Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:58, контрольная работа
Таблицы по периодам развития философии.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
ТАБЛИЦА:
«ИСТОРИЯ
ФИЛОСОФИИ»
Выполнила:
Студентка II курса
Философского факультета
Специальность « политология»
Шадринцева
Дарья
г. Симферополь
2007
Период | Направление философской школы | ОСНОВНЫЕ ИДЕИ |
6-5 вв до н.э. | Джайнизм | Одна из неортодоксальных систем индийской философии. Джайнизм – это система идеалистического плюрализма, сложившаяся к началу н.э. В основе философии джайнизма лежит учение о таттвах – «сущностях». Таттва – это исходный материал, из которго строится мир, и вместе с тем фундаментальная истина, из которой строится знание. Двумя главными таттвами являются джива (душа), основное свойство которой – сознание, и аджива (всё, что не является душой). Материя в джайнизме – это одна из разновидностей адживы., обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует еще тонкая, так называемая «кармическая материя», обуславливающая связь души с телом. Единой души, или высшего Бога, не существует. Душ в мире столько же, сколько существ. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа и и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в котором она живет. В основе этики джайнизма лежит учение о непричинении зла живому существу.
|
551-479 до н.э. | Конфуций | Основоположник одного из ведущих течений в древнем Китае – конфуцианства. Взгляды Конфуция были изложены его последователями в книге «Луньней» («Беседы и суждения»). Согласно Конфуцию, судьба человека определяется «небом» и то, что люди делятся на «благородных» и «низких» не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему. Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы, связывавший социальное неравенство с «небесной волей». Другой сторонник Конфуция, Сюнь-цзы (298-238 до н.э.), создал материалистическое учение, по которому небо представляет собой часть природы и лишено сознания. Человек, познав законы (Дао) вещей, говорил он, должен использовать их в своих интересах. Но ведущим направлением в конфуцианстве было оправдание господства привилегированных классови восхваление «небесной воли», что послужило основой для создания Дун Джун-шу (2 в до н.э.), конфуцианской ортодоксальной доктрины. |
Около 395-335 до н.э. | Ян Чжу | Древнекитайский философ. В своем учении выступал с позицией наивного материализма, резко критиковал религиозные представления и веру в бессмертие. По его мнению все события и явления природы и общество подчинены действию принципа естественной необходимости, который он определял как судьбу. Поэтому его взгляды несвободны от элементов фаталистического детерминизма. Ян Чжу заявлял, что все подвердено гибели и уничтожению. Жизнь с естественной неободимостью сменяется смертью, за возникновением следует разрушение. В этике на первый план выдвигал личность с ее стремлением к максимальному удовлетворению своих чувств и желаний. Но гедонизм и эвдемонизм Ян Чжу не получил крайнего выражения. Он призывал пользоваться и наслаждаться настоящим в жизни и не утруждать себя мыслями о том, что будет после смерти. Его индивидуализм явился реакцией на социальную градацию людей в конфуцианстве. |
Вайшешика | Система древнеиндийской философии. Первое ее систематическое изложение («Вайшешика Сутра») дано Канадой. Значительное развитие эта философия получила в труде Прашастапады (4 в до н.э.) «Падартха-дхарма-санграха». В системе вайшешика сильны материалистические тенденции. Вайшешика устанавливает семь категорий для всего сущего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Первые три категории существуют реально. Следующие три логические категории – продукты деятельности ума. Важную роль для познания играет категория, «особенность» (давшая имя учению – вайшешика), т.к. в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающих качеством и действием. Вайшешика указывает на 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы первух четырех субстанций образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, невидимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. Вследствии постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, переодически создается и уничтожается. Атомы разделяются по качествам на четыре рода, в зависимости от происхождения, и вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.Гносеология вайшешики, близкаяк теории познания – ньяйя – указывает на четыре рода истинного и четыре рода ложного рознания.Истину дает восприятие, вывод, память и интуиция. | |
Около 1 в до н.э. | Йога | Одна из ортодоксальных идеалистических систем индийской философии. С точки зрения йоги, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования, смерти и рождения. Двумя основными условиями этого освобождения являются вайрагья (отрешенность) и йога (созерцание). Первому предшествует убежденность в бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страдания. Второе возникает из убеждения в необходимости познать высшую истину – Бога. В отличие от других систем индийской философии йога придает исключительное значение совершенствованию тела и органов чувств. Основные положения йоги были сформулированы в «Йога-сутрах», созданных Патанджали около 1 в до н.э. |
Около 624-547 до н.э. | Фалес из Милета (в Малой Азии) | Первый исторически достоверный |
Около 610-546 до н.э. | Анаксимандр из Милета | Древнегреческий философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Фалеса. Автор первого в Греции философского сочинения «О природе», не дошедшего до нас. Анаксимандр первым ввел понятие первоначала всего сущего – «аркэ» («принцип») и считал таким первоначалом апейрон. По космологической теории Анаксимандра, в центре вселенной находится Земля, имеющая форму плоского цилиндра. Вокруг Земли вращаются три небесных кольца: солнечное, лунное, звездное. Анаксимандр впервые в истории высказал идею эволюции – человек, подобно другим живым существам, произошел от рыбы. |
Анаксимен из Милета | Древнегреческий философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Анаксимандра. По его мнению, все существующее происходит из первоматерии – воздуха – и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь он образует сначала облака, затем воду и наконец землю и камни, разряжаясь – превращается в огонь. Здесь видна идея перехода количества в качество. Воздух объемлет все – он и душа, и всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной. Анаксимен учил, что звезды – этоогонь, но мы не ощущаем их тепла, т.к. они очень далеки (по Анаксимандру звезды ближе планет). Анаксимен дал близкое к истинному объяснение затмениям Солнца и Луны. | |
Элеаты или элейцы | Древнегреческая философская школа, возникшая в городе Эее (Южная Италия). Идеалистическая тенденция элеатов усиливалась по мере развития школы. Главные ее представители: Ксенофан, Парменид, Зенон (элеат) и Мелисс с острова Самос (5 в до н.э.). Против стихийно-диалектического возрения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение внесло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона. Доводы элеатов против диалектики (особенно апории Зенона) вопреки их метафизическим выводам, сыграли положительную роль в последующем развитии диалектики: они быстро поставили проблему, как выразить в логических понятиях противоречивый характер движения. | |
