«Идеальное» государство Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти и управления государством.
Развитие политической мысли Древней Греции характеризуется рядом черт:
- поиском идеальной модели государства, способного обеспечить справедливость и порядок;
- рассмотрением политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;

Содержание

Введение 3
Учение Платона об обществе и государстве 4
Формы государства 5
2.2 Идеальное государство 7
3. Заключение 15
4. Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольн1.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Для обоснования иерархии в обществе Платон ссылается на миф, где Бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, а в их помощников - серебра, а в земледельцев и ремесленников - железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра - золотое, Платон допускает перевод членов одного класса в другой. Миф кончается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный сторож.

Платон считает, что совершенное по своему строю и оттого благое государство обладает четырьмя главными доблестями:

1. Мудростью. Под мудростью Платон  понимает высшее знание, или способность  дать добрый совет, когда речь  идет о государстве в целом. Мудрость - это доблесть, свойственная  весьма немногим - философам. По утверждению  Платона, только философы должны быть правителями, и только при правителях-философах государство будет благоденствовать и не будет знать существующего в настоящее время зла.

2. Мужеством. Оно, так же как и  мудрость, свойственно небольшому  кругу лиц, хотя в сравнении  с мудрыми, этих лиц больше.

3. Рассудительностью. В отличие  от мудрости и мужества, третья  добродетель совершенного государства, это уже качество не особого  класса, а свойство, принадлежащее  всем членам государства. Там, где  оно налицо, все члены общества  признают и соблюдают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы.

4. Справедливостью. Она состоит  в том, чтобы каждому гражданину  было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его  натуре. Платон характеризует справедливость как доблесть, не допускающую возможности смешения классов между собой.

Благо заключается в четырех главных доблестях: мудрости, мужестве, сдерживающей мере и справедливости. Идеальное государство имеет четкое сословное деление его членов, основанное на разделении этих доблестей, а кроме этого оно соответствует началам, присутствующим в душе каждого человека:

 

 

         Начала человеческой души

Сословия в    государстве

Распределение доблестей

 

Разум

Правители

Справедливость, сдерживающая мера и мудрость

 

Яростный дух

Стражи

Справедливость, сдерживающая мера и мужество

 

Вожделение

Земледельцы и ремесленники

Справедливость и сдерживающая мера

 

 

Государство Платона - не единственная сфера проявления справедливости. Для Платона государство - как бы макромир, которому соответствует микромир в каждом отдельном человеке, в частности в его душе. Согласно Платону, в душе существуют и требуют гармоничного сочетания три элемента, или три начала: разумное, аффективное и неразумное, или вожделеющее - «друг удовлетворений и наслаждений». В государстве три разряда его граждан - правители, воины и работники производительного труда - составляют гармоничное целое под руководством наиболее разумного класса. Но то же происходит и в душе отдельного человека. Если каждая из трех составных частей души будет совершать свое дело под управлением, то гармония души не нарушится. При таком строе души разумное начало будет господствовать, аффективное - выполнять обязанности защиты, а вожделеющее - повиноваться и укрощать свои дурные стремления.

Особое внимание в своих работах Платон уделяет вопросу об образе жизни людей в идеальном государстве, и, прежде всего, об образе и распорядке жизни воинов-стражей. От результатов их воспитания и от уклада их жизни зависит облик проектируемого Платоном государства.

Весь распорядок и рамки жизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности. Воины лишены права на собственное имущество. Они могут пользоваться только тем, что минимально необходимо для жизни, для здоровья и для выполнения своих функций в государстве. У них не может быть ни лично принадлежащего им жилища, ни мест для хранения имущества, ни драгоценностей.

«Обобществив» не только людское имущество, но и жен, детей, автор хочет, чтобы никто не мог сказать: «Это моя вещь», или «Это моя жена». По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти, браком тайно управляют философы. Все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всех мужчин. В учении Платона о государстве постулат общности жен и детей - не курьез, он играет чрезвычайно важную роль. Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве.

Классы в государстве разграничены даже сферами проживания. Важнейшее же отличие высших сословий - отсутствие у них частной собственности. Это условие, по Платону, необходимо для торжества справедливости. Обладание собственностью порождает алчные вождения, приводит к вражде. Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве. Высшие сословия будут необходимо справедливыми благодаря отсутствию материальных интересов. В то время как в низшем сословии собственность есть, во всю используются деньги и даже разрешены элементы роскоши.

Общность достояния, отсутствие личной собственности, невозможность ее возникновения, сохранения и приумножения делает невозможным и возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений, тогда как в существующем греческом обществе все раздоры порождаются спорами из-за имущества, из-за детей и из-за родственников. По мнению Платона, отсутствие раздоров внутри класса воинов-стражей сделает, в свой черед, невозможными внутри низшего класса работников ни раздоров, ни восстаний их против обоих высших классов.

