Зоны почерка и теория личности Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:10, доклад

Краткое описание

Рождаясь в этот мир, человек начинает осваивать его, учится приспосабливаться к его возможностям и ограничениям. Он постепенно сталкивается с разного уровня потребностями: от базовых, биологических, инстинктивных потребностей - в еде, безопасности, воспроизведении потомства, - до потребности принадлежать и быть любимым, потребности в творческом самовыражении.

Вложенные файлы: 1 файл

Зоны почерка и теория личности Фрейда.docx

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Зоны почерка и теория личности Фрейда

Рождаясь в этот мир, человек начинает осваивать его, учится приспосабливаться  к его возможностям и ограничениям. Он постепенно сталкивается с разного  уровня потребностями: от базовых, биологических, инстинктивных потребностей - в еде, безопасности, воспроизведении потомства, - до потребности принадлежать и  быть любимым, потребности в творческом самовыражении. 

 

И постепенно же он осознаёт, что для удовлетворения этих потребностей необходимы другие люди со своими желаниями, а также  различные внешние ресурсы, такие  как время, деньги и многие другие. Таким образом, человек учится соизмерять свои потребности с реальностью  окружающего мира. От того, как это  происходит, во многом зависит развитие личности, её зрелость и удовлетворённость  жизнью.

В странице, на которой  мы пишем, можно увидеть проекцию нашего восприятия мира: мы проявляем  себя на предоставленном нам бумажном пространстве так же, как мы делаем это в жизни. В движениях ручки  на бумаге присутствует трёхмерность: в почерке существует три измерения - высота, ширина и глубина.

В этой статье мы поговорим  о вертикальном измерении, иными  словами – высоте. Одним из аспектов, изучаемых при графологическом  анализе, является выделение по вертикали  трёх зон, в которых располагается  каждая буква. То, как именно распределяются эти зоны, какие из них выражены больше, какие меньше, как каждая зона проявляет себя в почерке– всё это расскажет нам об индивидуальном начале человека, его самоощущении в своём собственном мире, о внутренней структуре личности, мотивации к самовыражению.

Итак, посмотрим  поближе на структуру обычной  рукописной строчки по высоте. В  графологии принято выделять здесьтри зоны: нижнюю, среднюю и верхнюю. Линия строки разделяет нижнюю и среднюю зоны, как бы обозначая в почерке границу между сознательной реальностью (средняя и верхняя зоны) и бессознательным (нижняя зона). 
Средняя зона – это буквы или их часть, расположенные в строке. Эта зона отражает то, как человек сообразуется с реальностью. Что включает в себя так называемая «реальность»? Ощущение себя, повседневную жизнь, взаимодействие с людьми, выражение или контроль эмоций, потребности Эго и способность их реализовывать, адаптивность.

Над средней зоной  располагается верхняя зона – верхняя часть букв, выступающая над строкой. Она отражает в почерке те аспекты сознательной сферы личности, которые определяют содержание и нормы социального бытия человека. Движение ручки вверх символизирует движение в ментальную сферу: духовность, стандарты, принципы, совесть, абстрактное мышление, амбиции, воображение, отношение к авторитетным фигурам (начальник, отец, Бог).

Нижняя  зона – отростки букв у, д, з, р, которые находятся под линией строки. Неосознаваемые, инстинктивные аспекты личности, биологические потребности (еда, секс, физическая активность), питание и образ матери, природная энергия, продуктивность, восприимчивость к стимулам – всё это аспекты нижней зоны.

Что интересно, зоны почерка соотносятся со структурами личности по Фрейду (Ид, Эго и Суперэго). Ниже раскроем вкратце эту теорию и её отношение к почерку.

Ид

Является источником энергии для всех инстанций в  структуре личности. Любой организм использует энергию, удовлетворяя свои потребности в физических, эмоциональных  или духовных сферах. Количество этой энергии постоянно, оно не может  разрушаться, но может трансформироваться для разных целей и направляться в ту сферу, где на данный момент эта энергия необходима. Так, мы расходуем  ментальную энергию на работе, физическую энергию - в спортзале, эмоциональную - в общении с людьми.

Фрейд считал, что  Ид - это самая ранняя психическая  структура, имеющаяся с рождения. Ид не модифицируется по мере развития и достижения зрелого возраста, не меняется под воздействием жизненного опыта, так как оно не находится  в контакте с внешним миром. Оно  служит лишь одной цели: получить удовольствие или снизить напряжение, избежать боли. Ид не «думает», не анализирует, а  просто ищет пути высвобождения дискомфорта, и ему всё равно, в какой  форме это выражается, оно руководствуется  принципом удовольствия. Так ведёт  себя ребёнок: голодный или испуганный, он плачет, чтобы высвободить напряжение, он не может отложить удовлетворение своих потребностей.