Вторая половина 6-начало 5 в до н.э. | Парменид | Древнегреческий философ из Элеи (Южная Италия), глава Элейской школы. Мир Парменид представлял в виде неподвижного и сплошь заполненного шара. Парменид резко противопоставлял «учение истины» (о том, что истинное бытие едино, вечно, неподвижно, неделимо, не содержит пустоты) «учению мнения» (о том, что существует множество вещей, возникающих и преходящих, движущихся, делимых на части, отделенных друг от друга пустотой). «Учение истины» достоверно, «учение мнения» лишь правдоподобно. «Учение истины» Парменид сознательно направлял против диалектики Гераклита и его последователей. В «учении мнения» Парменид излагал свои астрономические, физические и физиологические гипотезы. Наивно-материалистическая «физика» Парменида исходит из допущения двух начал: активно-огненного, светлого и инертно-темного. Недоверие к показаниям чувств, высокая оценка умозрительного знания вносят в учение Парменида элемент идеализма и даже рационализма, а отрицание движения делает Парменида родоначальником метафизики. |
4 в до н.э. | Мегарская школа | Философское направление, существовавшее в Древней Греции основано другом и учеником Сократа Эвклидом из Мегары (ок. 450-380 гг до н.э.). После смерти Сократа мегарики пытались синтезировать учение Парменида о вечном и неизменном едином (бытии) с высшим понятием сократовской этики и теологии – с понятием добра. Эвклид утверждал, что существует лишь единое добро, которое, будучи неизменным и тождественным самому себе, известно также под именами истины, ума, бога и т.п. Единственная и единая добродетель, разновидностями которой являются другие добродетели, - познание добра. Множество и разнообразие вещей противостоят единому добру и поэтому представляют собой не сущее, нереальное. Представители Мегарской школы, продолжая традиции Зенона Элейского и софистов, в качестве основного метода философствования широко использовали диалектику и эристику. Позднее мегарики (Стилпон и др.) по своим этическим воззрениям стояли очень близко к киникам. Ученик Стилпона Зенон – стоик преобразовал Мегарскую школу вместе с кинической в стоическую школу. |
IVв. до н.э. | Киники | Представители древнегреческой философской |
IV-III вв до н.э. | Элидо-эретрийская школа | Одна из сократических школ. Основана Федоном из Элиды, любящим Сократа. В последствии она была перенесена Менедемом, учеником Стилпона, на Эретрию. О данной школе известно главным образом из сочинений Цицерона и Диогена Лаэрция. По своему направлению эта школа очень близка к мегарской школе. Сторонники Элидоэретрийской школы в основном занимались этическими вопросами. Менедем утверждал, что все разнообразные добродетели едины в своей основе и поэтому сводятся к одному благу, которое представляет собой постигаемую разумом истину. Менедему также приписывается взгляд, что общие свойства вещей не являются самостоятельно существующими, а проявляются лишь в отдельных конкретных вещах. Другие представители элидо-эретрийской школы: Анхиаил, Асклериад. |
384-322 до н.э. | Аристотель | В философии Аристотель различал:
|
341-270гг до н.э. | Эпикур | Греческий философ – материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Возрождая атомизм Левкиппа – Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутреннее обусловленного) «отклонения» атома от прямой линии. Это основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости со случайностью, шаг вперед по сравнению с механическим детерминизмом Демокрита. В теории познания Эпикур – сенсуалист. Ощущения сами по себе всегда истины, т.к. исходят из объективной реальности; ошибки возникают из столкновений ощущений. Возникновение ощущений Эпикур объясняет наивно-материалистически: от поверхности тел исходит непрерывный поток мельчайших частиц «идолов», проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей. Познание имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье. В этике эпикур обусловливает разумное наслаждение, в основе которого лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижение спокойного и радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия. |
214-129гг до н.э. | Карнеад из Кирены | Греческий философ, глава Новой академии, принципиальный скептик, углубивший скептическую философию своего предшественника по академии – Аркесилая. Сам он ничего не писал; его лекции до нас также не дошли. Некоторые источники указывают на типичное для академического скепсиса учение о невозможности подлинного познания и о сведении всякого познания, самое большее, к вероятному утверждению. Анализировалась разная степень этой вероятности, но ни одна из них не признавалась равной истине. Известна критика телеологического доказательства бытия божьего у Карнеада в связи с учением о несовершенстве существующего. В этике проповедовалось тоже обычное для скептиков учение о естественных благах вне всякого активного на нее воздействия. |
I в. до н.э. – 6 в. н.э. | Александрийская школа | Школа античной философии (город Александрия в Египте, основанный Александром Македонским), в научной литературе понимается двояко. С одной стороны, это иудейская философия Филона Александрийского, жившего в 1 в. до н.э. в Александрии и толковавшего Библию при помощи методов стоического платонизма. Это последнее направление полагало в основу бытия платоновские идеи, но толковало их как творческий огонь, изливавшийся по всему миру и создавшийся в нем все живое и неживое. Под сильным влиянием этого стоического платонизма находилось и все ранее христианское богословие, еще не умевшее применять чисто монотеистические методы. Крупными представителями этого образа мышления были Ориген и Климент, тоже связанные с Александрией. С другой стороны, в научной литературе вегда имело хождение и более широкое понимание Александрийской школы, когда сюда относили как языческий неопифагоризм и эклектические школы первых веков, так и весь неоплатонизм, хотя он имел место и в Риме, и в Сирии, и в Пергаме, и в самой Александрии, причем как в языческой, так и в христианской форме. Более правильно понимать под Александрийской школой философскую школу Филона и александрийских христианских мыслителей 2-3 вв. |
Ок. 50-138гг. | Эпиктет | Представитель римского стоицизма. Его учение было записано Аррианом, до нас дошли «Рассуждения Эпиктета» и другие сочинения. Учение Эпиктета распадается на физику, логику и этику. Весь пафос учения Эпиктета – в этике, именно в проповеди внутренней свободы. Он доказывает, что господин может быть рабом своих страстей, а раб свободным в своей внутренней духовной независимости, но эта свобода не достигается через изменение мира. Не сами вещи, а представления о них делают человека счастливым, добро и зло не в вещах, а в нашем отношении к ним, поэтому стать счастливым – в вашей воле. Философия Эпиктета оказала влияние на христианство. |
Ок. 200-250гг | Секст Эмпирик | Греческий философ и врач, последователь Эпесидема. В сохранившемся сочинении Секста Эмпирика «Пирроновы основоположения» и «Против математиков» содержится сводка всех аргументов, с помощью которых античный скептицизм опровергал представления «догматической» философии о возможности доказательного неоспоримого знания. Доказывая невозможность каких-либо общеобязательных научных, теологических, этических и т.д. истин, Секст рекомендовал воздержание от всякого рода решения, знания, чтобы тем самым достигнуть душевного равновесия и блаженства, осуществление которых и есть цель философии. Секст Эмпирик предлагал руководствоваться в жизни естественными потребностями, своими склонностями, привычками, законами, традициями и прежде всего здравым смыслом. |
