Исторический процесс и его периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:21, лекция

Краткое описание

Российский социолог, Сорокин, в сер. 50-х годов писал о том, что в современном обществоведение сформировались 2 основных парадигмы развития социальной науки: традиционная и модернистская парадигмы. Он определил основные положения. Основные положения традиционной парадигмы :

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_14_dek_12 надо.docx

— 22.77 Кб (Скачать файл)

Исторический процесс и его  периодизация

Литература:

Оруджев З.М «Способ мышления эпохи», изд. М, 2005

Ковалев А.М «Общество как развивающийся  организм», изд. МГУ, 2003

Российский социолог, Сорокин, в сер. 50-х годов писал о том, что в современном обществоведение сформировались 2 основных парадигмы развития социальной науки: традиционная и модернистская парадигмы. Он определил основные положения. Основные положения традиционной парадигмы :

  1. развитие общества определяется как однолинейный закономерный процесс развития от низшему .
  2. В основе развития общества лежит один фундаментальный фактор, который определяет его изменение. Под фактором понимается общественная сила, влияющая на темпы развития общественного организма.
  3. Процесс социального развития по своей природе телеологичен. Т.е признание существования конечной стадии развития общества, которая неизбежно независимо от деятельности человека должно наступить.
  4. Основным субъектом развития общества является население, человечество.  И не принимается во внимание существующие народы, нации, этносы.
  5. 5) Развитие общества рассматривается на основе развития его экономического, политического и правового и морального аспектах.

Основными положениями модернистской  парадигмы:

  1. Признание многонаправленности развития общества, его не линейности
  2. Признание существования многофакторности развития
  3. Принципиальный отказ от признания существования конечной стадии развития общества и обращение внимание на фактор неопределенности исторического развития. Т.е жизнь на Земле подвержена фактору катастрофичности, которая может иметь Вселенский и планетарный масштаб.
  4. В основе развития мы признаем циклический характер, а поэтому предметом рассмотрения проблемы исторического развития становится культура человеческого бытия.
  5. Субъектом исторического развития являются конкретные исторические нации и народы.

Практика изучения истории  говорит нам о том, что развитие общество является с одной стороны  разнопорядковым развитием, когда развитие нации, цивилизации коренным образом отличается от развития других регионов Земли. И во-вторых, исторический процесс в разных регионах Земли не однопорядковый. Он может быть ускорен и замедлен. Во многом этот темп зависит от условии адаптации общества к окружающей среде. И с другой стороны, мы наблюдаем некое единство всеобщего исторического процесса, которое обращает наше внимание на то, что развитие различных народов и цивилизации проходит по аналогичным законам и определяется общей тенденцией прогресса. Это неоднозначность исторического процесса раскрывается через многообразие исторических моделей социального развития, который раскрывает содержание то или иной парадигмы.

В традиционной парадигме  выделяется следующие концепции  или модели:

  1. Организмическая теория развития общества, которая возникла в эпоху Возрождения(к. XV в), Джонатан Вико. Суть: общество развивается по законам развития организма, т.е по кругу. И Вико выделяется 4 основных стадии развития общества: детство, юность, зрелость, старость.
  2. Рационалистическая концепция развития общества. Она возникает в эпоху Нового времени и своего расцвета находит философии французского материализма. Это Гельвеции, Гольбах, Руссо. Данные философы считают, на основе восходящей прямой. Утверждают прогрессивность общества. И основной движущей силой развития общества объявляется разум, наука. А прошлое рассматривается как совокупность ошибок, преступлений, обмана. Прошлым правили безграмотные мошенники. У И.Канта основным критерием и движущей силой развития общества объявляется нравственность.
  3. Диалектическая концепция Гегеля. Впервые рассматривал общества на основе противоречивости его развития через закон Отрицания отрицанием. И по его мнению, общество развивается на основе восходящей спирали, где каждый виток отрицал предыдущий и выражал более прогрессивную форму существования общества. Движущей силой и критерием этого процесса являлось развитие форм религиозной веры: от многобожия к единобожию. В конечном итоге данное общество должно придти к своему естественному, гармоническому состоянию. Когда борьба противоположностей прекращается, и они сливаются в единстве.
  4. Марксистская концепция. Формация – определенная историческая стадия развития общества, в основе которой лежит определенный способ производства. Маркс выделял 5 основных формации, единство которых приводит целостность мирового процесса, причем все стадии необходимы и закономерны для любого сообщества, существующего на земле. Это вывод не самого Маркса, а некоторых его учеников. Сам Маркс писал, что его формационная теория обладает истинностью только в западноевропейском регионе. Современный вариант развития марксистской формации развивается в таких концепциях как, теория постиндустриального общества Д.Белла, теория информационного общества Б.Бзежинского, концепция стадии индустриального общества Р.Городи. Движущей силой и критерием является экономический критерий, а именно развитие производительных сил. Тогда как у Маркса, критерием является развитие способа производств. Это касается традиционной парадигмы. На западе эта парадигма господствовала в 18,19 веке, в России и в20.

