История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

«История философии показывает нам ряд благородных умов, галерею героев мыслящего разума, которые силой этого разума проникли в сущность вещей, в сущность природы и духа, в сущность бога, и добыли для нас величайшее сокровище, сокровище разумного познания.» "… философия начинается там … где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления. … Гегель Г.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 49.87 Кб (Скачать файл)

1. Введение

«История философии показывает нам ряд благородных умов, галерею  героев мыслящего разума, которые  силой этого разума проникли в  сущность вещей, в сущность природы  и духа, в сущность бога, и добыли для нас величайшее сокровище, сокровище  разумного познания.»                                                                               "… философия начинается там … где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления. …                                                                                                                                                                               Гегель Г.

"Философия возникает  как разрешение противоречия  между мифом и элементами первоначального  эмпирического знания о природе  и обществе. … Философ, в целом,  склоняясь к научному мышлению, тем не менее широко использовал в своих построениях миф - и как источник данных, и как материал для переработки и раздумья, и как способ мышления, освященный традицией."

Богомолов А. С. Античная философия. - М., 1985. С. 15-16; 23, 34.

Люди с давних пор стремились понять окружающий мир и свое место  в нем, осознать собственное предназначение в жизни в отличии от других творений природы. Это осознание отложилось в форме философских размышлений, трактатов о смысле индивидуальной человеческой жизни, исторического пути человечества, существования мира, Вселенной. В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия  представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий  о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения  она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и  обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы. Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии.

Философия - самая древняя  область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н. э. Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает особая наука - история философии.

Она предлагала человеку :

* Новый тип самоопределения:  не через привычку, а через  собственный разум.

* Философ говорил ученику:  не принимай всё на веру, думай  сам. На место обычая пришло  образование.

Таким образом:

- Философия отражает трагическое  противостояние между традицией,  и новыми отношениями (формированием  права и государства).

- Философия - именно такой  тип мировоззрения, который во  все времена передавал в теоретической  или художественной форме крзисность эпохи и рождение новой культуры.

2. Причины возникновения  философии

Для понимания сути того или иного явления важно знать, знать как оно возникло, на смену  чему пришло, чем отличались его  ранние стадии от последующих, более зрелых. К философским раздумьям, занятиям философией люди приходят разными путями. Но есть пути, по которым когда то к философии человечество. Чтобы понять своеобразие философии важно знать эти пути. Существуют мифогенная, гносеогенная, эклектическая и мифогносеогенная концепции, объясняющие данное явление. Согласно мифогенной концепции, единственным источником возникновения философии является мифология (Г. Гегель, Ф. Корнфорд, А. Ф. Лосев). Действительно, исторически первым типом мировоззрения была мифология, выступая единственно возможным универсальным способом постижения мира. вместе с тем мифология не являлась результатом познания как особой рефлексивной деятельности. Она имела скорее не гносеологическую направленность, а сугубо социальную предопределенность. … Наряду с мифологией в связи с решением практических задач людей возникают ростки знания (что в дальнейшем будет выступать как научное знание). Согласно гносеогенной концепции (Г. Спенсер, А. А. Богданов), философия возникает как простое обобщение знаний. Сторонники данного подхода правы в том отношении, что возникновение философии связано с увеличением объема и упорядочиванием такого знания, с прорастающей внутри него способностью к рассудочному мышлению, объективному наблюдению явлений природы. Но при этом, рассматривая лишь негативную роль фантазирующего мифотворчества, они отрицают всякую преемственность между мифологией и философией. Те авторы, которые придерживаются эклектических позиций, достаточно вариативны в вопросах о происхождении философии: одни считают, что у философии нет предфилософии, она появилась сразу и внезапно; другие полагают, что философия существовала издавна … «Более убедительной представляется мифогносеогенная концепция генезиса философии, которая стремится учесть роль и мифологии, и знания, и здравого смысла (обыденного сознания) в возникновении философии.