3-4 вв | Неоплатонизм | Реакционная мистическая философия упадка Римской империи. Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Материя – лишь низшие звено в иерархии Вселенной, эманация «мировой души», над которой возвышается «дух», а еще выше – «первосущность» или «единое». Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатоникам, не посредством опыта и разума, а путем мистического экстаза. Идеализм выродился в этой философии в теософию. Неоплатоновская школа первоначально возникла в Египте, в Александрии (Аммоний Саккас, позднее – Гипатия). Плотин основал неоплатоновскую школу в Риме. В Сирии существовала школа Ямвлиха, в учении которого были сильны элементы пифагорейства. Последняя неоплатоновская школа была организована Проклом в Афинах и просуществовала до 529 года. Неоплатонизм, первоначально враждебный христианству и содержавший многочисленные элементы восточной магиии мифологии, тем не менее оказал огромное влияние на христианскую патристику и на развитие философии феодального общества как в христианстве, так и в мусульманских странах. |
410-485гг | Прокл | Родился в Константинополе, умер в Афинах; глава афинской школы неоплатонизма. Проклу принадлежит диалектическая идея триадичности. За свое стремление уложить содержание античной мифологии в единую философскую схему Прокл характеризуется в историко-философской литературе как систематизатор язычества, схоласт эллинизма. Исходя из мысли Платона, что единое раскрывается во многом, а это последнее стремится к единству, Прокл признавал три ступени развития: пребывание, устремление вперед, обратное устремление. Развитие по Проклу происходит не путем деления или превращения, а вследствие полноты сил, благодаря чему оно создает другое, само не изменяясь. Главные сочинения Прокла: «Теологическая первооснова» и «О теологии Платона». |
Около 800-879гг | Аль-Кинди | Арабский философ, астролог, математик и врач, основатель арабско-аристотелевской философии, получил почетное имя «философа арабов». Аль-Кинди написал комментарии к сочинениям Аристотеля («Органон» и др.) и ряд трудов по вопросам метафизики. В основу своего мировозрения Аль-Кинди положил идею всеобщей причинной связи, в силу которой всякая вещь, если только она осмыслена до конца, позволяет как в зеркале познать в ней свою Вселенную. |
980-1037гг | Ибн-Сина Абу Али или Авицена | Средневековый таджикский философ, врач и энциклопедический ученый. В своем философском учении сохраняет материалистическую и идеалистическую тенденции |
1033-1109гг | Ансельм Кентерберийский | Средневековый богослов и философ, представитель ранней схоластики. Ансельм утверждал, что вера должна предшествовать знанию: следует «верить, чтобы понимать», но вера может быть «рационально» обоснована. В споре об универсалиях придерживался крайнего реализма. Он развил так называемое «онтологическое доказательство бытия богов». В качестве архиепископа кентерберийского настойчиво проводил политику, направленную на возвышение католической церкви. |
1126-1198гг | Ибн-Рашд или Ибн-Рушд, Мохаммед, Аверроэс | Средневековый арабский философ и ученый, живший в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с мусульманской религией, Ибн-Рашд развивал материалистические элементы философии Аристотеля. Он доказывал вечность и несотворенность материи и движения, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь. Ибн-Рашд обосновал учение о двойственности истины (учении о взаимной независимости истин философии и богословия). Ибн-Рашд подверг острой критике мистицизм мусульманского теолога Аль-Газали. Коментарии Ибн-Рашда к сочинениям Аристотеля сыграли большую роль в ознакомлении европейских философов с античной философией. Учение Аверроэса – аверроизм – жестоко преследовалось мусульманской ортодоксией. |
1130-1200гг. | Чжу Си | Китайский философ, видный представитель неоконфуцианской школы эпохи Сун (960-1275гг). Под влиянием буддизма и даосизма сунское неоконфуцианство обратилось к разработке метафизических проблем. Учение Чжу Си носит ярко выраженный идеалистический характер. В нем были систематизированы идеи конфуцианства. Идеальная субстанция не лишена формы и качеств, она недоступна чувствительному восприятию. «Великий предел» порождает силу движения ян и силу покоя инь. Происходит постоянная смена движения и покоя. В этом процессе образуются пять материальных первоэлементов мира: вода, огонь, дерево, металл, земля. Первичным Чжу Си считал идеальное начало ли, вторичным – материальное начало ци. Си решительно отстаивал этико-политическое учение конфуцианства. Врожденную силу природы человека он выводил из идеального начала Ли. Основой общественной жизни Чжу Си считал строжайшее выполнение конфуцианских этико-политических установок. Позднее канонизированное учение Чжу Си явилось основой традиционной системы образования. |
Ум. ок.1349г | Оккам Уильям | Средневековый английский теолог и философ-схоласт, преподаватель Оксфорского |
1401-1464гг | Николай Кузанский (Николай Кребс или Крипорс) | Немецкий философ, ученый и богослов времени перехода от схоластики к гуманизму и к новой науке раннего капиталистического общества. Под влиянием неоплатонизма переработал понятия христианской философии в учение о Боге как о максимуме бытия, стоящем выше противоположностей, в которых ограниченный рассудок мыслит о вещах природы. В Боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наименьшего и наибольшего, единого и множественного и т.д. Учение Николая Кузанского с основным для него тезисом о совпадении противоположностей в Боге заключает в себе ряд теодотворных идей: критика, ограниченности рассудочных противоположностей, методологическое значение математических понятий для познания природы, предвосхищение последующего понятия о бесконечно малых величинах, постановка вопроса о границах применения закона противоречия в математическом познании и т.п. Сочинения Николая Кузанского: «Об ученом незнании» (1140), «О происхождении» (1447) и др. |
1508-1588гг | Телезио Бернардино | Итальянский натурофилософ эпохи |
1541-1603гг | Шаррон Пьер | Французский философ, прославившийся своими скептическими взглядами, близкими к возрениям Монтеня и изложенным главным образом в сочинении «О мудрости» (1601). Шаррон считал, что мы не можем гарантировать истинность какой-либо из форм религии, т.к. последняя не присуща человеку от природы, а формируется под воздействием воспитания и окружающих условий. Первичным в человеке является только нравственность. Поэтому религия зависит от нравственности. Следовательно, надо жить по изначальным нравственным законам, а исповедовать ту религию, которая поддерживается властью. Свои скептические антирелигиозные мысли Шаррон прикрывал формальным признанием ортодоксальной религии. Трактат «О мудрости» является причиной обвинения Шаррона со стороны богословов в неверии. |
