История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, социально-политических, нравственно- этических и религиозных принципов познания и оценок.

Содержание

Раздел 1.История Философии. …………………………………………………...3
1.Дайте определение мировоззрения. …………………………………….3
2. В чем сущность и содержание Немецкой классической философии?..5
3. Покажите особенности философского учения западников…………………6
Раздел 2. ТЕОРИЯ ВСЕОБЩЕГО……………………………………………………………….7
1.Что такое онтология?. ……………………………………………………………………………7
2.Что изучает антропология?. ………………………………………………………………….8
3. Что такое познание?. ……………………………………………………………………………9
4. Какова периодизация будущего?. ……………………………………………………….9

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 36.20 Кб (Скачать файл)

                                  План работы:

                                        

Раздел 1.История Философии. …………………………………………………...3

1.Дайте определение мировоззрения. …………………………………….3

2. В чем сущность и содержание  Немецкой классической философии?..5

3. Покажите особенности философского  учения западников…………………6

 Раздел 2. ТЕОРИЯ ВСЕОБЩЕГО……………………………………………………………….7

1.Что такое онтология?. ……………………………………………………………………………7

2.Что изучает антропология?. ………………………………………………………………….8

3. Что такое познание?. ……………………………………………………………………………9

4. Какова периодизация будущего?. ……………………………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

1.Дайте определение  мировоззрения.

     Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, социально-политических, нравственно- этических и религиозных принципов познания и оценок. Иначе говоря, мировоззрение есть система взглядов человека на мир и на свое место в нем, выражающая его отношение к этому миру и к самому себе.

 В структуре мировоззрения выделяются, прежде всего, два уровня:

     первый, исходный, соответствует чувственному постижению мира (мироощущение, мировосприятие, миропредставление; сюда же относится эмоциональное отношение к миру, миропереживание);

     второй уровень мировоззрения связан с наличием у человека понятийного мышления, источником которого являются рассудок и разум; осмысление мира и самого себя (в целостности и в отношении к миру) даст основание называть этот уровень миропониманием.

     И в первом, и во втором случаях перед нами предстает мировоззрение как система взаимоотношений человека и мира. Важно помнить, что эти две части мировоззрения отделяются условно: человек ведь есть частичка мира, человек "находится в мире"; но поскольку без человека нет никакого "взгляда на мир", а этот "взгляд", это отношение к миру нужны самому же человеку для его жизни и деятельности, постольку он автономен относительно.

     Итак, в мировоззрении имеются две части, две "субстратные подсистемы" - "человек" и "мир".

     Человек имеет определенные отношения к миру; они подразделяются на 4 вида, представляющие подсистемы мировоззрения:

     1) онтологическую, в которой рассматриваются проблемы сущности и существования мира и человека;

     2) познавательную,  когда определяется адекватность наших знаний о мире самому этому миру;

     3) оценочно-ориентационную (аксиологическую, ценностную), где сконцентрированы и разрабатываются представления о духовных ценностях, о добре, справедливости, об идеалах общества, семьи и т.п.,

     4) духовно-практическую (праксеологическую), включающую в себя совокупность требований, норм, направленных на регулирование взаимоотношений между людьми и на регулирование деятельности (практической и познавательной).

     Эти подсистемы в целом дают картину структуры личности, ее внутреннего мира и ее социальности. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная общность и общество в целом. Мировоззрение личности проявляется в диалектике следующих элементов:

     а) Основание каркаса составляют знания – как обыденные, чувственно-образные, так и научные, систематизированные, знаково-понятийные. Под знаниями следует понимать информацию о мире и человеке, подтвержденную и проверенную опытом жизни, систематизированную и логически обоснованную. Определенным «срезом» знаний можно считать и интуицию как способность непосредственного постижения истины.

     б) В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка, т.е. мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность, система ценностей.

     Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить действительный стержень ценностных ориентации в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину - значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенными ценностными ориентациями.

 

2. В чем сущность и  содержание Немецкой классической  философии?

     Центром философской мысли 2-й половины 18 - 1-й половины 19 вв. с полным основанием можно назвать Германию. Этот период характеризуется мощным общественным движением за объединение Германии, борьбой с феодальной раздробленностью, выходом на арену исторического действия слабой еще немецкой буржуазии. Как и во Франции и Англии, надвигающейся буржуазной революции в Германии предшествовала революция философская. 
 
