Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:57, реферат
Просвещение – идейно-политическое течение времен перехода общества от феодализма к капитализму. Просвещение отражало интересы нарождавшейся буржуазии и народных масс и сыграло роль идеологической подготовки буржуазных революций. Социально-экономические основы обусловили основные идейные принципы, заключающиеся в критическом отношении к социальной и политической организации феодального общества, а также к его идеологической легитимности. Просветители критиковали феодальный строй абсолютистскую монархию, решительно выступали против крепостничества, обосновали необходимость установления новых общественных порядков, которые способствовали бы улучшению жизненных условий народных масс, обеспечивали их право на образование и культуру. Резкой критике подвергали они религиозные догматы, схоластику, отстаивали светский характер общественной жизни.
Введение 3
1. Идеология Европейского Просвещения. Общие черты
и особенности. 4
1.2. Просветительские идеи английских мыслителей 5
1.3. Немецкое Просвещение 9
1.4. Итальянское Просвещение 8
2. Деятели французского Просвещения 11
Заключение 20
Список литературы 21
Просветительские идеи немецкого и итальянского просвещения вылились преимущественно в абстрактные теоретические построения и практически приспосабливались к существующему политическому устройству.
2. Деятели французского Просвещения
Главным вдохновителем и лидером европейского Просвещения был великий французский мыслитель и литератор, историк, политический мыслитель, философ Франсуа-Мари Вольтер (1694-1778). Он вошел в историю общественной мысли как обличитель религиозного фанатизма, мракобесия католической церкви, что определило особенности его взглядов, концепции.
Вольтер – автор широкой программы социально-политических преобразований в духе буржуазного демократизма. Сторонник просвещенной монархии. Противник судебно-правовой системы абсолютизма.
Основные произведения: «Философские письма», «Опыт о всеобщей истории, о нравах и духе народов», «Философский словарь».[4]
Работы Вольтера, в частности, «Философские письма» свидетельствовали о творческом включении в его мировоззрение нового богатого комплекса идей о том, что философскому осмыслению должны быть подвергнуты все без исключения предметы, привлекающие к себе внимание человека и существенно важные для человеческого рода. Основанием подобного расширения сферы действия философии была исторически назревшая необходимость всеобщей детеологизации мировоззрения с целью очищения его от средневековых представлений. В трудах Вольтера философия последовательно противопоставляется теологии как подлинный носитель истинны.
Резко критикуя экономические и политические структуры феодализма, его юридические законы и судопроизводство, Вольтер как идеолог буржуазии выражал ее интересы, а также известным образом интересы крестьянства как наиболее многочисленной части третьего сословия.
Теоретической основой социальной философии Вольтера была модификация договорной теории, согласно которой в основе общества и государства лежит согласие, обязывающее верховную власть действовать на благо подданных и обеспечивать соблюдение их «естественных» прав, важнейшими из которых считалось свобода, равенство перед законом и собственность на продукты своего труда.
Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его независимость от произвола. «Свобода, - считал Вольтер, - состоит в том, чтобы зависеть только от закона».
Все отмеченные аспекты просветительской философии Вольтера органично соединялись с ее антиклерикальной направленностью. Он резко критиковал римско-католическую церковь, которая являлась крупным интернациональным центром феодальной системы.
«Раздавите гадину!» - таково высказывание против церкви, но не против веры в Бога. Веру в карающего Бога необходимо сохранить для того, чтобы внушать непросвещенной «черни» нравственный образ поведения. Известно изречение Вольтера: «Если бы бога не было, то его нужно было выдумать».
Грядущие преобразования в обществе Вольтер, как и другие просветители, связывал с развитием знаний, подъемом культуры, осознанием правителями необходимости реформ. В связи с этим он вступил в переписку с Екатериной II, предпринял поездку к Фридриху Прусскому. Оправдывая революции, он вместе с тем отмечал пагубные последствия гражданской войны, кровопролития, непредсказуемость выступления трудящихся масс. Но вместе с тем по своему объективному значению социальные идеи Вольтера имели революционный характер: они призывали прогрессивные силы общества к упразднению феодальных порядков и ниспровержению абсолютизма.[2]
Выдающимся теоретиком государства
во французском Просвещении был Ша
Исследуя «дух законов» - нечто закономерное, разумное и необходимое в позитивном праве, - он сделал плодотворную попытку постижения объективных закономерностей и логики исторически изменчивых позитивных законов, познания тех причин и факторов, которые их порождают. «Дух законов» - это правообразующее значение и правовой результат тех факторов, которые влияют на законодательство. Правовой смысл «духа законов» требует принятия разумных и справедливых законов. Труд Монтескье показывает «триумф морали над климатом», значение духа нации, выражающегося в законах.
Развитие естественноправовой теории как научной основы систематизации права.
Понятие «дух законов» опирается на
характерные для естественно-
Развитие теории разделения властей.
Существенное значение, с точки зрения единства предмета юриспруденции, имело дальнейшее развитие правового подхода к государству, углубление представлений о единой правовой природе государства и закона, о правовом смысле разделения властей, о взаимосвязи свободы, справедливости, права и государства, о государстве и законе как формах выражения и защиты свободы людей и т.д.