1548-1600гг | Бруно Джордано | Итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, пропагандист материалистического мировозрения, принявшего у него форму пантеизма (пантеизм – философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а является тождественным с ней. Пантеиз растворяет Бога в природе, отвергая сверхприродное начало). После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Главные произведения – философские диалоги «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». Мировозрение Бруно сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагоризма, а затем материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и Лукреция), итальянского материалистичного вольномыслия эпохи Возрождения и современной ему науки, особенно гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно отождествляя бесконечного Бога с природой, Бруно, еще решительнее чем Николай Кузанский, влияние которого он испытал, утверждал бесконечность самой природы. Используя открытие Коперника, Бруно стремился конкретизировать физический и астрономический смысл этого философского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от традиционого представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно которому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр Вселенной. На этом пути Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Ликвидируя натурофилософский дуализм схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного мира, состоящую из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их начало. Здесь Бруно становился на позицию шлозоизма, приходя к убеждению, что материя является активной самодвижущейся субстанцией, а человек с его сознанием – частица единой природы. Бруно развивал также ряд диалектических положений: о единстве, связанности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. |
1561-1626гг | Бэкон Фрэнсис | Английский философ, основатель материализма и экпериментирующей науки нового времени. Автор знаменитого трактата «Новый Органон» (1620), в котором развил новое понимание задач науки и основы научной индукции. Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, Бэкон считал, что движение этой цели возможно только для нации, постигающей истинные причины явлений. Поэтому он выступал против схоластики. Предшествующая наука страдала либо «догматизмом», т.к. ученый выводил систему положений из собственных понятий, либо «эмпиризмом», т.к. он стремился лишь к собиранию неосмысленных фактов. Таким образом, по отношению ко всему предшествующему знанию Бэкон требует занять скептическую позицию. Но Бэкон признает возможность достоверного знания, однако для достижения истины считает необходимой реформу метода. Первым шагом этой реформы должно быть очищение ума от постоянно грозящих заблуждений (идолов). Часть этих заблуждений порождается склонностями ума, присущими всему человеческому роду, часть – склонностями, свойственными отдельным группам ученых и даже отдельным лицам, часть - коренится в несовершенстве и неточности языка и, наконец, часть – в некритическом усвоении чужих мнений. После устранения ложных возрений возможен переход к истинному методу новой науки. По Бэкону, эта наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Посылками ее выводов «средствами аксиомали» будут положения, основанные на понятиях, добытых посредством методического обобщения или индукции. Предпосылку индукции образует аналитическое понимание эксперимента. В своей теории индукции Бэкон впервые указал на значение «отрицательных инстанций», т.е. подбора случаев, противоречащих обобщению и тем самым требующих его пересмотра, как недостаточно обоснованного. В развитии философского материализма Бэкон, во-первых, восстановил материалистическую традицию, и произвел – под этим углом зрения – переоценку философских учений прошлого, возвысив ранний греческий материализм. Во-вторых, Бэкон выработал собственное материалистическое понимание природы, положив в основу взгляд на материю как на совокупность частиц, а на природу – как на совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлимым свойством материи является движение, не ограничивающееся у Бэкона механическим перемещением (он насчитывал 19 видов движения). Все эти возрения Бэкона отражают новые потребности и запросы, которые в Англии в эпоху первоначально капиталистического накопления предъявлялись науке. |
1575-1624гг | Бёме Якоб | Немецкий философ-пантеист, сохранивший тесную связь с теологией. Свою диалектическую догадку о противоречивой природе вещей и мира в целом он выражал языком поэтических образов и символами, позаимствованными из христианства, астрологии, алхимии и каббалы. В его сочинениях простое переложение библейских мифов, одухотворенное силой религиозной мечты, перемежается с глубокими наблюдениями. По Беме, бог и природа едины, вне природы ничего нет. Во всем содержится противоречие, даже в боге заключено добро и зло. В этом раздвоении Беме видел источник развития мира. Основное произведение Беме «Аврора или утренняя заря в восхождении...» (1612) было осуждено, как еретическое. Идеи Беме оказали влияние на последующее развитие немецкой философии (Гаман, Гегель, Шеллинг и др.) |
1588-1679 гг. | Гоббс Томас | Английский философ – материалист; во время английской буржуазной революции эмигрировал в Париж, где написал свои главные произведения – «Философские учения о гражданине» (1642) и «Левиафон» (1651). В 1652 вернулся в Англию. Гоббс развиввал учение механического материализма, систематизировал материализм Бэкона. Мир, по Гоббсу, совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Гоббс сводит также духовную жизнь животных и человека. Они – сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Гоббс выводит: 1) отрицание существования души как особых субстанций; 2) признание материальных тел в качестве единой субстанции; 3) утверждение, что вера в бога только плод воображения. Гоббс отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его свойством человеческих восприятий, в основе которых лежат механические различия вещей. В учении о знании критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт, или знания единичных фактов, дает лишь вероятные истины о связях вещей, признавал все же возможности достоверного общего знания, обусловленного языком, т.е. способностью имен становиться знаками общих идей. В учении о праве и о государстве Гоббс отбросил теории божественного установления общества и защищал теорию общественного договора. |
1596-1650гг. | Декарт Рене | Французский философ, математик, физик, физеолог. Философия Декарта связана с его |
