Историческое развитие социальной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, исследующей общественную жизнь в разных её аспектах, используя всевозможные конкретные методы и частные методики для анализа конкретных событий общественной жизни и их обобщения. Она опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Позитивистская модель социальной философии О. Конта………………...4
2. Суть органической теории общества Г. Спенсера……………………...……8
3. Современный позитивизм и постпозитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………….…14
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 15.21 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(ВЗФЭИ)

Филиал ВЗФЭИ в г. Туле

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине  «ФИЛОСОФИЯ»

на  тему: «Историческое развитие социальной философии»

 

 

 

Тула 2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Позитивистская  модель социальной философии  О. Конта………………...4

2. Суть органической теории общества Г. Спенсера……………………...……8

3. Современный  позитивизм и постпозитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности………………………………………...12

Заключение…………………………………………………………………….…14

Список  литературы……………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, исследующей общественную жизнь в разных её аспектах, используя всевозможные конкретные методы и частные методики для анализа конкретных событий общественной жизни и их обобщения. Она опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения.

         Социальная философия в единстве с историософией изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории, социологии, теории государства и права, политической экономии, политологии и др. Социальная философия и историософия имеют своим общеметодологическим основанием принципы, категории и законы, выработанные всей историей развития философской мысли в полном объеме ее  категориального строя.

Объектом познания социальной философии является не весь мир, а только общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объект социально-философского познания - это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Предметом социальной философии является знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития.

 

 

