Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:40, контрольная работа
В каждом философском учении существуют такие представители, которых можно охарактеризовать «законодателями мод». Феноменология, которая является одной из наиболее популярных систем познавания мира, не является исключением. В её лоне тоже есть свои корифеи, работы, которых называют классикой. Речь идёт о таких великих философов, как Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и других. Именно в их работах встречаются основные понятия феноменологии, которые и стали объектами данного реферата.
3 «Феноменологическая редукция»
- процедура
феноменологической философии Гуссерля,
напоминающая “радикальное сомнение”
Декарта. Декарт кладет в основу своей
философии принцип ego cogito, ergo sum. Это возвращение
к ego cogito означает, по мнению Гуссерля,
переворот во всей философии. Декарт изменяет
весь стиль философствования, делает радикальнейший
поворот от наивного объективизма к трансцендентальному
субъективизму. Согласно радикальному
сомнению Декарта, ничто не должно считаться
действительно научным, если оно не обосновано
с сознанием полной очевидности, т.е. если
оно не может быть удостоверено в изначальном
опыте и усмотрении. Декарт, как затем
и Гуссерль, задается вопросом: можем ли
мы указать непосредственные, аподиктические
очевидности, первые очевидности, которые
с необходимостью должны предшествовать
всем прочим очевидностям? Существование
окружающего мира не может выступать такой
изначальной очевидностью, ибо мир может
являться чувственной видимостью. Но если
и признать реальность мира, то он дается
нам лишь благодаря нашему чувственному
восприятию, посредством нашего сознания.
Таким образом, только Я, сознание, только
ego cogito и выступает аподиктически достоверной
и последней почвой для суждения, на которой
и должна быть основана радикальная философия.
Эго обнаруживает себя как единственное
аподиктически достоверное сущее. Гуссерль
для последовательного осуществления
операции “обособления”, “очищения”
сознания на пути к “чистому сознанию”
проходит два этапа редуцирования. Суть
Ф.Р., по мысли Гуссерля, состоит в том,
чтобы последовательно искоренить “естественную
установку” сознания и направить все
внимание на само же сознание, на его “чистую”
структуру, освободив сознание от всего
эмпирического. Ф.Р. включает в себя два
этапа. 1) “Эйдетическая редукция: мы “заключаем
в скобки” весь реальный мир, а также имеющееся
знание о нем, в особенности научное знание.
Феноменолог “воздерживается” от всяких
суждений о мире, о реальном. Это воздержание
Гуссерль обозначает термином “эпохе”
(от греч. – удерживание, самообладание).
Осуществляя эпохе, субъект исключает
из поля зрения все накопленные историей
научного и ненаучного мышления мнения,
все суждения, оценки предмета и стремится
занять позицию “абсолютного наблюдателя”,
и с этой позиции “чистого наблюдателя”
сделать доступной саму сущность этого
предмета. Поясняя смысл эйдетической
редукции, Гуссерль особо настаивает на
методическом характере феноменологического
воздержания (эпохе). Процедура “заключения
в скобки” не затрагивает самого мира
– она относится исключительно к действиям
феноменолога, который просто оставляет
в стороне все утверждения, высказываемые
в духе естественной установки. Гуссерль
пишет: “Когда я осуществляю это – а я
вполне свободен поступать таким образом,
– то я не отрицаю этот мир, как если бы
я был софистом; я даже не сомневаюсь в
том, что он наличен, как делал бы, если
бы был скептиком. Но я просто осуществляю
феноменологическое эпохе, которое совершенно
освобождает меня от использования каких
бы то ни было суждений, касающихся пространственно-временного
существования (Dasein)”. Результат первого
этапа Ф.Р. – переход феноменолога от “естественной”
установки к “трансцендентальной” позиции
– к последовательному выделению сознания
(или “субъективности” или “Я”) как единственного
объекта анализа. В результате Гуссерль
получает субъективность в виде Субъекта,
в виде “Я”. Но понимание сознания нуждается,
считает Гуссерль, и в дальнейшем очищении,
так как оно, как правило, оказывается
захваченным “натуральным”, естественнонаучным,
культурно-историческим и философским
истолкованием. Отсюда Гуссерль выводит
необходимость второго этапа Ф.Р. – собственно
“феноменологической”, или “трансцендентально-
Заключение:
В настоящее время феноменология – это философский метод, который не поддается определению. Утверждается, что она все еще находится в процессе поиска своего определения. Заключение мнений в скобки или откладывание суждений, которое Гуссерль постулировал, как суть редукции любого философского предмета, невозможно выполнить в том случае, если это просто упражнение для интеллекта практикующего. Один человек, обучавшийся вместе с Мартином Хайдеггером, который был студентом Гуссерля, рассказывал, что когда Гуссерлю задавали прагматический вопрос, как можно выполнить эту редукцию, то он отвечал, - «Как, черт побери, я могу это знать? Я ведь философ».
Современные философы, которые переработали и расширили параметры феноменологии, никогда на самом деле не обращались к практической стороне применения феноменологии. Для них феноменология осталась чисто философской темой. Поэтому, в их реальности, это заключение мнений в скобки остается просто философским упражнением.
С 1939 года в Бельгии, куда были вывезены основные рукописи Гуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться "Гуссерлиана",- полное собрание сочинений философа с комметариями.
Список использованной литературы:
1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии,1992.- № 7
2. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.1.- М.: Гнозис, 1994
3. Журнал прикладной герменевтики, №3, Лос Анджелес, Март 1996г.
4. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930
5. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля, - Томск: Водолей, 1999.
6. Стрелков Ю.К. Феноменология времени у Э.Гуссерля и М.Хайдеггера.
7. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983
8. Циплакова Ю. В. Критическая философия как источник феноменологии Э. Гуссерля // Поволжский журнал по вопросам философии и социальным наукам, 1998. – № 2.
9. Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории науки // Современная философия науки.- М.: Логос, 1996.
10. Sartre J. - P. Situations I. Paris, 1947. Перевод А.И.Пигалева.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 «Понятие феномена в феноменологии Э.Гуссерля»...…………..4
2 «Интонцеональность сознания»……………………………………7
3 «Феноменологическая редукция»………………………………..16
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение
образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Заочный факультет
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Философия»
Выполнил: Титов С.В.
Группа КД-11
№ зачётной книжки 12-КД-27
Проверил преподаватель кафедры
философии Сиротко Н.О.
Гомель 2012