Исторический процесс и его
периодизация
Литература:
Оруджев З.М «Способ мышления эпохи»,
изд. М, 2005
Ковалев А.М «Общество как развивающийся
организм», изд. МГУ, 2003
Российский социолог, Сорокин,
в сер. 50-х годов писал о том, что в современном
обществоведение сформировались 2 основных
парадигмы развития социальной науки: традиционная
и модернистская парадигмы. Он определил
основные положения. Основные положения
традиционной парадигмы :
- развитие
общества определяется как однолинейный
закономерный процесс развития от низшему
.
- В
основе развития общества лежит один фундаментальный
фактор, который определяет его изменение.
Под фактором понимается общественная
сила, влияющая на темпы развития общественного
организма.
- Процесс
социального развития по своей природе
телеологичен. Т.е признание существования
конечной стадии развития общества, которая
неизбежно независимо от деятельности
человека должно наступить.
- Основным
субъектом развития общества является
население, человечество. И не принимается
во внимание существующие народы, нации,
этносы.
- 5)
Развитие общества рассматривается на
основе развития его экономического, политического
и правового и морального аспектах.
Основными положениями модернистской
парадигмы:
- Признание
многонаправленности развития общества,
его не линейности
- Признание
существования многофакторности развития
- Принципиальный
отказ от признания существования конечной
стадии развития общества и обращение
внимание на фактор неопределенности
исторического развития. Т.е жизнь на Земле
подвержена фактору катастрофичности,
которая может иметь Вселенский и планетарный
масштаб.
- В
основе развития мы признаем циклический
характер, а поэтому предметом рассмотрения
проблемы исторического развития становится
культура человеческого бытия.
- Субъектом
исторического развития являются конкретные
исторические нации и народы.
Практика изучения истории
говорит нам о том, что развитие
общество является с одной стороны
разнопорядковым развитием, когда развитие
нации, цивилизации коренным образом отличается
от развития других регионов Земли. И во-вторых,
исторический процесс в разных регионах
Земли не однопорядковый. Он может быть
ускорен и замедлен. Во многом этот темп
зависит от условии адаптации общества
к окружающей среде. И с другой стороны,
мы наблюдаем некое единство всеобщего
исторического процесса, которое обращает
наше внимание на то, что развитие различных
народов и цивилизации проходит по аналогичным
законам и определяется общей тенденцией
прогресса. Это неоднозначность исторического
процесса раскрывается через многообразие
исторических моделей социального развития,
который раскрывает содержание то или
иной парадигмы.
В традиционной парадигме
выделяется следующие концепции
или модели:
- Организмическая
теория развития общества, которая возникла
в эпоху Возрождения(к. XV в), Джонатан Вико.
Суть: общество развивается по законам
развития организма, т.е по кругу. И Вико
выделяется 4 основных стадии развития
общества: детство, юность, зрелость, старость.
- Рационалистическая
концепция развития общества. Она возникает
в эпоху Нового времени и своего расцвета
находит философии французского материализма.
Это Гельвеции, Гольбах, Руссо. Данные
философы считают, на основе восходящей
прямой. Утверждают прогрессивность общества.
И основной движущей силой развития общества
объявляется разум, наука. А прошлое рассматривается
как совокупность ошибок, преступлений,
обмана. Прошлым правили безграмотные
мошенники. У И.Канта основным критерием
и движущей силой развития общества объявляется
нравственность.
- Диалектическая
концепция Гегеля. Впервые рассматривал
общества на основе противоречивости
его развития через закон Отрицания отрицанием.
И по его мнению, общество развивается
на основе восходящей спирали, где каждый
виток отрицал предыдущий и выражал более
прогрессивную форму существования общества.
Движущей силой и критерием этого процесса
являлось развитие форм религиозной веры:
от многобожия к единобожию. В конечном
итоге данное общество должно придти к
своему естественному, гармоническому
состоянию. Когда борьба противоположностей
прекращается, и они сливаются в единстве.
- Марксистская
концепция. Формация – определенная историческая
стадия развития общества, в основе которой
лежит определенный способ производства.
Маркс выделял 5 основных формации, единство
которых приводит целостность мирового
процесса, причем все стадии необходимы
и закономерны для любого сообщества,
существующего на земле. Это вывод не самого
Маркса, а некоторых его учеников. Сам
Маркс писал, что его формационная теория
обладает истинностью только в западноевропейском
регионе. Современный вариант развития
марксистской формации развивается в
таких концепциях как, теория постиндустриального
общества Д.Белла, теория информационного
общества Б.Бзежинского, концепция стадии
индустриального общества Р.Городи. Движущей
силой и критерием является экономический
критерий, а именно развитие производительных
сил. Тогда как у Маркса, критерием является
развитие способа производств. Это касается
традиционной парадигмы. На западе эта
парадигма господствовала в 18,19 веке, в
России и в20.
Концепции модернистской
парадигмы:
- Концепции
локальных культур и цивилизации. Авторы:
Н.Данилевский, О.Шпендлер, А.Тоинби. Суть:
в мире параллельно существует несколько
локальных культур, которые не связаны
друг с другом и которые развиваются по
своим собственным законам. Шпендлер рассматривал
развитие 8 основных культур, А.Тоинби
24. Они утверждают, что процесс развития
определяется наличием единого механизма.