  • Позитивистская модель социальной философии О. Конта.
  •         Огюст Конт(1798-1857) – французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие в т. ч. шеститомный «Курс позитивной философии». Он ввел в науку термин “социология”, образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение), что означает “учение об обществе”. Именно его нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Эту науку он называл еще социальной философией.
  •       Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.
  •        Согласно такому пониманию развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производительной, духовной и иной деятельности, их нравственных, политических и других качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания, о которых часто встречаются в его работах.
  •       Центральными проблемами позитивистской социальной философии О. Конта являются проблемы закономерного характера развития общества и его первоосновы. Решая эти проблемы, он сформулировал “великий основной закон интеллектуальной эволюции человечеств. Знание этих законов необходимо чтобы учитывать и предвидеть их действие. В этом О. Конт видел практическое назначение позитивной философии и социологии (социальной философии):
  •       Однако основное влияние на развитие общества оказывает, по Конту, интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания.
  •        Первичность сознания людей и его решающее воздействие на развитие общества — таков подход основоположника позитивистской философии О. Конта к решению проблем исторического развития. При этом особую роль он отводил науке как высшему проявлению интеллектуальной эволюции человечества.
  •       Конт уделил особое внимание разработке законов развития семьи: поскольку социальные связи вытекают и концентрируются, прежде всего, в ней, Конт считал, что именно семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. По Канту, именно через семью личность связывается с производством, социальными группами, организациями. Изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции.
  •        Социология Конта состояла из двух разделов: социальной статики и социальной динамики.
  •       Под социальной статикой он понимал исследование ограниченного во времени ряда социальных явлений (семьи, касты, классов, социальных групп, организаций, государства, нации) в их взаимосвязи, обусловленности. Он подходил ко всем социальным явлениям с точки зрения общего понятия «общества», в котором видел функциональную систему, основанную на разделении труда. В структуре общества он выделял, прежде всего, семейную ассоциацию и политическое общество.
  •       Социальная динамика, по Канту, должна изучать, что является движущей силой в развитии общества. Он считал, что такими силами являются экономические условия, географическая среда, природные условия, климат. Главной же силой развития общества являются взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Одним словом, социальная динамика изучает законы последовательности, а социальная статика - существования. Первая должна доставить практической политике теорию прогресса, а вторая – теорию порядка.
  •       Согласно учению Конта, человеческий дух в своем развитии («каждая из наших главных концепций, каждая отрасль наших знаний») проходит три стадии:
  • - теологическую (фиктивную),
  • -  метафизическую (отвлеченную),
  • -  научную (позитивную);
  •      На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм).
  •     На второй стадии - при господстве философов и юристов – явления природы объясняются абстрактными причинами, «идеями» и «силами», гипостазированными абстракциями.
  •     На третьей - позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянным, формирует законы. (Наиболее характерной чертой позитивной эпохи, по Конту, является преобладающее влияние промышленности на все общественные процессы).
  •      Контовская теория «трех стадий» развития человечества – идеалистическая конструкция. Решающей движущей силой общественного прогресса Конт объявляет прогресс знания, состоящий в переходе от религиозных представлений о сверхъестественных существах к абстрактному понятию о природе и от этого понятия – к «позитивной» науке.
  •      Высшая, последняя стадия развития познания и общества вообще «позитивная», или, научная, стадия, для которой характерны отказ от теологии и метафизики и переустройство общественной жизни на основе положительного знания. Это знание доставляется не только математикой, астрономией, физикой и химией, но также биологией и наукой об обществе - «социологией». Цель «позитивной» науки и условие ее возможности выявление порядка и законов природы и общества. Познание законов явлений делает возможным предвидение их будущего действия. Цель знания «видеть, чтобы предвидеть», и, опираясь на предвидение, активно вмешиваться в течение событий.
  •      Огюст Конт известнейший французский философ, основатель школы «позитивизма», отвергал идеи немецкой классической философии, противопоставив «старой» философии как науке о первоначалах бытия новый «позитивный» взгляд на теорию и историю науки. Вся «старая» философия от Греков до Гегеля объявляется Контом «Спекулятивной», т. е. ненаучной, необъективной, чем-то вроде сказок и мифов.
  •     По мысли Конта, позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей. Рассуждать можно лишь на тему, как то или иное явление происходит.
  •      Новая позитивная философия, по Конту, должна обобщать данные естественных наук, их главные результаты и методы тем самым помогая возникновению нового синтетического знания. В конечном счете, новая позитивная философия сможет помочь человечеству изменить общество к лучшему состоянию1.
  • 1. Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении). – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – Часть первая. – С.54-85.
  • Суть органической теории общества Г. Спенсера.
  •      Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903).
  •      Как и Конт, Спенсер был широкообразованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении, названном «Научные, политические и философские опыты».
  •      Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
  •     Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств:
  • -  как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе;
  • -  те и другие усложняются;
  • -  их части приходят во все большую зависимость друг от друга;
  • - те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.
  •      В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца - с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма.
  •        Представляет интерес теория эволюции Г. Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Он показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей. Это, пишет он, наблюдается во всех областях общественной жизни, в том числе в области развития государственной власти.
  •      Основным законом социальной эволюции Спенсер считал выживание наиболее приспособленного общества, каковым, с его точки зрения выступало общество, разделенное на классы. Спенсеру не чужда идея социального прогресса, который воплощается у него в механизме единения дифференциации и интеграции, что должно автоматически обеспечивать преодоление социальных противоречий. В связи с этим он отрицательно относился к социализму и революции, рассматривая последнюю как болезнь общества.