Распределение энергии  Ид можно увидеть в зонах почерка. В первую очередь, мы смотрим на выраженность и сбалансированность нижней зоны, которая отражает наши бессознательные  стремления, первичные потребности, природную энергию. Так же, как  и в психологии, в графологии действует  принцип: если чего-то слишком много, оно служит компенсацией дефицита в  данной области. Так, подсознательно чувствуя себя не в безопасности, человек  может преувеличивать нижнюю зону: нехватка в этой области настолько  велика, что не может не занимать человека и отражается в чрезмерном акцентировании зоны.

В зрелой личности энергия  Ид распространяется на всём протяжении письма, создавая симметрию и баланс. Когда человек, развиваясь, не вырабатывает психических механизмов (зрелых защит), позволяющих обуздывать свои инстинктивные  импульсы, придавать им социальную форму, почерк становится "необузданным": появляется неоднородность практически  во всех признаках – размер, стиль  написания буквы, наклон. «Идовый» почерк импульсивен: жизнь воспринимается как постоянное получение удовольствий, отсутствует сдерживающее начало. Ведь для того, чтобы энергия Ид использовалась эффективно, её необходимо правильно направлять. А это - функция другой структуры личности – Эго.

Эго

Развивается из ид по мере того, как ребенок начинает осознавать свою собственную индивидуальность, удовлетворять и умиротворять повторяющиеся  требования ид. Для того чтобы выполнить  это стало возможным, эго, подобно  коре дерева, защищает ид, но также питается его энергией.

Эго руководствуется  принципом реальности. Оно направляет энергию туда, куда необходимо, помогает сделать выбор, основываясь на здравом  смысле. Когда вы играете в волейбол, Вам нужно больше физической энергии. На курсах иностранного языка Вам  понадобится больше интеллектуальной энергии. Когда Вы встречаетесь с  друзьями, энергия направляется в  социальную сферу.

Таким образом, непримиримое к ограничениям Ид, в попытке справиться со стрессом, давлением окружающего  мира, создает компромиссную зону в виде Эго.  
Хотя влияние Эго заметно во всём почерке, особенно оно отражается в средней зоне. Здесь сосредоточены ежедневные рутинные дела, взаимодействие с окружающими, здесь и происходит тот самый контроль, распределение энергии для удовлетворения тех или иных потребностей. Средняя зона демонстрирует то, как человек ведёт себя среди людей, насколько он адаптирован, насколько все части его личности работают слаженно и гармонично. В средней зоне мы осуществляем цели, которые зародились в нижней зоне (бессознательное) и были спланированы в верхней зоне (сознание).

Суперэго

Когда ребёнок учится жить по законам общества, начинает развиваться сознание. Ребёнок начинает понимать, что кроме «Я» в мире есть другие люди, чьи потребности  тоже нужно учитывать.Суперэго исполняет роль нравственного тормоза или контрсилы по отношению к практической деятельности эго. Оно выставляет ряд установок, которые определяют и ограничивают гибкость эго.

Функция суперэго – поощрение и наказание, оно как родитель, который останавливает от определённых действий, говорит, что правильно/что неправильно. Оно живёт по принципу морали. Оно наказывает виной, когда человек не делает то, что должен делать, и наоборот, поощряет гордостью и самоудовлетворением, если человек повёл себя хорошо.

Почерк человека с слишком сильным Суперэго выглядит ригидным и законтролированным. Его внутренний родитель очень строг, не расслабляется и редко позволяет такому человеку испытать что-то приятное, приносящее наслаждение. Если человек с преувеличенным Ид хочет только получать удовольствие, то человек с сильным Суперэго – наоборот, едва ли позволяет себе расслабиться и получить удовольствие.

Во многом отражает суперэго верхняя зона почерка. Она символизирует силы, контролирующие наши первичные импульсы: этические и моральные нормы, совесть, интеллектуальные интересы, ценности, стремление к саморазвитию, образованию.

Все три зоны взаимодействуют  друг с другом как единое целое. Когда  их пропорции хорошо сбалансированы, а форма букв гибка, пишущий будет  демонстрировать стабильность, инициативность, вовлечённость. Чрезмерное развитие какой-либо из зон всегда происходит за счёт одной  или обеих других. Слишком большая  зона часто смешивается с той, которая находится выше или ниже её, что увеличивает путаницу в  мыслях, инстинктах, эмоциях такого человека. 

 


Информация о работе Зоны почерка и теория личности Фрейда