Иоанн Скот Эриугена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:48, доклад

Краткое описание

Иоанн Скот Эриугена (ок. 810—877 гг.) родился в Ирландии и на европейском континенте оказался примерно в 840-м г., когда был приглашен участвовать в теологическом споре о Божественном предопределении. Результатом участия в дискуссии стал написанный им трактат "О предопределении". Молодой ирландец, судя по всему даже не имевший священнического сана, выказал такое глубокое понимание христианского вероучения, что в конце 40-х гг. IX в. ему предложили занять место руководителя школы в Париже при дворе французского короля Карла Лысого.

Вложенные файлы: 1 файл

Иоанн Скот.docx

— 19.35 Кб (Скачать файл)

Иоанн Скот Эриугена

 

Иоанн Скот Эриугена (ок. 810—877 гг.) родился в Ирландии и на европейском  континенте оказался примерно в 840-м  г., когда был приглашен участвовать  в теологическом споре о Божественном предопределении. Результатом участия  в дискуссии стал написанный им трактат "О предопределении". Молодой  ирландец, судя по всему даже не имевший  священнического сана, выказал такое  глубокое понимание христианского  вероучения, что в конце 40-х гг. IX в. ему предложили занять место  руководителя школы в Париже при  дворе французского короля Карла  Лысого.

 

В конце 50-х гг. Иоанн Скот Эриугена занялся переводом неизвестных  до того времени в Западной Европе "Ареопагитик" с греческого на латинский язык. Дело в том, что  в Ирландии, в отличие от континента, среди христианских философов было распространено знание греческого языка, которым прекрасно владел и сам  Эриугена. Под впечатлением, произведенным  на него текстами Дионисия Ареопагита, в 862—866 гг. он написал собственное  сочинение под названием "О  разделении природы", имеющее форму  диалога между "Учителем" и "Учеником".

В своих произведениях  Иоанн Скот Эриугена предстает как  христианский философ неоплатонического  направления, считающий, что вера и  разум, религия и наука неразделимы. "Истинная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия  есть истинная философия" — писал  он. Более того, он утверждал, что  без знания вообще не может быть истинной веры, что бездоказательная догматика сама по себе неубедительна: "Авторитет рождается от истинного  разума, но разум никогда не рождается  из авторитета". Поэтому с его  точки зрения "никто не восходит на небо иначе, чем через философию".

 

В неоплатоническом духе Иоанн  Скот Эриугена трактует и строение мироздания, "природы", состоящей  из четырех уровней. Сама структура  мироздания определяется неоплатонически-христианским принципом, проповедуемым Дионисием  Ареопагитом: Бог есть Начало и Конец  всего сущего. Следовательно, мир, сотворенный  Богом, проходит несколько уровней  своего развития и, в конце концов, вновь возвращается к Богу.

Первый уровень — природа  несотворенная, но творящая. Это сам  Бог Отец, пребывающий в абсолютном единстве, бесконечно возвышающийся  над всей множественностью и порождающий  все сущее. В духе Дионисия Ареопагита, Иоанн Скот Эриугена утверждает, что  к познанию Бога можно идти двумя  путями — положительным и отрицательным. Однако полное постижение Божественной сущности невозможно, ибо человеческие понятия бессильны выразить неизреченную природу Бога Отца. Бог Отец незримо присутствует во всем, и доступен человеку только в виде богоявлений — теофаний. Поэтому человек посредством теофаний обнаруживает бытие Бога в бытии всех вещей.

Второй уровень — природа  сотворенная и творящая. В соответствии с христианизированным неоплатонизмом, Эриугена воспринимал эту природу, как первую ипостась, первое порождение Бога Отца — Логос, Божественный ум или всеведение Бога. Логос уже  множественен — в нем содержатся бестелесные первообразы всех вещей (идеи), которые обладают бессмертием. "Все, что в Нем, остается всегда — это вечная жизнь", — утверждает философ.

Третий уровень — природа  сотворенная, но не творящая. Это, собственно мир, созданный в пространстве и  во времени, но другого мира уже не создающий. На этом уровне природа достигает  апогея своей множественности, ибо  возникает бесчисленное число единичных  вещей. Эти вещи обладают материальностью, в которых воплощаются первообразы, однако сама материальность призрачна. По сути самостоятельной материи  не существует вообще, ибо материя  — это лишь одна из теофаний, богоявлений.

Человек, живущий в данном мире, способен познать свою природу, а, следовательно, познать богоявления  и таким образом приблизиться к постижению Бога. Знание же заключается в том, чтобы понять греховную природу своей материальности, и конечность телесной жизни и бесконечность жизни духовной. "Тело — наше, — пишет Эриугена, — но мы — не тело".

Четвертый уровень — природа  несотворенная и нетворящая. Этот уровень — конечная цель всякой жизни, сотворенной Богом. Вся природа, пройдя предыдущие уровни своего развития, возвращается к Богу. Все единичные, все конкретные элементы мира на этом уровне теряют свои индивидуальные особенности и, прежде всего, свою материальность, и воссоединяются в своем первоначале — Боге.

И человек должен уподобиться  Сыну Божиему, который, вочеловечившись, указал людям истинный смысл их пребывания на земле — возвращение к Божественному  единству и вечной жизни.

Влияние идей Дионисия Ареопагита прослеживается и в учении о предопределении, разработанном Иоанном Скотом Эриугеной. С его точки зрения, Бог, предопределяя  все судьбы мира, не может быть источником зла. Зло, являясь ослабленным добром, само по себе не существует и на него Божественное предопределение не распространяется. Источник зла — в человеке, которому Бог даровал свободу воли. И  уже сам человек выбирает свой жизненный путь. Поэтому Бог, предопределяя  все доброе в человеке, дает человеку возможность самостоятельно сделать выбор между Божественным добром и присущим человеку злом.

Само стремление Иоанна Скота  Эриугены совместить науку и религию  в едином учении оказало большое  влияние на всю западноевропейскую схоластику. Однако многие его конкретные идеи, особенно учение о предопределении  и свободе воли, не были приняты  официальной Церковью. Еще при  жизни он неоднократно обвинялся  в ереси, а после его смерти трактат "О разделении природы" был осужден (в 1050 г.) и даже приговорен к сожжению (1225 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

    1. Перевезенцев С. В. - Иоанн Скот Эриугена

Информация о работе Иоанн Скот Эриугена