  •      С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. Он писал: «Прогресс в человеческих обществах всегда происходит в направлении поглощения индивидуальных действий действиями корпоративных органов». В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь «возрастают в размере, в разнообразии, в определенности и сложности».
  •      Г. Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Напротив, он постоянно подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности, ставил и решал вопросы мотивации социального поведения и деятельности людей. Более того, он заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время каждый гражданин должен смотреть на себя с точки зрения не только объективной исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе как «одной из многочисленных общественных единиц». Как член общества он должен действовать в направлении улучшения социальной жизни, альтруистические действия так же необходимы, как и эгоистические.
  •       Нельзя обойти вниманием взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе, которые до него ставил и решал О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, наконец, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, обществом и личностью. Со времен Конта и Спенсера эта проблема постоянно решается в западной социологии.
  •         Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок, писал он. Этот процесс совершается, прежде всего, под воздействием внутренних причин, а также внешних. Последние характеризовались Спенсером как некое «новое движение извне». Распадение общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов», движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков. При распадении общества, продолжает Спенсер, происходит «уменьшение интегрированных движений (экономической и политической интеграции - сказали бы мы сегодня - авт.) и возрастание движений дезинтегрированных (центробежных)». Растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия, «прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом»2.
  • 2.Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. в 2 т. – СПб., 1898. – Т.1.
  • Какова роль современного позитивизма и постпозитивизма, во многом исходящих из идей О. Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности?
  •      Среди проблем, которые рассматривает позитивизм, прежде всего, проблема собственно философской методологии и ее роль в научном познании. Позитивизм шел к решению данной проблемы в рамках логики развития самой науки, ее методов познания: описания и анализа этапов научного исследования, языка науки, исследовательских принципов, подходов и концепций, выявления сферы применимости отдельных процедур и методов.
  •      Кроме того, позитивизм содействовал развитию философии науки, которая подчеркивает, что философия вовсе не обладает исключительным правом на истину и ее надо рассматривать на равных основаниях с наукой.
  • Обращение позитивистской философии к проблемам новейших логико-математических исследований делает ее притягательной для ученых и по сей день.
  • Современный позитивизм, или постпозитивизм, во многом исходит из идей О. Конта и Г. Спенсера о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности. Предмет его анализа – структура и функционирование различных явлений общественной жизни, прежде всего, разнообразных социальных институтов. На этой основе сложилось направление структурно-функционального анализа, представителями которого являются Т. Парсонс и Р. Мертон. Главное внимание уделяется проблеме стабильности социальной системы, ее «нормальному» функционированию, изучению условий, при которых формируются, поддерживаются, и изменяются различные типы социальных организаций.
  • Структурно-функциональный анализ, один из принципов системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение.
  • Структурно-функциональный анализ - метод исследования системных объектов, прежде всего социальных систем. Структурно-функциональный анализ различных форм общественной жизни строится на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга. В основу анализа Парсонс кладет различение между категориями структурными (система ценностей, социальные нормы, типы общностей и роли их участников) и функциональными (самосохранение, интеграция, достижение цели и адаптация). Руководствуясь идеалистическим взглядом на общество, он считает основным регулятивом социальных отношений систему ценностей и норм выполняющих функцию цементирования социальной структуры. Мертон в своей интерпретации структурно-функциональный анализ отказывается от специального выделения структурных категорий, утверждая, что в процессе функционирования общества жесткая связь между структурными элементами и определенными функциями отсутствует. Строя аппарат  структурно-функциональный анализ на сугубо функциональном основании, он различает функции по их благоприятным или неблагоприятным последствиям для системы (функция и дисфункция) и по их очевидности для участника системы (явные и скрытые, или латентные, функции). Все виды функций объединяются им в модели структурно-функциональный анализ социального явления - парадигме. Метафизичность, антиисторизм и идеализм этих взглядов являются следствием признания в качестве исходного понятия равновесия социальной системы (Парсонс), отрицания исторического процесса, стремления игнорировать глубинные социальные конфликты буржуазного общества. За оторванность от социальной реальности, умозрительность, спекулятивный характер объяснения общественных явлений социологические идеи Парсонса и Мертона подвергаются критике даже в рамках самой буржуазной социологии.
  • Заключение
  •        Если вдуматься в суть позитивизма во всех его разновидностях, то следует сказать: это реальность развития философской мысли. Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достижения науки, доходя до их отождествления. Эта тенденция усиления связи философии и конкретных наук постоянно абсолютизируется, начиная с позитивизма О.Конта. Слабая сторона позитивизма связана с подменой собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Позитивизм, начиная уже с О.Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по сути (и предмету, и методу) является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человека.
  • Весь ход исторического развития общественного сознания и самопознания людей, как в зеркале, отражается в истории философии и, прежде всего, в истории социальной философии. Именно в рамках социальной философии происходит осмысление и объяснение социального мира и самого человека. Вся история философии есть история развития человеческого духа, человеческого сознания. Человеческое самосознание и самопознание реализуются не только через социальную философию. Оно осуществляются через духовную культуру, через всю духовную жизнь общества. Задача социальной философии состоит, прежде всего, в том, чтобы выдвинуть перед человечеством и помочь ему осознать объединяющие человеческий род идеи и направить человеческие усиления на их реализацию.
  • Список литературы
  • Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении). – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – Часть первая. – С.54-85.
  • Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. в 2 т. – СПб., 1898. – Т.1.
  • Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов/Лавриненко В. Н., Ратников В. П., Юдин В. В.; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 390-396.

Информация о работе Историческое развитие социальной философии