История развития риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:17, доклад

Краткое описание

РИТОРИКА (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.

Вложенные файлы: 1 файл

РИТОРИКА.docx

— 23.91 Кб (Скачать файл)

РИТОРИКА (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения  в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория.

Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.

Предмет и задачи риторики. Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям  в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей  и качественной. Сложились два основных направления.

Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать  хорошей речью убедительную, эффективную  речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к  способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные  способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Второе направление также  возникло в Древней Греции. К числу  его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным».

 

В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило  «логическое» на периферию дидактической  и научной риторики. Это произошло, в частности, в связи со снижением  роли политического красноречия  и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после  падения демократических форм правления  в Греции и в Риме. В Средневековье  такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере  школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику. Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой – учением о  христианском церковном проповедничестве

Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления. Более того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки о художественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы Общей риторики, В.Н.Топоров и др.). Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого.

 

Подразделения риторики. Традиционно  различаются общая и частная  риторика. Общая риторика представляет собой науку об универсальных  принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная  риторика рассматривает особенности  отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также  второе значение – одно из направлений  новой риторики. Начало использованию  этого термина положил выход  в свет книги Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. Иногда «общая риторика» используется как синоним «неориторики».

 

В античных учебниках риторики различались три функциональных типа речи: совещательная (склоняющая или отклоняющая), судебная (обвинительная  или защитительная) и торжественная, церемониальная или показательная (хвалебная или порицающая) речь. Совещательная речь использовалась в политическом красноречии. Она  должна была исходить из ценностных категорий  полезного и вредного. Судебная речь основывалась на категориях справедливого  и несправедливого, а церемониальная – на категориях хорошего и дурного. В Средневековье преобладающим  видом красноречия было церковное  красноречие, исходившее из категорий  угодного и неугодного Богу.

 

Наибольшее воздействие  на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и  изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес. В настоящее  время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика.

 

 

Каждую группу мест составитель  речи или текста может наполнять  в зависимости от собственных  потребностей, исключая некоторые топосы или добавляя новые. Необходимо также иметь в виду, что структура мест ни в коей мере не идентична структуре самой речи или текста. Это лишь вспомогательная структура, помогающая подбирать содержательное наполнение.

Для обозначения структурно композиционных частей последних в  литературоведении чаще используется другой ряд терминов: зачин –  завязка – кульминация – развязка – концовка.

 

1. Заглавие. Как отдельный  блок в традиционной риторике  не выделялось. Значение заглавий  возросло с развитием риторики  массовой коммуникации. Здесь заглавие (или название телепрограммы) стало рассматриваться как средство привлечения внимания адресата к тексту газетной публикации или к телепередаче в условиях альтернативного выбора, связанного с постоянным увеличением числа поступающих к адресату сообщений.

 

2. Вступление. Его функции  состоят в том, чтобы психологически  подготовить аудиторию к восприятию  темы. Вступление рекомендуется  строить так, чтобы сразу же  заинтересовать слушателей темой  и сформировать благоприятные  психологические условия ее презентации.  Для этого можно обосновать  выбор темы, выразить уважение  к аудитории и оппонентам, показать  общий содержательный фон, на  котором будет развертываться  тема. В зависимости от вида  аудитории, характера темы и  ситуации коммуникации, автор должен  выбрать одно из видов вступления: обычное (для некоторых типов  текстов существует стандартная  форма вступлений), краткое, сдержанное, нестандартное (парадоксальное), торжественное  и др.

 

Здесь же нужно заметить, что вступление, как и некоторые  другие структурные блоки (например, аргументация), может присутствовать в тексте либо только один раз, либо сопровождать введение каждой новой  подтемы.

 

3. Определение темы и  подразделения ее. Здесь автор  прямо определяет то, о чем  он собирается говорить или  писать далее, и перечисляет  важнейшие вопросы, которые он  хочет осветить (аспекты темы). В  ряде жанров специальной коммуникации (учебная лекция, научная статья) здесь может быть предложен  план дальнейшего сообщения. Подразделение  темы должно отвечать ряду  критериев: быть логически целесообразным; содержать только существенные, приблизительно равнозначные аспекты  темы. Если главной задачей является  убеждение аудитории, риторика  рекомендует строить подразделение  по нарастающей: от наименее  убедительных к наиболее убедительным  аспектам темы. Определение темы  и тезиса может следовать как  перед изложением, так и после  него, предваряя аргументацию.

 

Прямое именование темы не обязательно для философских  и художественных произведений. Более  того, указание темы, особенно в самом  начале, может негативно сказаться  на эффективности воздействия подобного  рода произведений на аудиторию.

 

4. Изложение. Последовательный  рассказ о различных сторонах  предмета в соответствии с  представленным планом. Различают  два метода изложения: (1) естественный, сюжетный, исторический или хронологический  метод, когда отобранные факты  автор представляет в их хронологической  или иной естественной последовательности (сначала причина, потом следствие  и т.п.); (2) искусственный, фабульный  или философский метод, когда  автор отступает от естественной  последовательности и следует  созданной им самим логике  развертывания темы, желая повысить  занимательность, конфликтность  сообщения, удерживать внимание  аудитории с помощью эффекта  нарушенного ожидания. При этом  после сообщения о более позднем  во времени событии может следовать  сообщение о более раннем событии,  после рассказа о следствиях  – рассказ о причинах и т.д.