1632-1677гг | Спиноза Барух (Бенедикт) | Нидерландский философ-материалист. Главные работы – «Богословско-поликтический трактат» и «Этика». Спиноза – создатель геометрического метода в философии. Вместе с передовыми умами века – Бэконом и Декартом, Спиноза считал целью знания завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников Спиноза дополнил теорией о свободе: он показал, как как возможна – в рамках необходимости – человеческая свобода. При решении этой задачи опорой для Спинозы стало его учение о природе. В противоположность дуализму Декарта, Спиноза считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как он ее называл, Бог. От субстанции – бытия необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) – как телесных, так и мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее вкусах и аспектах. Но наш конечный человеческий разум постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как «протяжение» и как «мышление». Это атрибуты субстанции. Учение Спинозы об атрибутах субстанции в целом материалистично, но метафизично, т.к. движение Спиноза не считает атрибутом субстанции. На этих положениях Спиноза построил учение о человеке. Согласно Спинозе, человек – существо, в котром модусу протяжения – телу – соответствует модус мышления – душа. И по первому и по второму модусу человек – часть природы. В учении о модусе души Спиноза свел все сложностьпсихической жизни к разуму и к страстям или аффетам – к радости, печали, вожделению. Волю он отождествляет с разумом. По Спинозе поведением человека движет стремление к самосохранению и собственной выгоде. Спиноза отверг идеалистическое учение о свободе, воле, признал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. По учению Спинозы, свободной может быть не масса, но лишь мудрец. В учении о познании Спиноза продолжает линию рационализма. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над низшим видом знания – чувственным и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он признал непосредственное усмотрение истины или интуицию ума. При этом критерием истины – в след за Декартом – он объявил ясность и отчетливость. Велика роль Спинозы в развитии атеизма и свободомыслия – религиозного и научного. Цель религии – не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли. В учении об обществе Спиноза – продолжатель Гоббса, но в отличие от него высшей формой власти он считал не монархию, а демократическое правление и ограничивал всевластие государства требованиями свободы. Спиноза оказал сильное влияние на метафизический материализм 17-18 в.в., а его религиозное свободомыслие – на развитие последующего атеизма. |
1632-1704гг. | Локк Джон | Английский философ-материалист. В основном труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) развил теорию познания материалистического эмперизма, осложненного влиянием номинализма Гоббса и рационализма Декарта. Отвергнув учение Декарта о врожденных идеях, Локк единственным источником всех идей объявляет опыт. Идеи возникают или вследствии действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), иливследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи ощущения) или вследствии внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах либо первичные, либо вторичные качества. Идеи, приобретенные из опыта, только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельностью рассудка, отличной и от ощущения и от рефлексии и состоящей в сравнении, сочетании и отвлечений (абстракции). Посредством этой деятельности простые идеи преобразуются в сложные. Условием возможности общего знания Локк, как и Гоббс, считает язык. Определив знание, как восприятие соответствия (или несоответствия) двух идей друг другу, Локк считает достоверным все умозрительное знание, т.е. усмотрение соответствия идей посредством разума. Опытное знание только вероятно, в нем усмотрение соответствия идей достигается ссылкой на факты опыта. На чувства опирается наше убеждение в существовании внешних предметов. Этот вид знания («сенситивный») Локк ставит выше простой вероятности, но ниже достоверности умозрительного знания. Несмотря на убеждение в известной ограниченности нашей способности познания субстанций, материальных и тем более духовных, Локка нельзя считать агностиком: по Локку, наша задача знать все, а не только то, что важно для нашего повидения и практической жизни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями. В учении о государственной власти и о праве Локк развивает идею о переходе от естественного к гражданскому состоянию и к формам государственного управления. По Локку, цель государственности приобретенной посредством труда. Поэтому государственная власть не может быть произволной. У Локка она делится на 1)законодательную; 2) исполнительную; 3) союзную, федеративную. Историчиское влияние философии Локка велико. Мысль согласно которой сами люди должны изменить существующий общественный порядок, если при нем личность на может получить надлежащего воспитания и развития, имела большое значение для оправдания буржуазной революции. От Локка ведет свое начало одно из направлений французского материализма. Проведенное Локком различение первичных и вторичных качеств использовали идеалист Беркли и агностик Юм. |
1646-1716гг | Лейбниц Готфрид Вильгельм | Немецкий философ, объективный идеалист. Философию Лейбница следует рассматривать как попытку синтеза идей механического материализма (Декарт, Гоббс) и аристотелевско- |
1685-1753гг | Беркли Джордж | Английский философ, субъективный идеалист. Основной труд – «Трактат о началах человеческого знания» (1710). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои «идеи» (ощущения), Беркли пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости. По Беркли, идеи пассивны, они воспринимаются бестелесной субстанцией, душой, которая активна и может порождать идеи. Стремясь избежать солипсизма, Беркли признает множественность духовных субстанций, а также существование»бесконечного духа», бога. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человечаском разуме. Позже переходит на близкое неоплатонизму объективно-идеалистические позиции, признав вечное существование идей в уме бога. С целью опровергнуть атеизм и материализм Беркли подвергает критике понятие материи как внутреннее противоречивое и бесполезное для познания. Основа берклианской критики материи – идеалистический номинализм. Беркли отвергает локковскую теорию первичных качеств, объявляя все качества субъективными. Отрицая мировоззренческое значение науки, Беркли считал задачей ученого «научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причинами». С этих позиций Беркли отвергает ньютоновскую теорию абсолютного ространства, выступает против ньютоновской теории тяготения, считая ее учением о естественной причине движения материальных тел, тогда как сам Беркли признавал активность лишь духовной субстанции. Отрицательно относился к сознанному Лейбницем и Ньютоном исчислению бесконечно малых, поскольку признание бесконечной делимости «реального пространства» противоречило основному выводу философии Беркли. Со 2-ой половины 19 в. начинается оживление философии Беркли и заимствование ее многими школами идеализма; имманентной школы, эмпириокритицизмом, прагматизмом. |
1679-1754гг | Вольф Христиан | Немецкий философ – идеалист, просветитель, систематизатор и популяризатор философии Лейбница. Вольф развивал метафизический теологизм, по которому всеобщая связь, гормония бытия объясняются целями, установленными богом. Вольф был также систематизатором и обоснователем схоластики. В основу построения своей системы он положил метод рационалистической дедукции, посредством которого все истины философии сводились к законам формальной логики, у Вольфа к закону противоречия. Во взглядах на общество он отстаивал точки зрения просвещенного абсолютизма. Основная работа – «Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка». (1712). |
