Иммануил Кант и его философские взгляды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 16:01, реферат

Краткое описание

Немецкая классическая философия не менее интересна и значима чем, например, античная философия или философия просвещения. Иммануил Кант, как и многие философы, считался человеком “не от мира сего”, его философия своеобразна и уникальна. Изучая философию нельзя обойти стороной философскую систему Канта, но нельзя и останавливаться только на ней, не замечая других не менее великих творений философов.

Содержание

Введение
1. Биография
2."Докритический" период
3. Критический период
4. "Критика чистого разума"
5. Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
Заключение
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 32.02 Кб (Скачать файл)

Всякий раз, когда мы говорим: "Все тела протяженны", мы как бы отвлекаемся от многообразия, неисчерпаемости опыта. Всеобщее знание мы добываем каким-то иным способом, а не посредством простого эмпирического обобщения. Согласно Канту, это и есть знание, которое следует называть априорным, внеопытным, причем не сегодня или завтра, а в принципе и всегда априорным. Оно не выведено из опыта, потому что опыт никогда не заканчивается. В том и состоит природа таких знаний и познаний, что при высказывании теоретических всеобщих и необходимых суждений мы мыслим совершенно иначе, нежели при простом обобщении данных опыта. Можно знать из опыта, что это и ли то тело протяженно, но, заявляя, что "все тела протяженны", мы совершаем внеопытный скачок мысли, т.е. мысль совершает переход в ту сферу, которая непосредственно опытом не обусловлена.

Таким образом, всякое всеобщее и необходимое теоретическое знание, истинное знание, по мнению Канта, априорно - доопытно и внеопытно по самому своему принципу.

Априорные познания, поскольку они выражаются в суждениях, Кант делит на аналитические и синтетические априорные суждения. Все суждения, как известно из логики, приводят в связь субъект и предикат суждения. Так, в суждении "Все люди смертны" субъект - люди, предикат - свойство смертности. Все априорные суждения содержат внеопытные, т.е. всеобщие и необходимые знания. Но они в свою очередь делятся на две группы. К первой группе принадлежат те, в которых предикат не прибавляет нового знания о субъекте, а как бы "извлекает" на свет божий знание, так или иначе имеющееся в субъекте суждения. Кант приводит очень характерный для своего времени пример - суждение "все тела протяженны". Оно является априорным (воплощает всеобщее и необходимое знание) и вместе с тем аналитическим, ибо в понятии тела уже заложено понятие протяженного. Нужен только дополнительный анализ, чтобы это выяснить.

Еще один вид априорных суждений те, в которых устанавливаемое предикатом знание оказывается новым по сравнению со знанием, уже заключенным в субъекте. Тут имеет место новое соединение познаний и знаний, новый их синтез. Поэтому Кант называет данные суждения синтетическими априорными суждениями. Пример: "все тела имеют тяжесть". Оно, прежде всего априорное, ибо содержит всеобщее и необходимое знание, но, кроме того, синтетическое, ибо понятие тяжести не заключено (для кантовского времени) в понятии тела - для присоединения, синтезирования его надо расширить и обновить знание, а значит, осуществить новые позиции. Аналитические суждения Кант называет поясняющими, а синтетические - расширяющими суждениями. Синтетические суждения требуют нового обращения к опыту.

Аналитические суждения, по Канту, все априорны: они требуют обращения к опыту, а значит, не дают в подлинном смысле нового знания. Синтетические суждения могут быть эмпирическими и априорными. Они всегда, по Канту, дают новое знание.

Особое внимание Канта априорные синтетические суждения привлекают потому, что они воплощают в себе удивительную способность человека добывать всеобщие и необходимые и вместе с тем новые знания, опираясь на особые познавательные способности, действия, приемы познания. Всего ярче такая способность - яркая, творческая - воплощается в науке. Истины науки, постоянно добываемые и обновляемые, и суть, согласно разъяснением Канта, априорные синтетические суждения. Иными словами, раз такие суждения уже существуют, они возможны.

В центре внимания "Критики чистого разума" - философская проблема познания, делающего возможным истинное знание науки и практики, притом именно новое всеобщее и необходимое знание.

 

Формы рассудка. Выводы Канта о сознании

 

Вторая часть учения Канта о познавательных способностях человека - учение о рассудке. Рассудок - это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Это познание через понятие, способность составлять суждения. Кант заявляет, что значит состояние "я мыслю", надо поставить проблему единства субъекта и объекта в познании и тем самым проблему сознания и познания. Он пишет: "Рассудок есть, вообще говоря, способность к знаниям". Кант разрабатывает систему категорий рассудка:

количество: единство, множество, целокупность,

качество: реальность, отрицание ограничение,

отношения: присущность, самостоятельность существования,

модальность: возможность - невозможность, существование - не существование, необходимость - случайность.

Наряду с оперированиями категориями, рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения субстанции, причинности, взаимодействия субстанции. Будучи всеобщими и необходимыми, эти законы принадлежат не самой природе, а только человеческому рассудку. Для рассудка - они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Сознание человека само строит предмет не в том смысле, что порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может познаваться - форму всеобщего и необходимого знания.