 

5. Отступление или дигрессия,  экскурс. Здесь кратко характеризуется  предмет, который связан с основной  темой лишь косвенно, но о котором  автор считает необходимым рассказать  аудитории. Не является обязательной  композиционной частью. Жестко место  отступления в композиции также  не зафиксировано. Обычно отступление  располагается либо по ходу  изложения, либо после изложения  и перед аргументацией. Отступление  может использоваться для снятия  умственного напряжения, если тема  требует серьезных интеллектуальных  усилий аудитории и автора, или  эмоциональной разрядки, если автор  случайно или намеренно затронул  эмоционально небезопасную в  данной аудитории тему.

 

6. Аргументация и опровержение. Под аргументацией понимается  собрание доводов в пользу  тезиса в его композиционном  единстве и процесс предъявления этих доводов. Опровержение – та же аргументация, но с «противоположным знаком», т.е. собрание доводов против отстаиваемого оппонентом антитезиса, или, если основной антитезис не сформулирован – против возможных сомнений и возражений относительно тезиса, а равно процесс презентации этих доводов.

 

И у Аристотеля, и у неориторов аргументация (включая опровержение) считается важнейшим композиционным блоком, поскольку именно ей принадлежит главная роль в убеждении аудитории, а, следовательно, в достижении риторических целей как таковых. Учение об аргументации активно развивалось уже в старой риторике. В новой же риторике теория аргументации представляет главную ее часть.

 

Важнейшее разграничение  в теории аргументации – это разграничение  между доказательством, демонстрацией  или логической аргументацией с  одной стороны и риторической, диалектической аргументацией или  просто аргументацией – с другой. Доказательство выполняется по формальным правилам логики: законам логического  вывода, правилам построения силлогизма и общим логическим законам. Случай, когда автору удается вывести  истинность тезиса путем формального  доказательства рассматривается как  почти идеальный. «Почти», поскольку  риторы и особенно неориторы признают, что логически строгое доказательство является необходимым, но не всегда достаточным условием успешности убеждения (если аудитория, например, настроена враждебно и принципиально не желает соглашаться, или если она в силу невысокого интеллектуального уровня не в состоянии понять, что тезис уже доказан). Однако чаще формальное доказательство тезиса невозможно. В этом случае автору приходится прибегать к риторической аргументации. Так, убеждая аудиторию руководителей химических предприятий в необходимости реализации ими мер по охране окружающей среды, недостаточно просто доказать (базируясь на данных химических и биологических наук), что вещества, выбрасываемые их предприятиями, вредны для живых организмов. Это доказательство нужно подкрепить иллюстрацией, например, чем может кончиться контакт с таким веществом для детей того или иного руководителя, а также упоминанием о санкциях, грозящих тому, кто не принимает необходимые меры для обезвреживания выбросов.

 

7. Заключение. В заключении  кратко повторяется основное  содержание текста, воспроизводятся  наиболее сильные аргументы, подкрепляется  нужное эмоциональное состояние  слушателей и их положительный  настрой по отношению к тезису. В зависимости от того, какую  из этих задач автор считает  наиболее важной, он может выбрать  и соответствующий тип заключения: суммирующее, типологизирующее или апеллирующее..

 

Риторика и смежные  дисциплины. Риторика, как и языкознание, относится к кругу семиотических  наук (см. работы В.Н.Топрова, Ю.М.Лотмана). Стилистика и культура речи представляют собой обособившиеся и самостоятельно развивающиеся подразделы старой риторики. Проблематика ряда других дисциплин, филологических и нефилологических, пересекается с проблематикой риторики. Таковы: синтаксис сверхфразовых единств и лингвистика текста, лингвистическая теория экспрессивности, лингвистическая теория прозы, но также логические науки, особенно современные неклассические логики, психолингвистика, психология памяти и эмоций и др.

 

К кругу традиционных риторических дисциплин относятся эристика, диалектика и софистика. К дисциплинам неориторического цикла относят лингвистическую теорию аргументации, исследование коммуникации, общую семантику (general semantics), структурную поэтику, литературоведческий анализ текста в рамках направления new criticism и др.

 

Краткий исторический очерк  и персоналии. Риторика как систематическая  дисциплина сложилась в Древней  Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством  каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе.

 

Начало риторики принято  возводить к 460-м годам до н.э. и  связывать с деятельностью старших  софистов Коракса, Тисия, Протагора и Горгия. Коракс будто бы написал не дошедший до нас учебник Искусство убеждения, а Тисий открыл одну из первых школ обучения красноречию.

 

Протагор (ок. 481–411 до н.э.) считается одним из первых, кто начал изучать выведение заключения из посылок. Он также одним из первых использовал форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат не дошедшие до нас сочинения Искусство спора, О науках и др. Это он ввел в обиход формулу «Мера всех вещей – человек» (начало его сочинения Истина).

Информация о работе История развития риторики