Монтескье затронул также проблемы формы закона, его содержания и законодательной техники. Он провел сравнительно-правовой анализ законодательных положений различных эпох и народов.[1]
Цель теории разделения властей у Монтескье – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотреблений власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством. [5]
Монтескье распространил применение экспериментального метода на исследование человеческого общества, став одним из основоположников социологии. В «Персидских письмах», например, оригинальным образом сплавились стремление применить экспериментальный метод к явлениям социально-исторического плана, просветительский рационализм, едкая ирония как орудие критики. Под видом модного романа в «Персидских письмах» был разработан подлинный манифест эпохи Просвещения.
Законы природы, по Монтескье, применительно к человеку «вытекают единственно из устройства нашего существа». В дообщественном состоянии человек жил по таким естественным законам, как стремление к миру, к добыванию пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. Когда люди соединяются в общества, они утрачивают сознание своей слабости, начинаются войны, как между отдельными лицами, так и между народами, что побуждает устанавливать законы между людьми. Эти законы определяют отношения между народами (международное); между правителями и управляемыми (политическое); между всеми гражданами (гражданское). Потребность в таких законах обуславливает образование государства (политического состояния), которое предполагает достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, названное Монтескье гражданским состоянием.
Для обоснования политических требований французской буржуазии Монтескье считал необходимым рассмотреть различные формы государственного устройства, дать историю законодательных и судебных учреждений.
Он различал три образа (формы) правления: республиканский, при котором верховная власть находится в руках народа; монархический, связанный с правлением одного человека, но посредством твердо установленных законов; деспотический, при котором все определяется волей и произволом одного лица вне законов и правил.
Природа каждой формы правления определяет основные (и в этом смысле – конституционные) законы данного строя, а также и свой принцип, приводящий в движение человеческие страсти. В республике таким принципом является добродетель, в монархии – честь, в деспотии – страх. [2]
Видное место в учении Монтескье занимает противопоставление умеренных и неумеренных форм правления. Демократия, аристократия и монархия, где отношения между правительствами и гражданами осуществляются в правовой форме, а государственная власть разделена и распределена между различными социальными силами, учреждениями и должностными лицами, которые осуществляют взаимный контроль и сдерживают друг друга от злоупотреблений и нарушения законов, отнесены к умеренным формам правления.
Разработка модели государства будущего – одна из основных тем политико-правовых учений эпохи Просвещения. В произведениях Монтескье эта тема воплотилась в проекте свободного государства, базирующегося на концепции разделения властей. Эта концепция – продукт социально-политических условий Франции того времени, теоретическое отражение борьбы за власть между королем, аристократией и буржуазией.[5]
Жан Жак Руссо (1712-1778) – французский философ-просветитель, один из ярких и оригинальных представителей западноевропейской общественно-политической культуры. Основные произведения: «Об общественном договоре», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», О политической экономии», «Суждения о вечном мире», «Эмиль», «Исповедь» [4]
С именем Руссо связаны радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции: идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании.
В своих работах он рассматривал проблемы общества, государства и права, воспитания и педагогики с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета, а также в свете своей трактовки распространенного в то время представления о естественном догосударственном состоянии.
Согласно представлению Руссо о догосударственном, естественном состоянии, оно определялось всеобщей свободой и равенством, отсутствием частной собственности. Однако с появлением последней возникает социальное неравенство, начинается борьба между богатыми и бедными. Выход из создавшегося положения состоял в соглашении о создании государства законов, которым должны подчиняться все. Но взамен своей естественной свободы бедные не получили свободы политической: созданное путем договора государство и законы наложили новые путы на слабого, и придали новые силы богатому. Таким образом, неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело к неравенству при деспотизме.
В противовес такому
Концепция общественного договора выражает идеальные представления Руссо о государстве и праве, но они находятся в явном противоречии с его же рассуждениями о роли частной собственности и неравенства.
Критикуя феодальный строй, Руссо подчеркивал, что он держится не на праве, а на силе. В связи с этим пока народ повинуется, «он поступает хорошо, но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо, сбрасывает его – он поступает еще лучше», ибо возвращает себе свободу по тому же праву, по какому ее у него похитили. По существу, такое положение является обоснованием и оправданием насильственного, революционного пути свержения феодализма. Однако, согласно Руссо, сила не создает права, поэтому основой любой законной власти среди людей могут быть только соглашения и законы. Именно благодаря общественному договору все оказывается равными «в результате соглашения и по праву».
Руссо признает, что «при дурных Правлениях» это равенство обманчивое и кажущееся. Вот почему, не отрицая самой частной собственности, он ратовал за относительное выравнивание имущественного положения граждан.
Общественный договор является у Руссо обоснованием народного суверенитета как основополагающего принципа республиканского строя. Общественное соглашение дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эта власть, направляемая общей волей называется суверенитетом. [2]
Руссо ввел в нарождавшуюся демократию понятие суверенитета, которое оказало на нее разрушительное воздействие, и указал путь к тоталитарному государству. [6] «…Общественный договор дает политическому организму абсолютную власть над всеми членами последнего; эта-то власть, управляемая общей волей, называется, как я уже сказал, Суверенитетом» (Ж.Ж.Руссо). [10]