Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:54, реферат
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Австрии, во Фрейнберге, в семье мелкого торговца. З. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Его отец придерживался либерально-просветительских взглядов и еще до рождения сына перестал посещать синагогу, а впоследствии и вовсе отказался от культовых и бытовых предписаний иудаизма. З. Фрейд получил типичное для выходца из мелкобуржуазной еврейской семьи образование: частная школа, гимназия, университет.
В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей европейского рационализма и естественнонаучного эмпиризма.
Введение………………………………………………………………… 6
Мир………………………………………………………………………. 7
Человек…………………………………………………………………... 8
Общество………………………………………………………………...10
Истина…………………………………………………………………….12
Государство……………………………………………………………....3
Бог…………………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………….17
Список используемой литературы………………………………………18
Религиозные представления суть тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней (или внутренней) реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры.
По своей психологической
В широком смысле психоанализ охватывает
всю совокупность теоретических
концепций и методик различных
направлений фрейдизма и неофрейдизма, включая их
социально-философские и социологические
аспекты (Психоаналитическая ориентация).
Разработанные Фрейдом новые идеи и подходы сыграли
большую роль в различных интеллектуальных,
исследовательских и художественных сферах
20 в. Они основаны на гипотезе о доминирующей
роли в человеческой жизни бессознател
В этом ракурсе Фрейд рассматривает, в частности,
возникновение государства, религии, морали, социального контроля, норм,
санкций и т. п. Сублимация сексуальной
энергии лежит, согласно Фрейду, в основе социо-культурной,
художественной и других видов человеческой
деятельности. Со временем, впрочем, сексуальный
"монизм" все больше уступал у Фрейда место сексуальному "дуализму":
сексуальные инстинкты превращаются в
его доктрине в "инстинкт жизни" -
Эрос, наряду с которым появляется не менее
могущественный "инстинкт смерти"
- Танатос. Борьба этих инстинктов между
собой и с цивилизацией, взаимодействие
их сублимированных и несублимированных
форм, а также бессознательного и сознания
и определяют, по Фрейду, природу общества, его
функционирование, развитие, конфликты.
Представления Фрейда о структуре общества и его
динамике довольно расплывчаты. Социальную
структуру он видит преимущественно в
патриоцентристском плане, рассматривая,
в сущности, только одну стратификационную
схему: "вождь - элита - массы" (хотя
он говорит иногда и о классовой структуре).
Имея в виду лишь авторитарную форму лидерства, Фрейдсчитал, что массы всегда ищут вождя
или поклоняются вождю, жаждут отказа
от самостоятельности и ответственности.
Идеализация вождя и идентификация с ним,
с точки зрения Фрейда,- один из осн. механизмов
внутригрупповой солидарности и социального
господства. Среди социообразующих факторов
первостепенное значение в концепции Фрейдаимеют принудительные факторы,
значительная роль отводится взаимным,
в частности трудовым, интересам, еще большая
- "социальным чувствам" - несексуальным
формам эмоциональных отношений между
членами группы - альтруистической любви,
дружбе, которые, впрочем, представляют
собой, по Фрейду, превращенную форму
сексуальных импульсов. Что касается механизмов
социального господства и подавления, Фрейд выделяет среди них культивирование
"нарциссистского" любования социальной системой, в которой сформировался индивид,
национальными и культурными традициями,
что дает иллюзорную компенсадию за подавление,
которому он подвергается.
Другой механизм социального подавления
и господства, по Фрейду, сексуальная репрессивность,
выражающаяся в принудительном единообразии
форм сексуальной жизни, в лишении многих
лиц возможности сексуального удовлетворения,
в превращении сексуальной свободы в тайную
или явную привилегию господствующих
классов. Главная проблема, которую пытался
разрешить Фрейд,- проблема конфликта
человека и общества. Отношение к социальному
контролю, нормам, запретам, санкциям и
т. п. у Фрейда двойственно. С одной стороны,
это, по его мнению, необходимый инструмент
обуздания инстинктов, без которого человечеству
грозит самоуничтожение, с другой - нечто
такое, что неизбежно ведет ко все большему
извращению личности, к росту неврозов
и т. п. Фрейд колебался между радикалистским
и конформистским подходом к проблеме.