1705-1757гг | Гартли Дэвид | Английский медик, философ-материалист, известный своей вибрационной теорией ассоциации идей. Учение Гартли изложено в его основном труде «Размышлении о человеке, его строении, его долге и упованиях». По Гартли, внешние объекты, воздействуя на органы чувств, вызывают в мозгу вибрации мельчайших частиц вещества. Эти вибрации передаются от одной частицы к другой посредством эфира и являются непосредственной причиной ощущения. Порядок ощущений и их расположение отвергают порядок и расположение внешних импульсов, которые вызывают вибрации. Подчеркивая материальный характер происхождения идей, Гартли вместе с тем не отождествлял механические вибрации с самими идеями, ибо «вибрации телесны, а идеи имеют духовную природу». Материализм Гартли механический, более того, он облекался в деистическую форму. Учение Гартли оказало большое влияние на деятельность Пристли и Джемса Милля и послужило одним из источников ассоцитивной психологии. |
1711-1765гг | Ломоносов Михаил Васильевич | Русский ученый – энциклопедист, основоположник материалистической философии в России. Творчество Ломоносова исключительно разностороннее, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Так же он внес вклад в русскую филологию, историю и поэзию. От Ломоносова идет материалистическая традиция русской философии. Положив в основу объяснеения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы), Ломоносов не мыслил материю в отрыве от движения. Эта идея выражена им в законе сохранения вещества и движения (закон сохранения энергии). В работе «Размышления и причине теплоты и холода» (1745) он отвергает понятие теплорода как основного вида теплотворной материи и показывает, что причину тепловых процессов следует искать в движении частиц материи. Это приводит Ломоносова к догадке о том, что разнообразие явлений природы обусловлено разными формами движения материй. Основными свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Ломоносов считал «первотолчок» одной из причи развития природы, следуя и здесь трактовке механического материализма. В гносиологии Ломоносов стоял на материалистических позициях. Считая источником познания воздействие внешнего мира на органы чувств, он выступал против теории «врожденных» идей и учения о «вторичных качествах». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обощениями может привести к истине. В понимании общественных явлений Ломоносов занимал просветительскую точку зрения, считая, что улучшить жизнь общества можно лишь посредством просвещения и совершенствования нравов. |
1712-1778гг | Руссо Жан Жак | Руссо прославился как философ, социолог и эстетик, как автор художественных произведений мирового значения, как один из теоретиков педагогики. Главные философские и социологические труды Руссо: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей»(1755) и «Общественный договор» (1762). В вопросах мировоззрения Руссо приденрживался деизма. Наряду с существованием бога признавал бессмертную душу. Руссо учил о материи и уже как двух извечно существующих началах (дуализм). В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей. |
1713-1784 | Дидро Дени | Французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, критик искуства. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы диалектики – идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечнйо изменчивости природных форм. Вопрос о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц может пораждать специфическое содержание ощущений, Дидро решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности материи. Развив этот взгляд, Дидро наметил материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью. В теории познания идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения коренятся в природе, и мы только регистрируем известные нам из опыта явления, между которыми существует либо необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не следует что наши ощущения – зеркально точные копии предметов: между большинством ощущений и их внешними причинами не сходства, чем между представлениями и их названиями в языке. Разделяя взгляды Ломе о первичных и вторичных качествах, Дидро подчеркивал объективный характер и вторичных качеств. Он развил взгляд Ф. Бэкона, согласно которому знание, опытное по своему источнику, имеет целью не самодавлеющее постижение истин, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. При этом Дидро учитывает роль техники и промышленности в развитии мышления и познани. Методами и руководителями в познании являются эксперимент и наблюдение. На их основе мышление может достигнуть знания, если и не вполне достоверного, то высоко вероятного. Дидро написал много работ по вопросам искусства и художественной критики; развил новую эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты. Теоретические принципы разработанной им эстетики стремился осуществлять в своих романах и драмах. Дидро, борясь против феодального деспотизма, защищая политический строй просвещенной монархии. Основные произведения Дидро: «Мысли к объяснению природы»(1754г.), «Разговор Даламбера и Дидро» (1769г.), «Философские основания материи и движения» (1770г.), «Элементы физиологии» (1774-1780г.г.) |
1724-1804гг | Кант Иммануил | Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического |
1722-1794гг | Сковорода Григорий Саввич | Украинский просветитель, философ-демократ, поэт. На мировоззрение Сковороды оказало влияние творчество Феофана Прокоповича и Ломоносова. Богословское образование придало его взглядам противоречивый характер. В решении основного вопроса философии Сковорода допускал колебания между материализмом и идеализмом, но во многих проблемах стоял на материалистических позициях. Следуя за Ломоносовым, он пришел к заключению о вечности и бесконечности материи, о господстве в природе закономерных связей, к признанию природы причиной самой себя («Дружеский разговор о душевном мире» 1775). Дуалистические колебания Сковороды привели его к созданию теории «трех миров», объемлющих собой все существующее: «макрокосм» (природа), «микрокосм» (человек) и «мир» символов (Библия). Причем каждый из них состоит из двух натур – «внешней» (материальной) и «внутренней» (духовной). Пытаясь преодолеть дуализм своего учения, Сковорода старался снять противоречия между духовным и материальным началами путем объединения понятия «бог» и «природа», считая их тождественными, что типично для пантеизма. Сковорода признавал беспредельность человеческого познания, но связал исследование природы с необходимостью внутреннего самоанализа и признанием «мира символов». Сковорода резко критиковал официальную религию за ее догматизм и схоластику, пропогандируя гелиоцентрическое учение Коперника («Потом змини», 1791 и др). Этические проповеди самого Сковороды были облечены в религиозную форму, связаны с поисками религии «любви и добродетели». |
1728-1794гг | Козельский Яков Павлович | Русский просветитель, философ. Козельский автор произведений «Философские предложения» (1768) «Рассуждение... о человеческом познании» (1788) «Арифметические предложения...» (1764). Козельский отстаивал материалистические идеи, критиковал средневековую схоластику и мистику. Отделяя философию от богословия, считал, что философия призвана дать «генеральные познания о вещах и делах человеческих», что она есть «наука испытания причин истинам». В воззрениях на природу развивал идеи механистического материализма 18 в. Объявляя природу «всеобщей матерью всех вещей», Козельский доказывал, что мир состоит из четырех материальных стихий, что материя и движение неуничтожимы. В определении отдельных логических категорий у Козельского чувствуется влияние вольфианцев. Исходным началом в теории познания Козельский считал чувственные восприятия, отводя большое место опыту, а также деятельности разума. Все познание делил на историческое , философское и математическое, а добытые людьми истины – на натуральные, нравоучительные и логические. Козельский подверг критике религиозно-мистические стороны вольфианского учения о монадах, опредустановленной гармонии, о непротивлении злу. Козельский критиковал крепостное право, праздность и тунеядство, прославляя труд, скромный образ жизни, гуманное отношение к людям. |