Это механизм вызова и решения. Окружающая
среда всегда бросает вызов обществу,
задает ему задачу, которую должна решить
меньшинство, элита. Если она не справляется
с задачей, в обществе наступает надлом,
кризис. Развития от прогресса к регрессу
цивилизации. Все современное общество
регрессирует, хотя бы потому, что воспроизводство
ценностей заменяется идеологией и культом
потребления.
- Концепция
Мир, порядок Леона Воленстайма. Неомарксистская
концепция, которая продолжает развивать
теорию общественных формаций в культурном
аспекте.
- Современная
концепция Аруджева, в основе которой
лежит разработка моделей исторических
эпох. В основе лежит также марксистская
концепция экономической формации, однако
понятие формаций Аруджев заменяет понятием
исторической эпохи. Если у Маркса выделялся
единый критерий и движущая сила развития
(способ производства), то историческая
эпоха – определенная форма состояние
функционирования общества, которой свойственный
свои критерии и движущие силы. Каждая
эпоха имеет свои собственные критерий
и движущие силы. Если марксизм признавал
единство и общезначимость факторов социального
развития (фактор классовой борьбы, когда
угнетенный класс становился классом
государствообразующим), то концепция
исторических эпох доказывает, что в основе
классовой борьбы лежит не борьба двух
антагонистических классов, а борьба трёх
социальных сил (рабы – рабовладельцы-
вольные ремесленники). Именно этот трети
нейтральный класс и определяет идеологию
исторического изменения. Ведущим классом
буржуазной формации является класс мелкой
буржуазии, и поэтому в нашем обществе
был построен буржуазный социализм.
Аруджев выделяет следующие
исторические эпохи:
- первобытная эпоха,
эпоха становления человека. Главной движущей
силой является мифология. Мифология выделила
человека из природы, создав его внутренний
мир. Мифология остановила время и на основе
мифологий было создано периодизация
эпох времени (летоисчисление). В мифологии,
как в первичном бульоне, зарождаются
и функционируют все основные форма общественного
сознания и мировоззрения и прежде всего
основы права, морали, религии, эстетики,
искусства.
- эпоха варварства.
ПО Энгельсу это времена военной демократии,
1-2 тыс. до н.э. Главным отличием от первобытной
человек понял значение территории для
своего существования. и он начал эксплуатировать
эту территорию, получая от нее созданный
прибавочный продукт или захваченный.
Движущей силой является фактор вооруженной
силы армии. Армия для захвата или ограбления,
или для защиты своей территорий. И наличие
этого фактора определял иерархию общества,
его социальную организацию. Она определила
политическую организацию , связь людей,
построив властную пирамиду от вождя или
царя до простого труженика. Она определения
закон функционирования общества: закон
верности царю. Определила решение проблем
социальной несправедливости, справедлив
тот, у кого сила. Все эпические поэмы (Гомера,
былины) – отражение варварского времени.
- эпоха первых цивилизаций.
Она тождественна по времени марксисткой
рабовладельческой формаций. Но главным
движущей силой является письменный свод
правил, законов. Законодательство начинает
дифференцировать общество, создавая
классы и сословия, наделяя их естественными
неотчуждаемыми правами. Поэтому, социальная
дифференциация становится объективным
фактором общественного развития, с которой
вынуждены считается высшая политическая
власть. Правовая система начинает определять
политику власти, формируя политический
режим. На основе свода законов устанавливается
соответствующие функциональная связь
между причиной и следствием, преступлением
и наказанием. Вводится многообразие форм
насилия.
- эпоха феодализма.
Главная движущая сила: мораль , религиозная
мораль. Мораль определила фундаментальную
структура феодального общества, она разделила
общества на сословия, в основе которого
лежит определенная система прав и привилегии,
дающаяся человека по фактору рождения.
Именно религиозная мораль спасла человека
от его собственного уничтожения, утверждая,
что человек – и раб, и бог. Мораль по-своему
решает проблему справедливости, которая
является божественным законом. Чем сильней
человек страдал при жизни, то у него больше
шансов попасть в рай. Именно мораль стала
основой дальнейшей разработки правовой
системы.
- буржуазная эпоха.
Где главным фактором развития являются
деньги, ибо деньги во-первых, являются
всеобщей формой стоимости, во-вторых,
деньги обладают способности разрешать
неразрешимые противоречия. В третьих,
деньги обладают абсолютной формой творчества,
вне денег невозможна воплощение идеи
в действительность. В основе реализации
мирового технического процесса являются
деньги, оптимальным сохранение произведенной
стоимости. Ричардсон пишет, что понимание
могущества денег и их всеобщей роли в
жизни общества явилось аналогом формирования
идеи о едином Боге, как творце Вселенной.
- гуманистическая эпоха.
Общество переходного периода. Ковалев
называет это общество современным справедливым
обществом. Главной движущей силой будут
являться знания, наука.