Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 21:33, контрольная работа
Иррациональное познание имеет два смысла: негативный и позитивный. В негативном смысле оно есть то явление, которое на данном этапе познания остается для познающего нечто темным, ещё не познанным. В этом смысле всякий предмет, который подлежит познанию, иррационален. Он есть то, что ещё только будет рационально оформляться в процессе познания, подвергаясь логической обработке. Подобное иррациональное постоянный спутник рационального. даже наука, высший тип рациональности, есть процесс, который уходит в бесконечный процесс рационализации, потому что субъект познания, используя средства познания превращает непознанное в рациональное выстраивая логически непротиворечивые системы понятий.
1. Иррациональное познание, его формы и возможности……………2
2. Креационистское учение о происхождении человека………………4
3. Мировоззрение и его структура. Знания, ценности и убеждения в структуре мировоззрения……………………………………………………...6
4. Литература…………………………………………………………………….11
В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в правоту знаний, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности. эгоизм, социальное равнодушие, расхождение поступков с хорошо усвоенными знаниями и ценностями не обеспечивают действенного мировоззрения, гражданской позиции человека.
Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы (методы) деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого порядка, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, чувства человека, его эмоциональное отношение к знаниям, ценностям, идеалам и волевая готовность к действиям. Цепочка мировоззренческого становления человека включает: знание – ценности – убеждения – волю к действию.
Можно предложить следующее интегративное определение мировоззрения. Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места человека в нем.
При изучении мировоззрения как системы взглядов человека на окружающий мир выделяют следующие ступени мировоззренческого освоения мира: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира в форме образов, организующих индивидуальный человеческий опыт.
Мировосприятие – вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве его сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, выступать как в положительной, так и в негативной окраске, подчеркивая состояние человека в зависимости от происходящего (например, абсурдности ситуации, трагичности). Состояние временного, преходящего потрясения, которое можно назвать состоянием "смыслоутраты", описал Л. Н. Толстой в гениальном произведении "Война и мир": "С той минуты, когда Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога... Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины".
Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого становления человека, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.
Однако мироощущение и мировосприятие не отделимы от миропонимания. Они неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и определяя в нем место человека.
Литература:
1. Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2003.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002.
3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005.
4. Кириллов В.И. Философия. Часть 2: Основные проблемы философии: Учебное пособие для вузов М.: Юристъ, 2006.
5. Губин В.А. Философия: актуальные проблемы: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Философия" М.: Омега-Л, 2005.
6. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 5-е, переработанное и дополненное). – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
15.10.2014 г.