Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 14:52, реферат

Краткое описание

Философия – одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VI в. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие времена. Каждый человек, осваивая и познавая мир, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие мировоззрения…………………………………………………………4
Исторические типы мировоззрения…………………………………………….6
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.87 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Понятие мировоззрения…………………………………………………………4

Исторические типы мировоззрения…………………………………………….6

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Философия – одна из древнейших и  увлекательнейших областей человеческого  знания, духовной культуры. Зародившись  в VI в. до н.э. в Древней Индии, Древнем  Китае, Древней Греции, она стала  устойчивой формой общественного сознания на все последующие времена. Каждый человек, осваивая и познавая мир, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии.

 Человек задумывается о тайнах  мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле  жизни, о добре и зле, справедливости  и т.д. Эти и другие «вечные»  вопросы, каждый раз заново  решаемые новыми поколениями,  составляют круг – вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти «вечные» вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют его мировоззрение.

Понятие мировоззрения представляет собой сложную структуру, которую мы попытаемся разобрать в данной работе. 

 

Понятие мировоззрения

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно  в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять  то или иное решение. Для этого  ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание  мира – мировоззрение.

Мировоззрение – это система  взглядов на объективный мир и  место в нем человека, на отношение  человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся  на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как  в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в  самый существенный вопрос: «Что такое  мир?».

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление  о мире в целом и о месте  в нем человека. Такое представление  принято называть универсальной  картиной мира.

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл  его жизни, почему существует жизнь  и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе  и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек  имеют более или менее ясное  и четкое или расплывчатое представление  о решении вопросов, которые волнуют  человечество. Система этих решений  и ответов формирует мировоззрение  эпохи в целом и отдельной  личности. Отвечая на вопрос о месте  человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в  их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о  своем месте в мире, человек  строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и  эти цели есть, как правило, выражение  тех или иных интересов целых  групп или отдельных людей.

В одном случае их связь  с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она  затемняется теми или иными личностными  установками человека, особенностями  его характера. Однако такая связь  с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это  означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении  человека к внешнему миру, о его  способности понять этот мир и  целесообразно действовать в  нем.

Мировоззрение – это фундамент  человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему  понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение  в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого  опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Итак, мировоззрение –  это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и  понимание мира, а также программа  поведения и действий человека.

Исторические  типы мировоззрения

Мировоззрение как форма  осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном  понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается  в разные исторические эпохи, а так  же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения :

  1. Мифология
  2. Религия
  3. Философия

Мифологическое мировоззрение - исторически  первая, нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в  себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания.

Мифология (от греч. повествование, сказание) – это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.

Предпосылками мифологического мировоззрения  явились неспособность человека выделить себя из окружающей среды  и нерасчлененность мифологического мышления, которое не отделилось от эмоциональной сферы. Мифология была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека с помощью сказочных персонажей создать единую картину мира и показать свое место в этом мире. Основными вопросами, которые решала мифология, были вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека, о причинах возникновения природных явлений, о жизни и смерти человека, и т.д.

К отличительным чертам мифологического  мировоззрения можно отнести:

  • синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественного и сверхъестественного);
  • антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами);
  • гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.).

Мифологическое мышление по своей природе является художественным, поэтому оно оперирует образами, но не понятиями (как формой абстрактного мышления).

Известный английский этнограф Б. Малиновский  отмечал, что миф, как он существовал  в первобытной общине, то есть в  его живой первозданной форме  — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это  не интеллектуальное упражнение или  художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит  в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного  типа верований и поведения. В  период господства мифологического  мышления еще не возникла потребность  в получении специальных знаний.

Таким образом, миф — это  не первоначальная форма знания, а  особый вид мировоззрения, специфическое  образное синкретическое представление  о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная  оценка ситуации. Если применительно  к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет  смысл не традиционного добывания  знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем  этот термин в высказываниях «сердце  дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать  свое знание, так и убедиться в  своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего  мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Миф обычно совмещает в  себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь  поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени  реальным, заслуживающим абсолютного  доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях  их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами  общественной жизни. Этим не исчерпывается  стабилизирующая роль мифологии. Главное  значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом  и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Ушла ли мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Можно сказать, что в целом мифология как мировоззренческая форма исторически изжила себя, однако она может-фрагментарно сохраняться в современной культуре. Различные формы общественного сознания (например, искусство) продолжают использовать элементы мифологии. В XX веке наблюдалось сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам, в которых происходило переосмысление классических мифологических образов, а также сознательное мифотворчество.

При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения «социального» или «политического» мифа. В ряде случаев власти стремятся создавать мифы, посредством которых становится возможным манипулирование массовым сознанием (например, мифы о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости вождей, о врагах и т.д.).

Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли  великих художников и поэтов на создание их творений, которые вошли в золотой  фонд искусства.

На смену мифологии  пришла религия. Религиозное мировоззрение  сформировалось на сравнительно высокой  стадии развития общества. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет  культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и  сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни  людей.

Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии  и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и  другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы  на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и  то, что и эти ценности, и ведущий  к ним жизненный путь переносится  в трансцендентную, потустороннюю  область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И  это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие  конструкции становятся основой  формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии  состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты  его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь  философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это  проявляется в придании нормам, ценностям  и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры  пространственно-временных координат  человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия  придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские  трудности.

На протяжении всей истории  существования человечества философия  складывается как устойчивая форма  общественного сознания, рассматривающая  мировоззренческие вопросы.

Она составляет теоретическую  основу мировоззрения, или его теоретическое  ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных  взглядов житейской мудрости, что  составляет жизненно важный уровень  мировоззрения.

Соотношение философии и  мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение»  шире понятия «философия». Философия  – это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

Философия – мировоззренческая  форма сознания. Однако не всякое мировоззрение  можно назвать философским. У  человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и  тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти  верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и  хранителем исторической памяти.

В массовом сознании философия  нередко представляется чем –  то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о  людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – это  пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» – философ, даже если он и не подозревает об этом.

Философская мысли есть мысль  о вечном. Но это не значит, что  сама философия внеисторична. Как  и всякое теоретическое знание, философское  знание развивается, обогащается все  новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется  преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более  теория отвлеченная, бесстрастно –  умозрительная. Научно теоретическое  знание составляет лишь одну сторону  идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его  сторону, образует совсем иной компонент  сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда  никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически  подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии  – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать  его жизни истинный смысл, открыть  путь к самым совершенным ценностям.

Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно  проявляет себя в ее истории –  в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских  учений, которые исторически, во времени  связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они  – лишь грани, моменты единого  целого. Также, как и в науке, и  в других сферах рациональности, в  философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный  случай. В истории мысли, подчеркивал  Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более  конкретному. Последовательность философских  учений – в основном и главном  – такова же, как и последовательности в логических определениях самой  цели, то есть история познания соответствует  объективной логике познаваемого предмета.

В мировоззрении находит  свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино  цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда  не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Философия является одной  из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий  о мире и о месте человека в  нем.

Возникновение философии  как мировоззрения относится  к периоду развития и становления  рабовладельческого общества в странах  Древнего Востока, а классическая форма  философского мировоззрения сложилась  в Древней Греции. Первоначально  возник материализм как разновидность  философского мировоззрения, как научная  реакция на религиозную форму  мировоззрения. Фалес первым в Древней  Греции поднялся до понимания материального  единства мира и высказал прогрессивную  мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего  сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен  – воздух, Гераклит – огонь.

Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в  учении Фалеса как ученого, утверждающего  новую, именно философскую эпоху  в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте  любой науки.

У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних  стоял Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были основоположниками  первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число»  Пифагора были основой их философских  мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений  связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы.

Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона  – это уже не «вода» Фалеса и  не «число» Пифагора. Это нечто  бескачественное, из которого вполне закономерно  образуются именно качества, причем самые  разнообразные. Что-то подобное предлагал  в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в  основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по отношению к любым  из возможных своих состояний  и модификаций материальное основание. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир не сводится к своей сущности, а содержит в  глубине этой «видимости» некую  сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать  кажущееся за действительное.

Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую «теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения. Материальный мир, по Демокриту, - это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда Демокрит полагал два вида объективной  реальности – атомы и пустоту. Платон же, как мировоззренческий  антипод Демокрита, исходил из первичности  мира идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания, то они по Платону, осуществляются как  «воспоминания» бессмертной души, вселившейся  в тело человека в момент его рождения.

Великий греческий философ  Аристотель понимал, что противопоставление мировоззрений определяется противопоставлением  политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как  ученого были направлены на построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные мировоззренческие подходы.

Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образом  интенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянского города стала резко контрастировать  с феодально-деревенской жизнью подавляющего большинства стран  Европы. Главным центром гуманистического движения эпохи Возрождения стала  Флоренция, что означает «цветущая», которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился  и провел многие годы провозвестник  Возрождения великий поэт и мыслитель  Данте Алигьери (1265-1321).

В своей «Божественной  комедии» Данте, с одной стороны  как бы представляет энциклопедию христианского  мировоззрения средневековья, а, с  другой, - он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной  социальной жизнью и собственной  психологией, ибо, по Данте, «из всех проявлений божественной мудрости человек  – величайшее чудо».

Подлинным родоначальником  гуманистического движения итальянского возрождения стал поэт и философ  Франческа Петрарка. Главным направлением его поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины и природы. Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его максимального сближения с богом на путях человеческой творческой деятельности, особенно на путях его поэтического творчества. Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего понятие человеческой деятельности.

 

 

 

 

 

Заключение

В результате изучения материалов по данной теме «Мировоззрение и его  исторические типы» можно сделать  следующие выводы: 
Мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей. Мировоззрение меняется синхронно вместе с окружающим миром, но основные принципы остаются неизменными. 
Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек, и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Лосев А.Ф. Философия.  Мифология. Культура. – М., 1991.

2. Шуртаков К.П. Мировоззрение  и методы его формирования. –  Казань, 1989.

3. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.

4. Спиркин А.Г. Философия:  Учебник. – М.: Гардарика, 1998. –  816 с. 

5. Несмеенов Е. Е.  «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997.

6. Кукушкина Е.И., Логунова  Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.



Информация о работе Исторические типы мировоззрения