Поэтому у Канта получается, что природа как предмет необходимого и всеобщего знания строится самим сознанием: рассудок диктует законы природе. Таким образом, Кант приходит к выводу, что сознание само создает предмет науки - общие и необходимые законы, которые позволяют "упорядочивать" мир явлений, внося в него причинность, связь, субстанциональность, необходимость и т.п. Кант создает своеобразную форму субъективного идеализма, не только когда утверждает, что пространство и время - это лишь формы живого созерцания, а не объективные свойства вещей, но и когда указывает на производность связей и законов рассудка.

Естествознание, по мнению Канта, осуществляет соединение живого созерцания с рассудочной деятельностью, пронизывающей опытное знание. Получается, что природа реальна только в "эмпирическом смысле", как мир явлений - феноменов. Понятие же "ноумен" - это то, что "не есть объект нашего чувственного созерцания", а есть "умопостигаемый предмет". Это понятие введено Кантом, чтобы подчеркнуть невозможность познания "вещи в себе", что "вещь в себе" - это лишь представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна.

Третья часть учения Канта о познавательных способностях человека о разуме и антиномиях. Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных противоречий: возникает "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые относятся как тезис и антитезис. Согласно Канту, и тезис и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то "Победа" присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал антиномиями.

 

 

 

 

 

I антиномия

Тезис Антитезис

Мир имеет начало во времени ограничен в пространстве.

Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен во времени и в пространстве.


 

II антиномия

Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого.

Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого.


III антиномия

Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность (причинность через свободу).

Нет никакой свободы, все совершается в мире по законам природы.


 

IV антиномия

 

К миру принадлежит.

Или часть его.


 

 

Противоречия эти для Канта неразрешимы. Однако Кант опровергает все существующие "теоретические" доказательства бытия Бога: его существование можно доказать лишь опытом. Хотя в существование Бога надо верить, так как этой веры требует "практический разум", т.е. наше нравственное сознание. Учение Канта об антиномиях сыграло громадную роль в истории диалектики. Этим учением перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем и прежде всего проблема противоречия. Встал вопрос об уяснении противоречивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходимости. Антиномии послужили сильным импульсом для последующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Философию ХIХ века, в частности немецкую философию, называют классической. В это время философия получила мощный импульс развития от немецкого идеализма Канта, Гегеля и Фихте. Капитализм, пережив свою классическую, домонополистическую стадию, обнаружил массу противоречий. Острые классовые конфликты, подмена лозунгов свободы, равенства, братства, с помощью которых буржуазия пришла к власти, сломав феодальные порядки, привели к конфликтам в области идеологии. Это неизбежно нашло отражение в философии. К тому же в это время от философии отпочковывались науки, которые до этого входили в ее "юрисдикцию": социология, психология. Относительную самостоятельность обрели этика и эстетика.

Кант выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества. В эстетике - вразрез с формализмом в понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т.к. она возвышается до изображения идеала.

Социально-политические воззрения Канта, как и вся его философия, пронизаны духом аристократической прусской реакции. Время от времени в них слышится трусливый голос немецкого обывателя, тоскующего хотя бы о самых скудных реформах. В духе своей философии Кант пытается и правовые нормы вывести из априорных положений. В основе права, по его мнению, лежат три начала: храни твое личное право, не нарушай чужого, воздай каждому по справедливости. Эти нормы, по обычной для Канта "традиции", носят абстрактно-формальный, бессодержательный характер. Ведущая идея Канта состоит при этом в том, что частная собственность благодаря своему априорному происхождению носит вечный, всеобщий и необходимый характер. Те же атрибуты приписываются Канту, основанному на частной собственности эксплуататорскому обществу. Целью государства является, по Канту, не "благополучие" людей, а суровое и непреклонное "долженствование", осуществление абстрактной и формальной "справедливости".

Кант - решительный враг революции и демократии. Он не возражал против отдельных реформ, проводимых сверху, но при этом оговаривал необходимость соблюдения в них крайней умеренности. Важнее всего для Канта дух беспрекословного подчинения властям предержащим, требование "повиноваться той власти, у которой имеется теперь сила". Власть, по Канту, имеет "только права и никаких обязанностей". Все население государства делится Кантом на "граждан" и "только поданных", лишенных самых элементарных прав. Все трудовое население фактически отнесено им к категории "только поданных".

В международных отношениях, по Канту, "вообще господствует не право, а только сила". Кант ратовал за "всемирное объединение народов", "всемирное гражданство", за ликвидацию национального суверенитета. В эволюции общественной жизни Кант считал основным содержанием этой эволюции моральное совершенствование людей. Кант создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. До наших дней философы изучают работы Канта и открывают в них что-то новое и интересное для себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

  1. "История философии. Философия ХV-XIX вв.", под редакцией профессора Н.В. Мотрошиловой, Москва: Издательство "Греко-латинский кабинет" Ю.А. Шатилина. 2003 г.
  2. "Философия". Учебное пособие под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, Москва: Издательство "Юристъ", 1996г.
  3. А.А. Радугин "Философия", курс лекций. Москва: Издательство "Владос", 1995г.
  4. Кант Э. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994. – 591с.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki

 

 


Информация о работе Иммануил Кант и его философские взгляды