Платон же в свою очередь  обратил внимание на важное значение внутренней готовности человека к философскому отражению действительности. По его мнению, философия начинается с изумления человека перед неведомым миром и горячего стремления устранить свое незнание, постичь сущность необыкновенно сложной действительности. Такой же интерес к проблеме происхождения философии проявляет и Аристотель.»[1] За главную причину ее появления он принимает миф. Положительной стороной его концепции является признание преемственности в развитии духовной культуры. Необходимо заметить, что до возникновения философии миф уже был тесно связан с религией. Однако, она также должна была влиять на становление философии. Но ни миф, ни религия не могли сами по себе привести к появлению философии. Эти первичные формы сознания существовали во всем древнем мире, но мир возникновения философии ограничен всего лишь несколькими географическими точками. Нельзя не принимать во внимание и то, что философия осуществила грандиозный интеллектуальный прорыв к новому способу осмысления оторый был неведом прежним формам сознания. Миф и религия иррациональны по своей сути, тогда как философия выделяется высокой рациональностью и все отдает на суд разума. Если мифология представляет собой мышление, то философия — это прежде всего мышление понятийное. Если религия ( знания сакральны, т. е. существуют лишь в границах отправления культуры доступны только ограниченному кругу жрецов, то философские знания имеют и характер и доступны каждому, кто умеет и желает рассуждать. Ярким представителем иной концепции духовных истоков философии был Малиновский. Его идея заключается в признании философии единственным продолжением постепенного развития положительных знаний когда возникает необходимость обобщения ранее накопленных знаний, появляется философия, которая начинает выполнять эту функцию. Действительно, философия способна осуществлять синтез конкретных знаний. Добытая паранаукой информация о небесных явлениях, чередовании времен года, развитии растений, свойствах животных и обычаях людей, бесспорно, подготовила необходимый материал для философского осмысления. Более того, воздействие позитивных знаний на процесс становления философии не ограничивалось необходимостью их обобщения. Оно было значительно шире. Очень важным представляется формирование на этой основе навыков абстрактного мышления, без которого философия в принципе невозможна. Особенно большое значение имело появление числа, что позволило мысли проникнуть в незримый мир количественных отношений. Вместе с тем очевидно, что предложенная Богдановым концепция заметно сужает поле философской деятельности. Из весьма солидного набора ее функций выделяется только одна и, пожалуй, даже не главная. Кроме того, чем объяснить то, что, скажем, в древнем Вавилоне умели выполнять достаточно сложные математические операции, наблюдали за видимым движением Солнца, отмечая определенную регулярность этого процесса, но все-таки философию не создали?

Российский исследователь  А. Н.Чанышев указывает на еще один духовный источник возникновения философии. Ученый видит его в обыденном сознании, которое опирается на здравый смысл. Жизненная мудрость древних мыслителей порой облекалась в форму афоризмов, глубоких по содержанию пословиц и поговорок. Особым вниманием в Древней Греции пользовались высказывания легендарных «семи мудрецов». Им приписывали проверенные жизнью правила наподобие следующих: «Не позволяй своему языку опережать твой разум»; «Знай свое время». Делались также выводы относительно некоторых фундаментальных оснований человеческого бытия, к примеру: «Сильнее всего необходимость — ее власть простирается надо всем»; «Быстрее всего разум, ибо он все обегает». Весьма показательно, что знаменитые мыслители — Солон, Питак, Эпименид и др. уже не удовлетворяются простым воспроизведением тех требований, которые предъявляют религия и миф, — они стремятся понять, что представляет собою общество, как избежать конфликтов в отношениях между людьми и обеспечить социальный мир. Постепенно формировалось убеждение, что истина есть результат знаний, основанных на фактах и логике, а не предмет бездумной веры.

Таким образом, в качестве духовных предпосылок возникновения  философии выступили религиозно-мифологическое мышление, начала наук и обыденное сознание. Необходимо заметить, что процесс становления философии характеризуется как преемственностью прежних форм сознания, так и решительным их преодолением. Философия рождалась в жарких спорах ее сторонников с носителями отживших жизненных принципов, устаревших норм поведения и сомнительных способов объяснения явлений. В ходе дискуссий формировалось, утверждалось и защищалось новое видение антропосоциоприродной реальности, складывались каноны философского мышления..