Концепции модернистской  парадигмы:

  • Концепции локальных культур и цивилизации. Авторы: Н.Данилевский, О.Шпендлер, А.Тоинби. Суть: в мире параллельно существует несколько локальных культур, которые не связаны друг с другом и которые развиваются по своим собственным законам. Шпендлер рассматривал развитие 8 основных культур, А.Тоинби 24. Они утверждают, что процесс развития определяется наличием единого механизма. Это механизм вызова и решения. Окружающая среда всегда бросает вызов обществу, задает ему задачу, которую должна решить меньшинство, элита. Если она не справляется с задачей, в обществе наступает надлом, кризис. Развития от прогресса к регрессу цивилизации. Все современное общество регрессирует, хотя бы  потому, что воспроизводство ценностей заменяется идеологией и культом потребления.
  • Концепция Мир, порядок Леона Воленстайма. Неомарксистская концепция, которая продолжает развивать теорию общественных формаций в культурном аспекте.
  • Современная концепция Аруджева, в основе которой лежит разработка моделей исторических эпох. В основе лежит также марксистская концепция экономической формации, однако понятие формаций Аруджев заменяет понятием исторической эпохи. Если у Маркса выделялся единый критерий и движущая сила развития (способ производства), то историческая эпоха – определенная форма состояние функционирования общества, которой свойственный свои критерии и движущие силы. Каждая эпоха имеет свои собственные критерий и движущие силы. Если марксизм признавал единство и общезначимость факторов социального развития (фактор классовой борьбы, когда угнетенный класс становился классом государствообразующим), то концепция исторических эпох доказывает, что в основе классовой борьбы лежит не борьба двух антагонистических классов, а борьба трёх социальных сил (рабы – рабовладельцы- вольные ремесленники). Именно этот трети нейтральный класс и определяет идеологию исторического изменения. Ведущим классом буржуазной формации является класс мелкой буржуазии, и поэтому в нашем обществе был построен буржуазный социализм.

 

Аруджев выделяет следующие исторические эпохи:

  • первобытная эпоха, эпоха становления человека. Главной движущей силой является мифология. Мифология выделила человека из природы, создав его внутренний мир. Мифология остановила время и на основе мифологий было создано периодизация эпох времени (летоисчисление). В мифологии, как в первичном бульоне, зарождаются и функционируют все основные форма общественного сознания и мировоззрения и прежде всего основы права, морали, религии, эстетики, искусства.
  • эпоха варварства. ПО Энгельсу это времена военной демократии, 1-2 тыс. до н.э. Главным отличием от первобытной человек понял значение территории для своего существования. и он начал эксплуатировать эту территорию, получая от нее созданный прибавочный продукт или захваченный. Движущей силой является фактор вооруженной силы армии. Армия для захвата или ограбления, или для защиты своей территорий. И наличие этого фактора определял иерархию общества, его социальную организацию. Она определила политическую организацию , связь людей, построив властную пирамиду от вождя или царя до простого труженика. Она определения закон функционирования общества: закон верности царю. Определила решение проблем социальной несправедливости, справедлив тот, у кого сила. Все эпические поэмы (Гомера, былины) – отражение варварского времени.
  • эпоха первых цивилизаций. Она тождественна по времени марксисткой рабовладельческой формаций. Но главным движущей силой является письменный свод правил, законов. Законодательство начинает дифференцировать общество, создавая классы и сословия, наделяя их естественными неотчуждаемыми правами. Поэтому, социальная дифференциация становится объективным фактором общественного развития, с которой вынуждены считается высшая политическая власть. Правовая система начинает определять политику власти, формируя политический режим. На основе свода законов устанавливается соответствующие функциональная связь между причиной и следствием, преступлением и наказанием. Вводится многообразие форм насилия.
  • эпоха феодализма. Главная движущая сила: мораль , религиозная мораль. Мораль определила фундаментальную структура феодального общества, она разделила общества на сословия, в основе которого лежит определенная система прав и привилегии, дающаяся человека по фактору рождения. Именно религиозная мораль спасла человека от его собственного уничтожения, утверждая, что человек – и раб, и бог. Мораль по-своему решает проблему справедливости, которая является божественным законом. Чем сильней человек страдал при жизни, то у него больше шансов попасть в рай. Именно мораль стала основой дальнейшей разработки правовой системы.
  • буржуазная эпоха. Где главным фактором развития являются деньги, ибо деньги во-первых, являются всеобщей формой стоимости, во-вторых, деньги обладают способности разрешать неразрешимые противоречия. В третьих, деньги обладают абсолютной формой творчества, вне денег невозможна воплощение идеи в действительность. В основе реализации мирового технического процесса являются деньги, оптимальным сохранение произведенной стоимости. Ричардсон пишет, что понимание могущества денег и их всеобщей роли в жизни общества явилось аналогом формирования идеи о едином Боге, как творце Вселенной.
  • гуманистическая эпоха. Общество переходного периода. Ковалев называет это общество современным справедливым обществом. Главной движущей силой будут являться знания, наука.

Информация о работе Исторический процесс и его периодизация