     Идейно-теоретическими истоками классической немецкой философии были, как национальная философская традиция (учение Лейбница), так и все крупнейшие достижения мировой философии и естествознания. 
 
     Достижения философии (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм и др.) и естествознания на первый план выдвинули вопрос: Соответствуют ли наши знания о мире самому окружающему миру? В состоянии ли познающий субъект отразить объективное содержание мировых процессов? Иначе говоря, вновь встала проблема тождества бытия и мышления, но уже не с точки зрения понимания бытия, а с точки зрения понимающего субъекта, его познавательных способностей. 
 
     Уже Декарт, Спиноза, Лейбниц и другие философы, проводя линию познаваемости мира, сомневались в адекватности человеческих знаний самому этому миру, говоря о том, что человек в процессе понимания объекта субъективизирует его, перенося на него особенности своего внутреннего мира, проявляя таким образом свою внутреннюю активность. 
 
     Именно с точки зрения активности понимающего субъекта решают классический вопрос философии о тождестве бытия и мышления немецкие философы Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах. Если до них этот вопрос решался с позиции онтологической гносеологии, т.е. активного воздействия бытия на понимающий субъект, и определяющей роли окружающего мира по отношению к человеку, то они, можно сказать, создали гносеологическую онтологию, рассматривая бытие познающего субъекта как основу понимания мира.

 

3. Покажите особенности  философского учения западников.

     Западничество - движение русской общественной мысли 40-50 гг. 19 века, сторонники которого защищали и пропагандировали идею "европеизации" России, начатую еще реформами Петра I. Западники осуждают самодержавие, крепостнический строй, призывают к освобождению крестьянства. Они критикуют идеологию "официальной народности", основными принципами которой были "охранительные начала православия, самодержавия и народности", Представители западничества выступали за общественно-политические преобразования России по образцу Запада, где обеспечивается свобода и индивидуализация личности. 
 
     Возникнув в 40-х годах 19 столетия, западничество уже в 50-60 гг. размежевывается, явно проявляются буржуазно-либеральная и революционно - демократическая линии. 
 
     Идеологами буржуазного либерализма можно назвать Николая Владимировича Станкевича (1813-1840), Тимофея Николаевича Грановского (1813-1855), Василия Петровича Боткина (1811-1869), Константина Дмитриевича Кавелина (1818-1885) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Раздел 2. ТЕОРИЯ ВСЕОБЩЕГО

 

1.Что такое онтология?

    Онтология (от греч. anthologia — букв. собрание цветов) — непериодич. сборник избр. произведений разных авторов, представляющий образцы одного жанра (сказка, элегия, баллада, ода и т. д.), рода (поэзия) в одной или многих лит. разных стран и народов, в лит. к.-л. эпохи, произведений разных жанров писателей одного направления и т. д.

     Вся философская наука до начала 20 в. строилась на положении об онтологическом осмыслении материи, которая полагалась как субстрат, вещество окружающего мира. Первоэлементом, "кирпичиком", из которого строилась вся материальная действительность, считали атом как конечный, неделимый элемент материи. На этих позициях стоял и Энгельс, который считал, что материя - это абстракция, выведенная из совокупности веществ. 
 
     Однако, как уже говорилось выше, начало 20 в. знаменует революцию в естествознании, которое, проникая в структуру мира, показало, что сам атом делим, что вещество превращается в поле (энергию). Среди естествоиспытателей (и философов) возникает вывод, что материя исчезла, что на ее место нужно поставить иную основу бытия, отвечающую новым научным открытиям. Подвергается сомнению сама возможность познания окружающего мира, достоверности знания о мире, что определяется как кризис в физике.

     В онтологии,к примеру, Радищев говорит о том,  что бытие вещей независимо от силы познания и существует само по себе.  Весь мир - материя; материя, или вещественность - это общее понятие тел  (заметен  переход,  как  у Гольбаха, к гносеологическому пониманию материи). Объективно существует не только материя,  но и такие ее качества, как протяженность, форма, тяжесть, делимость, движение и т.д.

 

 

2.Что изучает антропология?

   Антрополо́гия (от др.-греческого ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология. Предметом изучения дисциплины «Антропология» являются особенности биологической изменчивости человека в пространстве и во времени, принципы классификации человеческих рас и этносов и различия между их таксономическими уровнями, основные этапы эволюции приматов и гоминид, а также стадиальные разновидности ископаемых людей и основные расогенетические и этногенетические процессы, специфика культурной и социальной антропологии.