Философия сразу же оказывается  в оппозиции к повседневному  мышлению, поскольку она всегда стремится  преодолеть очевидность. Философы создали  немало удивительных смыслообразований и выдвинули целый ряд необычных идей, постижение которых предполагает отход от непосредственной данности в область умозрения. Разве нам видно, что весь мир хвачен пожаром, который никогда полностью не затухает? Но так думал Гераклит. Разве мы чувствуем движения души, от которых зависит наше поведение? Но это доказывал Платон. Философы открыли совершенно новый интеллектуальный горизонт человеческого бытия, благодаря чему им стала доступной скрытая от органов чувств реальность. Но и это еще не все: философия гала той формой сознания, которая смогла преодолеть давление эмпирически анной действительности и проникнуть в глубоко скрытый смысл бытия.

Сейчас хорошо известны такие  общества, где были в наличии все  духовные предпосылки философии, однако до ее создания дело там не дошло. Это  объясняется тем, что философская  мысль начинает действовать только при определенных экономических  обстоятельствах. Именно удачное соотношение  в обществе рассмотренных духовных предпосылок с рядом объективных  факторов человеческой жизни создает  необходимую социально-культурную ауру, где вдруг начинает появляться философская мысль.

«Древние общества Индии, Китая и Греции переживали в начале первого тысячелетия до нашей  эры кризис старой системы социальных отношений, которые строились преимущественно  на личностных отношениях между людьми. Достоинство человека там почти  полностью зависело от места, которое  н занимал в социальной иерархии. Большую силу приобрела в обществе традиция — именно она регулировала поведение людей.»[2] Расшатыванию этого общества весьма способствовали такие факторы, как расширяющееся использование железа — созданные из него инструменты заметно повышали производительность труда, расцвет ремесел, рост торговли, развитие мореплавания и налаживание более интенсивного общения с другими народами. В таких условиях личностные отношения между людьми постепенно ограничиваются и заменятся вещественными. Возникло очень важное обстоятельство, которое оказало решающее влияние на формирование философии. Созданный для обмена то-ар становится посредником в межчеловеческих контактах. Люди начинают сознавать, что одна вещь способна представлять другие вещи и даже воплощать некоторые их свойства, например стоимость. Следующий шаг в этом направлении вел к отделению понятия от вещи и осмыслению отличия сознания г предметной реальности. Встала задача понять, в чем разница между объективными событиями и их человеческим смыслом. Старые формы сознания не могли решить. Возникает острая потребность в философском мышлении.

Особенно выразительные  формы приобрел переход от предфилософского знания к философии в Древней Греции. На Востоке он был несколько замедлен по целому ряду причин — размытость границ между веком бронзы и железа, относительно слабое развитие преднаучных знаний, очень сильная укоренелость традиций и т. д. Это отразилось и на содержании философских знаний: Китае они часто сближались с обыденным моральным сознанием, а в Индии —

с религиозно-мифологическим мировоззрением. Между тем в Греции философия сразу обрела классические черты — была достигнута достаточно высокая степень теоретического воссоздания мировоззрения.

Немаловажное значение для  становления философии имело  разделение труда на физический и духовный. Знаменательно то, что на первых порах умственной деятельностью занимались представители закрытых социальных каст — писцы и жрецы. Они монополизировали знания и придали значительной их части священный характер. Тем временем в Древней Греции происходит новое социальное расслоение — рядом с родовой знатью появляются богатые купцы, владельцы морских судов, политики, поэты, скульпторы, многочисленный слой ремесленников и т. д. Все они стремятся утвердить себя в обществе. А для этого надо было отказаться от многих традиций, которые прежде определяли место человека в социальной системе и регулировали его поведение. Кроме того, необходимо было демонополизировать знания и сделать их открытыми для всех. Такую возможность давала философия как обработанное человеческим сознанием и рационализированное мировоззрение.

Информация о работе История философии