Истина как центральная проблема познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее важные различия между людьми уже не идеологические, политические или экономические. Это культурные различия. Люди определяют себя, используя такие понятия, как происхождение, религия, язык, история, ценности, обычаи и общественные институты. И, в мире после “холодной войны” культура является силой одновременно и объединяющей, и вызывающей рознь. Соперничество сверхдержав сменилось столкновением цивилизаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия практ работа (1).doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Задание.

Краткое (тезисное) изложение  основных идей статьи Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций».

В книге Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций?» было сделано заявление о том, что центральным и наиболее опасным аспектом зарождающейся глобальной политики станет конфликт между группами различных цивилизаций.

Автор рассматривает следующие моменты:- о концепции цивилизаций; вопрос о универсальной цивилизации; взаимоотношения между властью и культурой; сдвиг баланса власти среди цивилизаций; культурные истоки не-западных обществ; конфликты, порожденные западным универсализмом, мусульманской воинственностью и притязаниями Китая; балансирование и тактика “подстраивания” как реакции на усиление могущества Китая; причины и динамика войн по линиям разлома; будущность Запада и мировых цивилизаций; вопрос о существенном влиянии роста населения на нестабильность и баланс власти; тезис о том, что столкновения цивилизаций являются наибольшей угрозой миру во всем мире, и международный порядок, основанный на цивилизациях, является самым надежным средством предупреждения мировой войны.

Хантингтон формирует общую  парадигму, систему обзора глобальной политики. Основная идея его труда  заключается в том, «что в мире после “холодной войны” культура и различные виды культурной идентификации (которые на самом широком уровне являются идентификацией цивилизации) определяют модели сплоченности, дезинтеграции и конфликта».

 Наиболее важные различия между людьми уже не идеологические, политические или экономические. Это культурные различия. Люди определяют себя, используя такие понятия, как происхождение, религия, язык, история, ценности, обычаи и общественные институты. И, в мире после “холодной войны” культура является силой одновременно и объединяющей, и вызывающей рознь. Соперничество сверхдержав сменилось столкновением цивилизаций.

Тезис о триумфальной победе всемирной  либеральной демократии Хантингтон характеризует как предвкушение эйфории по окончанию «холодной  войны», которое породило иллюзию  гармонии.

Для России цивилизационная модель Хантингтона оказалась более, чем «своевременной».

Устами Хантингтона «Посткоммунистической  России, как ядру особой, православно-славянской цивилизации, предложили свободно обустраиваться не только на своей территории, но и  на пространстве всей православной ойкумены, одновременно сообщив, что в случае соответствующего цивилизационного самоопределения вход в Европу ей окажется закрыт».

Согласно Хантингтону, парадигма  гармоничного мира слишком оторвана от реальности, чтобы быть полезным ориентиром в мире после “холодной войны”. Другая картина мира, предполагающая противопоставление богатых стран бедным также страдает ограничениями, как и впрочем, и третья, разделяющая мир на две части «Восток - Запад» по культурному признаку. Верным здесь будет лишь четвёртый путь - цивилизационный подход.

В таком случае важно понять саму природу цивилизаций.

Хантингтон даёт следующее определение: «Цивилизация, таким образом, - наивысшая  культурная общность людей и самый  широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей» . Эта общность - самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род людей от других видов живых существ.

Цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны. Цивилизации динамичны: у них бывает подъем и упадок, они распадаются, сливаются и, конечно же, цивилизации исчезают, их затягивают пески времени.

Мир Хантингтон рассматривает  в рамках семи - восьми цивилизаций (вдоль которых проходят «линии разлома»). А именно: синская (китайская), японская, индуистская, исламская, православная (с центром в России), западная, латиноамериканская и возможно африканская цивилизации. При этом он отмечает момент доминирования Запада над остальными цивилизациями, и критикует западные страны за то, что они стараются навязать свои ценности остальному миру.