Двойственно и отношение Фрейда к проблемам социальных изменений.
Он склонялся то к пессимистической идее,
согласно которой неизменность человеческой
природы в принципе блокирует возможность
существенных социальных трансформаций,
то к осторожно оптимистической эволюционистской
позиции, согласно которой посредством
психоаналитической терапии и адекватной
социализации личности может все-таки
произойти фундаментальное изменение
человека и общества - массы поднимутся
до уровня элиты, разум станет управлять
страстями, сексуальные инстинкты окажутся
в необходимой степени удовлетворяемыми
или сублимированными, а агрессивные инстинкты
трансформируются в мирные средства управления
обществом. Двойственность социальных
позиций Фрейдапослужила основой для
возникновения в рамках фрейдизма, неофрейдизма и постфрейдизма
довольно далеких друг от друга консервативных,
либеральных и радикалистских социальных
теорий.
4.Истина
Проблема истины в психоанализе приобретает новое звучание. Истина конституируется в речи и имеет отношение к истине субъекта, его истории, к бытию субъекта, к его желанию, к его травме, наконец, к экзистенциальной истине. Она обретает особое субъективное измерение, обнаруживаемое в речевом усвоении своей истории. Это понимание истины во многом предвосхитило философские поиски 30-60-х годов. Так, в хайдеггеровских размышлениях об истине важным является полемика с традиционным пониманием истины как «соответствия или адекватности вещей мышлению». Истина переводится из характеристики знания в характеристику самого бытия. Истина имеет отношение к бытию, открытости или несокрытости (alhueia), которую дарует язык (4). Ведь слово не просто знак, ярлык, приклеенный к вещи; слово само открывает нечто, вводит его присутствие, в то же самое время, одновременно и скрывает сущее. Это близко и к мысли Гуссерля о существовании нетематизированного остатка, «горизонта», на фоне которого тематизируется предмет. Открытое всегда окружено сокрытым.2 Разве не то же понимание обнаруживается в психоанализе? Психическая реальность, неименованная словом уйдет в царство теней, забирая с собой все, хотя бы отдаленно напоминающее и тревожащее. «Это нечто уже не будет относиться к субъекту, не будет присутствовать в его речи, не будет интегрировано им. И, тем не менее, оно здесь же и останется и будет, если можно так сказать, выговариваться чем-то, субъекту неподвластным. Вот, что станет первым ядром того, что впоследствии получит название симптома» (3:254). Необходимость перевода в слово первовосприятий – процесс мучительный, он сродни мукам творчества. Это своего рода хайдеггеровское «сказывание», имеющее отношение к «поэтическому мышлению», ведь «и поэзия и мышление являются способом сказывания». «Поэтическое мышление» как прислушивание к себе, к миру. Найти слова для таких ощущений себя, мира, себя-в-мире – «особое очень трудное дело, целое искусство». Именно поэтому преждевременно высказанные или под-сказанные аналитиком слова ничего не дадут. Они останутся лишь тем пред-заданным внешним, не наполненным субъективной истиной, увы, всего лишь звуком, не имеющим терапевтической ценности.
Истина травмы субъекта просвечивает в его дискурсе сквозь, например, психопатологию обыденной жизни. «Именно с измерением речи в реальное внедряется истина. До речи нет ни истинного, ни ложного. С речью же вводится истина, но также и ложь и другие регистры». Речь вводит новое измерение истины, даже если она утверждает себя в качестве обмана или лжи для другого, для слушающего, для аналитика. Ведь «сам обман требует предварительной опоры на истину, которую надо было сокрыть и по мере того, как обман будет развиваться, он будет подразумевать подлинное углубление истины». Расползающиеся сети лжи участвуют, в конечном счете, «в процессе окончательного схватывания истины» (3:344). Но не только. Аналитический дискурс может разворачиваться в регистре ошибки – фундаментальной ошибки субъекта по отношению к самому себе, к своему бытию. Противоречие, обнаруживаемое в дискурсе, высвечивает истину, пролагая границу с ошибкой. Чрезвычайно важными представляются следующие слова Лакана: «Вообще говоря, ошибка является обычным воплощением истины и если мы хотим быть совсем строгими, скажем, что покуда истина никогда не будет полностью раскрыта, то есть по всей вероятности до скончания веков, она, исходя из ее природы будет распространяться в форме ошибки. Не нужно идти дальше, чтобы увидеть здесь структуру, лежащую в основе открытия бытия как такового» (3:344). Истина мыслится как истина отдельного субъекта, она связана со своеобразием и особенностью его бытия. Согласитесь, найти здесь точки пересечения с классической теорией познания, в рамках которой истина предстает как «соответствие мысли объекту» довольно проблематичн! Фрейд далек от классических идеалов научности. Психоаналитическое знание предстает революционным по отношению к предшествующей новоевропейской традиции, оно диссонирует с господствующим умонастроением, основа которого была заложена еще Декартом. На мой взгляд, этот шаг огромен по своей грандиозности не только для самого психоанализа, но и для всей культуры в целом. Классические психоаналитические тексты во многом коституировали «разрыв», «перелом» рубежа 19-20 веков, способствуя уходу от классических идеалов к неклассическим и даже к постклассическом идеалам научности.