     В антропологии человек рассматривается как творение сущего, волящего разума. Сам человек - не сущий, а стремящийся быть, т.е. стремящийся подняться к Богу. Путь к сущему - общение, сердечная самоотдача. На пути к сущему человек пополняет свою собственную ограниченность, переносясь в других нравственной силою искренней любви.

     В антропологии Радищев говорит о человеке как природном существе, которое  сходно  с  животными.  До зачатия своего человек существует в предрождественном состоянии, в "бытии без жизни", как и его душа. Лишь с рождения  человека  душа  постепенно претерпевает коренное обновление: она проникается способностью познания,  постигает Бога,  создает художества, науки, окрыляется стремлением к самосовершенствованию. Элементами души являются слово и речь, которые ведут к совершенствованию бытия как стихии чувствующей и мыслящей, как расширяющейся сферы общественного сознания. В этом отношении душа бессмертна.

 

 

 

3. Что такое познание?

     Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях  объективного мира. Познание является основным предметом гнесеологии  (теории познания).

     Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самой природы человека. В современной литературе цель познания усматривается в истине.

     К. Поппер дает онтологическую картину "трех миров". Всю действительность он представляет как существующие независимо три мира: "Мир 1" - физическая природа, как она описана на языке физики; "Мир 2" - содержание индивидуальных психик, совокупность человеческих индивидуальностей; "Мир 3" - логический мир знаний, возможных объектов мышления, составляющих в логическом виде "истину", мир культуры. Все миры самостоятельны, их существование задано изначально, оно не поддается анализу с точки зрения основного вопроса философии. Правда, в некоторых высказываниях Поппера допускается возникновение "мира 2" из "мира 1", а также происхождение "мира 3" из деятельности "мира 2". 
 
     Поппер говорит, что познание есть развитие психической деятельности субъектов в "мире 2", которые иногда оказываются причастными к "отблескам" объективной истины из "мира 3", иначе говоря, поиски истины и существование объективной истины расположены как бы параллельно, хотя иногда и сближаются; познание развивается вне истины.

 

4. Какова периодизация будущего?

      Демографы уверенно прогнозируют, что на земном шаре в 2025 году будут жить 8 млрд человек; на этот же срок рассчитаны и численность населения отдельных стран, его возрастная структура, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни и т. п. Достоверные запасы минерального сырья (то есть доступные и экономически рентабельные при современной технике их добычи) также определяются, как правило, на два-три десятилетия вперед. Теперь уже не только прогнозы, но и многие долгосрочные, крупномасштабные программы (энергетические, экологические, продовольственные, демографические, градостроительные, научно-технического прогресса и т. п.) распространяются на первую четверть нынешнего столетия. Некоторые соглашения о международном сотрудничестве также заключаются на два десятилетия и на более долгий срок. Поскольку от научного открытия до его внедрения в массовое производство в среднем обычно проходит около 20 лет, то мы в целом можем достоверно судить о преобладающем технологическом уровне экономики в первые десятилетия XXI столетия. Таких примеров достоверного знания о непосредственном будущем можно привести немало из различных сфер общественной жизни.

     Что же касается обозримого будущего, охватывающего собой большую часть нового столетия, то наши знания о нем носят, можно сказать, правдоподобный характер, покоятся на весьма неполной индукции и к ним следует подходить, тщательно определяя их вероятность.

     Ожидается, что быстрый рост мирового населения, по всей вероятности, прекратится во второй половине начавшегося столетия и его численность достигнет к 2100 году от 10 до 12,5 млрд человек. Для оценки обеспеченности производства минеральными ресурсами принимаются во внимание их потенциальные запасы в недрах земли. Технологический уровень производства будет определяться теми научными открытиями и изобретениями, которые предстоит сделать в рамках этого обозримого будущего и которые сейчас трудно предсказать, во всяком случае хронологически. Именно на протяжении обозримого будущего следует ожидать завершения в планетарном масштабе таких долговременных исторических процессов, как демографическая революция, преодоление экономической отсталости ряда развивающихся стран и т. д.

     Вместе с тем мало оснований для того, чтобы ограничивать пределами XXI столетия завершение таких процессов, как устранение различий между творческим и исполнительным трудом, а тем более социальная и культурная интеграция человечества.

 


Информация о работе История философии