1743-1794гг | Кондорсе Жан Антуан | Французский философ-просветитель. Кондорсе критиковал религию с позиций деизма и буржуазного просветительства, призывал к отказу от суеверий и развитию научных знаний. В своей главной работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) развивал взгляд на историю как на продукт разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и «естественности». Кондорсе боролся против сословного разделения в защиту политического равенства, требовал уничтожения деспотизма и свободного развития личности. Одновременно считал имущественное неравенство полезным для общества. |
1735-1820гг | Робинс Жан Батист Рене | Французский философ-материалист. Основные идейные источники его взглядов – учение Локка и Кондгельяка, испытывал влечение идей Лейбница. Робинс признавал бесконечную в пространстве и времени материальную субтстанцию. Разнообразие природы подчинено принципу всеобщего единства и гармонии, что обусловлено причинной связью вещей. В понимании причинности делал уступки юмовской концепции. Робинс – сторонник гилозоизма, элементарными кирпичиками мироздания считал анималькулы – мельчайшие живые существа. Робинс признает существование бога, творящего мир из материальной субстанции. Согласно его теории познания, ощущения – источник знаний, в том числе теоретического познания. Различал три рода познания – ощущение и интуицию, рассуждение, соответственно три типа достоверности – чувственную, демонстративную и интуитивную. Идеи считал копиями объектов , критиковал идеализм Платона; ограничивал чувственное познание внешними явлениями, но убеждение в беспредельности человеческого познания отличает его взгляды от теорий агностицизма. Основные сочинения: «О природе» (1761-1766) |
1757-1808гг | Кабанис Пьер Жан Жорт | Французский философ-материалист, просветитель, врач. Кабанис принадлежал к школе французского материализма, примкнувей к физике Декарта, в противоположность его метафизике. Основной проблемой его философских исследований была физиология. Он считал, что сознание зависит главным образом от физиологических функций человека, от деятельности его внутренних органов. Считая, будто мозг органически «выделяет» мысль, подобно тому как печень вырабатывает желчь. Кабанис считал, что естественные науки являются основой учения об обществе, медицина и физиология призваны изменить нравы общества. Знание строения и деятельности человеческого организма – ключ к пониманию общественных явлений и их изменений. Под конец жизни Кабанис стал виталистом, признавал самостоятельное существование – «Отношение между физической и нравственной природой человека» (1802) |
1762-1814гг | Фихте Иоганн Готлиб | Немецкий философ, второй по времени после Канта деятель немецкого |
1715-1771гг. | Геловецкий Клод Адриан | Представитель французского материализма 18в.. Основные произведения Геловецкого: «Об уме» (1758) и «О человеке» (1773). Основу философии Геловецкого составил сенсуализм Локка, из которого были исключены идеалистические элементы. Объективно существующая материя, по Геловецкому, познается при помощи ощущений. Другим орудием познания Геловецкий считал память, которую определял как «Длящееся, но ослабленное ощущение». Упрощенно трактуя мышление, Геловецкий понимал под ним лишь комбинирование ощущений. Он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены федальных отношений капиталистическими. Но определяющую роль в общественном развитии, по Гельвецкому, играют человеческое сознание и страсть. Геловецкий признавал решающую роль среды в формировании человека, обосновал идею гармонического сочетания личных и общественных интересов, идею равенства умственных способностей. |
1775-1854гг | Шеллинг Фридрих Вильгельм | Немецкий философ, третий по времени в плеяде немецких классических идеалистов. Использовав идеи Канта и учение Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес идею развития в понимание природы. В своей «Системе трансцендентального идеализма» (1800) пытался сочетать субъективный идеализм Фихте с объективным идеализмом собственной системы. По Шеллингу, философия должна дать ответ на два вопроса: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приходит к возникновению сознания и каким образом, наоборот, сознание, которое само по себе есть лишь субъект, становится объектом. На первый вопрос отвечает «философия природы!, на второй – учение «трансцендентального идеализма». Отличие своей системы от субъективного идеализма Фихте Шеллингг видел в том, что фихтевскому исхождению от субъекта он противопоставил – в философии природы – исследование, для которого первичным является объективное. При этом под субъективным Шеллинг понимает не сознание отдельного мира, а непосредственное созерцание разумом самого предмета, или «интеллектуальную интуицию». В отличие от Фихте, Шеллинг распространил «интеллектуальую интуицию» на все ступени размышления («рефлексии») сознания по поводу его собственной деятельности. Развивая это учение, Шеллинг примкнул к реакционному крылу романтической школы, для которой интуиция – удел только немногих избранных. Достигнув понимания собственной спонтанности, сознание постигает себя одновременно и как свободное. Через свободные действия отдельных людей необходимо действует и проявляется закономерный процесс, в котором сочетаются в единство душ и природа, субъект и объект, свобода и необходимость. Но открывается этот процесс, по Шеллингу, не познанию, а только вере, и гарантия исторического и нравственного прогресса только в боге. Задуманное как диалектика необходимости и свободы в истории, но развитое на основе идеализма и мистики, учение Шеллинга свелось к фатализму их полному отрицанию предвидения в истории. От «философии природы» и системы «трансцендентального идеализма» Шеллинг перешел к «философии тождества» - новой форме объективного идеализма. Главной проблемой учения Шеллинга становится идея тождества объекта и субъекта, высшим законом объявляется закон тождества единого разума с самим собой. В абсолюте происходит процесс самопознания тождества. Учение Шеллинга о свободе получило дальнейшее развитие в «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы и о связанных с этим предметах»(1809) Приблизительно с 1815 Шеллинг перешел к новой – и последней – фазе своего развития: к мистической «философии мифологии и откровения». Учение этого периода отличается крайним усилением мистических элементов мировоззрения Шеллинга. Теперь Шеллинг отвергает всякую философию, основывающуюся на разуме. Он противопоставляет ей «философию откровения», которая ищет истину по ту сторону границ разума – в «религиозном опыте». |