Говоря об «универсальной цивилизации», общей для всего  человечества и связанной в своём становлении с модернизацией языка, религии, культуры, Хантингтон обнадёживает, что хоть эта концепция и является характерным продуктом западной цивилизации, она не обязательно обозначает вестернизацию оставшихся семи цивилизаций. «На фундаментальном уровне мир становится более современным и менее западным».

Хантингтон пишет: «В мире после “Холодной войны” страны соотносятся с цивилизациями  как страны-участницы, стержневые государства, страны-одиночки, расколотые страны и  разорванные страны».

Страна-участница - это страна, которая в культурном плане полностью отождествляет себя с одной цивилизацией. Цивилизация также может включать в себя народы, которые разделяют ее культуру и отождествляют себя с ней, но живут в странах, где доминируют члены других цивилизаций. В цивилизациях обычно есть одно или более мест, которые рассматриваются ее членами как основной источник или источники культуры этой цивилизации. Такие источники обычно расположены в одной стержневой стране или странах цивилизации, то есть наиболее могущественной и центральной в культурном отношении стране или странах.

Страна-одиночка не имеет  культурной общности с другими обществами. 

К расколотым относятся  страны с большими группами людей, принадлежащих  к различным цивилизациям. Такие  разделения и сопровождающее их напряжение часто приводят к тому, что основная группа, принадлежащая к одной цивилизации, пытается определить страну как свой политический инструмент и сделать свой язык, религию и символы государственными. Расколотые страны, разделенные линиями разлома между цивилизациями, сталкиваются с особенно серьезными проблемами по поддержанию своей целостности.

Хантингтон полагает, что нации-государства останутся  главными субъектами будущих конфликтов, но конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими разным цивилизациям. Линии разлома между цивилизациями станут линиями будущих “фронтов”.

Разворачивание этих конфликтов произойдёт по ряду причин:

1) различия между цивилизациями  наиболее существенны и неизменны, они более фундаментальны, чем политические и идеологические расхождения;

2) рост цивилизационного  самосознания, углубление понимания  различий между цивилизациями  и общности в рамках цивилизации;

3) ослабление роли нации-государства  как источника идентификации и появление религиозных фундаменталистских движений;

4) борьба не западных стран  с находящимся на вершине своего  могущества Западом;

5) жёсткая устойчивость культурных  особенностей и ещё более резкое  религиозное разделение людей;

6) усиление экономического регионализма, успех которого укрепляет сознание принадлежности к одной цивилизации.

Проводя линии разлома между  цивилизациями, Хантингтон указывает  места будущих конфликтов:

- Культурный разлом Европы на  западное христианство с одной  стороны, и православие и ислам с другой (линия разлома между западной и исламской цивилизацией) .

- Арабо-исламская цивилизация находится  в постоянном антагонистическом  взаимодействии с языческим, а  сегодня по преимуществу христианским  чернокожим населением Юга .

- Конфликт между православным  и мусульманским населением на  северных рубежах исламского региона .

- Борьба между мусульманами  и индусами, которая выливается  в соперничество Пакистана и  Индии, а также усиления религиозной  войны внутри Индии (противостояние индуистских группировок и мусульманским меньшинством).

 В связи с этим он говорит о сплочении цивилизаций, выражающемся в «синдроме братских стран», который приходит на смену политической идеологии и традиционным соображениям поддержания баланса сил в качестве основного принципа сотрудничества и коалиций.

Таким образом, в эпоху процессов  глобализации необходимо происходит укрупнение противоборствующих в мире сторон. И возможные столкновения между  ними в ближайшем будущем будут  характеризоваться: во-первых, цивилизационными противоречиями (источники которых определяются культурой, затрагивают язык, историю, религию, обычаи, социальные институты, субъективную самоидентификацию людей); во-вторых, катастрофическими последствиями в связи с укрупнением, а значит и усилением военной мощи участников конфликта.


Информация о работе Истина как центральная проблема познания