Высшие классы - правители и стражи - живут общей жизнью, сообща питаются и т. д., но ничего не производят; они только потребляют то, что производят люди другого класса - работники. В связи с этим Платона совершенно не занимают вопросы устройства жизни и труда производящего класса, вопросы организации его производительной деятельности, наконец, вопросы его быта, морального состояния. Платон оставляет за «рабочими» принадлежащее им имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которые продиктованы вовсе не заботой о жизни и благополучии «рабочих», а только соображениями о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и в достаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов. Условия эти сформулированы лишь в общей форме.

Первое из них состоит в устранении из жизни «рабочих» главного источника порчи - богатства и бедности. Богатые ремесленники перестают радеть о своем деле, бедные сами не в состоянии, из-за отсутствия орудий, хорошо работать и не могут хорошо обучать работе своих учеников.

Второе условие состоит в ограничении функций «рабочего» одним-единственным видом труда, к которому он наиболее способен по своим природным задаткам. Этот труд определяется, указывается и предписывается ему правителями государства.

Третье условие - совершенное повиновение. Оно обусловлено всем строем убеждения «рабочего» и прямо следует из основной для него доблести - рассудительности.

В проектах преобразования общества Платон много внимания уделял и воспитанию личности. Цель воспитания всегда заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных задач. Платон дает воспитание лишь высшей прослойке своего идеального общества, с точки зрения жизненных реалий того времени. В Древней Греции государство в основном представляло привилегии в образовании и воспитании лишь узкой прослойке гражданского коллектива. Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое и гимнастическое искусства. Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства. После окончания обучения этим дисциплинам, юношей, показавших себя наиболее знающими и добродетельными, начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.

В более поздних размышлениях, уже не наблюдается столь выраженного «классового подхода» к цели воспитания, мыслитель стремится охватить воспитанием практически всех граждан, а не только какую-то избранную для этого группу. Цель воспитания заключается в том, чтобы подготовить законопослушных граждан, способных к исполнению любой общественной и государственной должности. А само воспитание подразделяет на духовное и физическое. Объектами воспитания у Платона становятся граждане любого возраста, причем как мужчины, так и женщины. Необходимость воспитания женщин Платон объясняет сугубо с практической точки зрения, поскольку он считал, что женщинам необходимо участвовать наряду с мужчинами во всех общественных делах, в защите и охране полиса.

Итак, главными условиями для существования идеального государства являются: строгое разделение на сословия и сферы труда; устранение из жизни источника нравственной порчи - противоположных полюсов богатства и бедности; строжайшее повиновение, прямо вытекающее из основной доблести всех членов государства - сдерживающей меры. Формой правления в идеальном государстве является аристократия, в лучшем значении этого слова - власть самых достойных, мудрых.

Начертанный проект наилучшей организации общества и государства Платон считает осуществимым только для греков. Для народов, окружающих Элладу, он не применим в силу полной будто бы их неспособности к устройству общественного порядка, основанного на началах разума.

 

Заключение

В своих диалогах «Государство» и «Законы» Платон говорит о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект государственного устройства.

Платон - консервативный мыслитель, но поскольку в его время демократия вырождалась и демонстрировала свое бессилие, в его идеальном государстве чувствуются ноты тоталитаризма.

Обобщая опыт своих предшественников, Платон внес много ценного в политическую мысль и политическое сознание того времени. Неоспоримыми достижениями Платона являются:

- идея общего блага и общего  интереса как основы политического  объединения;

- мысль о частной собственности  как причине социальных противоречий и конфликтов;

- резкая критика страсти к  стяжанию денег, золота и вообще  ценностей;

- довольно четкое определение  форм государства и закономерностей  их круговорота;

- признание законности важнейшим атрибутом политической организации;

- мысль о необходимости нерушимого единства общества и полного единомыслия всех его членов;

- мысль о необходимости воспитания  в гражданах нравственных качеств, способных привести их к единству.

В его наследии можно найти и некоторые негативные моменты, также ставшие достоянием последующих эпох. Это и аристократические правления, оправдание неравенства, пренебрежение правами личности, жесткая регламентация всех сторон жизни.

Список использованной литературы

  1. Асмус В. Ф. Платон. М., 1993, с. 398.
  2. Платон. Государство. М., 2002, с. 521.
  3. Политология: учебник для студентов вузов/ Р.Т. Мухаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  4. Философия древнего мира и средних веков. Идеализм Платона. Учебное пособие для вузов. - Екатеринбург, 2002.
  5. Шестов Л. Лекции по истории греческой философии. - М.: «Русский путь», 2001

 


Информация о работе «Идеальное» государство Платона