1769-1859гг | Гумбольдт Александр Фон | Немецкий философ – материалист, естествоиспытатель, один из основоположников современной географии. Из работ А. Гумбольдта философский интерес представляют: «Картины природы»(1807) «Космос» (1845-1858). Единственной космической субстанцией он считал материю, наделенную внутренней активностью. Оставляя открытым вопрос об источнике движения. Гумбольдт тем не менее пытался преодолеть механическую концепцию движения. Большое значение он придавал союзу науки и материалистической философии. Его естественнонаучные идеи способствовали подрыву метафизических воззрений. Признавая единство сенсуализма и рационализма, Гумбольдт высказывался за поэтическое осмысление действительности, которое по его мнению, делает познание общественно полезным. Сильная сторона гносеологических взглядов Гумбольдта – признание того, что познание возможно на базе эксперементального общения с природой. |
1804-1872гг | Фейербах Людвиг | Немецкий философ-материалист и атеист. Характерная особенность материализма Фейербаха – антрополгизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии и выражением идеала революционной буржуазной демократии.Исходным пунктом философской эволюции Фейербаха была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведения ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Основное содержание и смысл философии Фейербаха – провозглашение и отстаивание материализма. Но Фейербах рассматривает человека как абстрактного индивида, как чисто биологическое существо. В теории познания Фейербах последовательно проводит точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался рассматривать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Фейербаха применить антропологию общественной жизни. Идеализм Фейербаха особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение и объективирование человеческих свойств и наделение ими сверхъестественного существа.Принципы морали Фейербах выводит из свойственного от природы человеку стремления к счастью. Достижение его возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим людям. Мораль, сконструированная Фейербахом, носит абстрактный внеисторический характер и создана по единой мерке для всех времен и народов. Идеи антропологизма Фейербах в явно иделистической интерпретации воспролизводятся некоторыми современными идеалистами. Основные труды: «К критике философии Гегеля» (1839) «Сущность христианства» (1841) «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842) «Основы философии будущего» (1843) |
Операционализм | Субъективно-идеалистическое направление в современной | |
1853-1900гг | Соловьев Владимир Сергеевич | Русский философ-идеалист, богослов и поэт. На взгляды Соловьева большое влияние оказала христианская литература, а также идеи буддизма, неоплатонизма и других религиозно-философских систем. Особенно близок Соловьев к славянофилам. Центральной в учении Соловьева является идея о «всеедином сущем», которое по своей природе безусловно и абсолютно. В конечном счете «всеединое сущее» определяется Соловьевым как сфера божественного, а реальный мир – как ее воплощение. Истина («всеединое сущее») не может быть познана ни рационально, ни эмпирически; она постигается, по Соловьеву, лишь «цельным» знанием, основу которого составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета; умственное созерцание (или воображение), дающее истинную идею предмета; творчество (или реализация этой идеи в данных опытах) «Цельное» же знание – синтез мистического, рационального (философского) и эмпирического научного) знания. Отсюда Соловьев выводит единство теологии, философии и науки и называет его «свободной теософией». В обществе идея «всеединства»раскрывает себя как добровольный духовный союз или («свободная теократия»), или церковь, определяющая безусловные цели общества – устроение на земле «царства божьего», где будут «разрешены» все социальные противоречия. Философия, согласно Соловьеву, имеет своей живой целью рационально оправдать социально-религиозный идеал и поэтому должна быть на службе у теологии. Сочинения: «Критика отвлеченных начал» (1880) «Чтение о богочеловечестве» (1877-1881) «История и будущность теократии» (1885-1887) «Россия и вселенная церковь»(1889) «Оправдание добра» (1897-1899) и другие. |
1843-1896гг | Авенариус Рихард | Швейцарский философ – субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма, профессор Цюрихского университета. В центре его философии понятие опыта, в котором якобы снимается противоположность сознания и материи, психического и физического. Авенариус выступил с критикой материалистической теории познания, определяя ее как интроекцию, т.е. вкладывание внешнего мира в человеческое сознание. Он также отстаивал теорию «принципиальной координации» субъекта и объекта, т.е. зависимость последнего от первого. Основная работа Авенариуса – «Критика чистого опыта» (1888-1890) |
1835-1914гг | Пирс Чарлз Сандерс | Американский философ и логик, основатель прагматизма, профессор в Кэмбридже, Балтиморе и Бостоне. В статье «Как сделать наши идеи ясными»(1878) ввел так называемый «принцип Пирса»: значение идеи состоит в ее практических последствиях. Отождествив последние с ощущениями, Пирс встал на позиции берклианства. Понимая науку как «закрепление веры», Пирс разработал три метода прагматизма: «метод упорства», «метод авторитета» и «научный метод», сводящийся к «Принципу Пирса». В противоречие с субъективно-идеалистической теорией познания Пирс разрабатывал объективно-идеалистическую теорию развития, основанную на принципах «случайности» и «любви» как направляющей силы развития. Своими работами по логике, понимавшейся им как «общая теория знаков», оказал значительное влияние на математическую логику и современный позитивизм. Основные работы по логике – в области теории вероятностей и логики отношений. |
Р. 1883г. | Ясперс Карл | Ведущий представитель немецкого экзистенциализма, профессор университета в Базеле. Начал свою деятельность как психиатр, и это во многом определило его понимание философских проблем. В психопатологических явлениях («Всеобщая психопатология» 1913г.) Ясперс видит не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком своей индивидуальности. Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного философствования, Ясперс приходит к выводу, что любая рациональная картина мира еще не есть знание: она является лишь «мифом бытия» и всегда нуждается в истолковании. Внутреннее содержание философии, по Ясперсу, обнаруживается лишь в интимном «понимании» «шифра», а ее задача сводится к тому, чтобы постигнуть господствующее в мире неразумное и понять его как источник. |
Р. 1889г | Марсель Гариэль | Французский философ и писатель ведущий представитель так называемого католического экзистенциализма, профессор философии в Сорбонне. Его основные работы: «Метафизический дневник» (1925) «Бытие и обладание» (1935) «Люди против человеческого (1951) Из всех экзистенциалистов Марсело стоит ближе всего к учению Кьеркегора. Философия, по Марселю, противостоит науке, которая изучает мир объектов, но не затрагивает экзистенциального опыта, т.е. внутренней духовной жизни личности. Экзистенциальный опыт по своему существу иррационален, содержит «тайны», в которые «вовлечена личность и служит предметом веры. Именно через экзистенциальный опыт, по Марселю, можно постичь бога, поэтому от рациональных доказательств бытия бога следует отказаться. Этика Марселя строится на католическом учении о предопределении и свободе воли. |
Список использованной литературы