Итак, психоаналитическая истина
имеет отношение к
5.Государство
Исходя из нескольких лекции Фрейда, можно сформулировать несколько тезисов: Государство - продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к исполнению данных решений.
Причины происхождения государства
заключаются в тех
Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления и для подавления их возникает государство.
Государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам, так и для подавления агрессивных влечений индивидов.
Конечно психологические
закономерности, с помощью которых
осуществляется человеческая деятельность,
- важный фактор, но в то же время
роль психологических свойств
6.Бог
Фрейд предполагает, что и
в очеловечении природы есть
предпосылки к потере
Также следует учесть, что
бог не единственный у Фрейда,
поэтому эти задачи все
Фрейд делает обобщение своих мыслей: "жизнь в этом мире служит некоей высшей цели, которую, правда, нелегко угадать, но которая, несомненно, означает совершенствование человеческого существа" (с. 201)(это к теме сайентологии, поднятой выше). Мир мы творим сами, а не кто-то сверху. Таким образом, как пишет автор работы, все доброе в финале вознаграждается, все злое получает свое наказание если не сейчас, так после смерти. Фрейд делает вывод, что всем страхам, страданиям и трудностям жизни предназначено уничтожение: ". . . жизнь после смерти. . . приводит к совершенству" (.
В своей работе, как и во многих случаях Фрейд сводит все к психологии культуры, выражая ее через отцовский идеал бога. Подводя итог, в религиозных представлениях народ ставится в отношениях ребенка к отцу. Это воплощено и в современности - гражданская религия в США (идея о богоизбранности страны и ее возможности единственной в мире морально руководить всеми в аспекте христианства). То же пишет и Фрейд: "God's own country" ("Бог - это наша страна"), то же и сейчас: "In God we trust" ("Мы верим в Бога") написано на долларовой банкноте США.
Дальше Фрейд говорит о религиозных представлениях, как "драгоценнейшее достояние культуры, как самое ценное, что культура может предложить ее участникам". В четвертой главе он говорит, что именно культура дарит эти религиозные представления индивиду, так как он не может найти их самостоятельно. Именно человек сам делает и формирует культуру, а не она сама по себе. А формируется непосредственно через мировоззрение (взгляды на мир) наиболее развитых представителей человечества, оставленное, как говорит Фрейд, в таблице умножения, геометрии и других науках.
В главе пятой Фрейд подводит
нас к выбору решения проблемы
классификации религиозных
1) в них верили уже наши предки;
2) у нас есть доказательства, которые имели место быть в это самое время;
3) запрещено поднимать вопрос об их достоверности.
Однако же, дальше Фрейд пишет,
что если прошлое дает
В главе шестой Зигмунд
Фрейд раскрывает понятия "
Продолжая диспут по
Продолжая свою мысль, Фрейд
утверждает, что "русская психика
вознеслась до заключения, что
грех явно необходим, чтобы
испытать блаженство
Рассуждая дальше, Фрейд совершенно
справедливо замечает, что в нынешнем
обществе (равно как и сейчас),
религия не оказывает
Информация о работе З. Фрейд. «Будущее одной иллюзии. Религия в культуре»