIII вв. Основные черты древнерусской образованности - цельность и разумность. Западная же образованность построена на принципах рационализма и дуализма. Это различие видно из многочисленных фактов:
Что касаемо славянофилов, то отличие от западников – это стремление к истине посредством «...стремления к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного». Государство возникло в результате естественного развития национальной жизни. Присутствовало их единодушие, а собственность случайное выражение личных взаимоотношений. Законность вытекает из самой жизни.
Нерешенность основных вопросов российской действительности привели к новому витку развития оппозиции к царскому режиму. Возникают два направления общественно-политической мысли - западники и славянофилы. Независимая общественная мысль развивалась в оппозиции к официальной теории, под жестким давлением власти, всеми силами внедрявшей в общественное сознание «триаду Уварова». Трагическая судьба П. Я. Чаадаева, в «Первом философическом письме» (журнал «Телескоп», 1836) высказавшем горькие, обидные и многими крупными мыслителями (А. С. Пушкиным в их числе) отвергнутые мысли об одиночестве России, «ничего не давшей миру, ничему не научившей его», в этом смысле показательна.
Заключение
В работе характеризуются взгляды западников и славянофилов на основные проблемы российской действительности.
Н.А. Бердяев говорил о славянофилах и западниках, что и те и другие любили Россию, только славянофилы как мать, а западники как дитя. А.И. Герцен о взглядах западников и славянофилов писал: «…мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». Идейные споры славянофилов и западников имели большое общественное значение - они будили мысль в русском обществе, звали к деятельности и прогрессу, что по своему существу противоречило самодержавным порядкам и теории официальной народности.
Западники выступали
за то, чтобы Россия развивалась
по примеру Запада.
Славянофилы считали, что у России свой
путь и ей не надо тупо клонировать Запад
Славянофилы, как и западники, выступали
за освобождение крестьян.Острота
споров славянофилов и западников не мешала
обмену идеями.
Обычно принято считать, что главным пунктом
расхождения между «славянофилами» и
«западниками» их противоположная оценка
петровских преобразований. Но этот пункт
носил внешний характер. Внутренние расхождения
лежали намного глубже – они касались
отношения к западноевропейской образованности,
науке, просвещению. Славянофилы также
были сторонниками образованности и просвещения,
но считали необходимым искать в науке
истинную народность, а не заимствовать
западноевропейские образцы. Западники
же с порога отвергали возможность существования
какой-то особенной национальности или,
пользуясь терминологией славянофилов,
«народной науки». Со спора о «народности
науки» дискуссия переходила в сферу принципиальных
мировоззренческих проблем. Речь шла о
соотношении общечеловеческого и народного,
национального в историческом процессе.
Если западники подчеркивали первенство
общечеловеческого начала, то славянофилы
склонялись к преувеличению роли народного,
национального фактора в истории. Эту
противоположность можно проследить и
в выдвижении из славянофильской среды
идеи «мессианства» России.
Список используемой литературы
Информация о работе Западники и славянофилы в русской философии