История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Изначально христианство — учение непосредственных учеников Христа — не было философской системой, не имело даже философских оснований. Это было, главным образом, моральное учение. «Существуют три божественных принципа Господа, — писал святой Варнава. — Надежда жизни, как начало и конец нашей веры, Справедливость, как начало и конец суда, и Любовь, радостная и веселая, как свидетельство справедливой деятельности».

Содержание

Введение
Периодизация
Особенности христианской европейской философии.
Становление
Средневековая христианская философия

Философия Нового времени

Философия Возрождения
Философия 19 века
Западная философия 20 века

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история философии.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

 

Метафизика объявляется  целиком ложным учением, в основе которого лежат пустые, ничем не обоснованные, умозрительные спекуляции. Она обвиняется в том, что занимается гипостазированием, т. е. наделяет реальным существованием какие-либо идеи, понятия или ценности («универсалии» в средневековой схоластике, «красота» как таковая у Платона). Метафизика также обвиняется в догматизме, в неприятии всякой критики.

 

В то же время в современной  философии возникает и укрепляется  мысль о невозможности преодоления  метафизики. К такому выводу приходят прагматист Ч. Пирс, представитель философии науки К. Поппер и другие сторонники сциентистского направления. К такому же выводу склоняется М. Хайдеггер. В своем стремлении преодолеть метафизику он приходит к мысли, что она непреодолима. Мы не можем, пишет он, избавиться от метафизики, подобно тому как мы снимаем с себя пальто и оставляем его в гардеробе. Часть метафизики всегда остается с нами. Развивая ту же мысль, немецкий философ К. Апель делает вывод, что в традиционной метафизике следует подвергать критике только то, что в ней является догматическим и некритическим.

 

Лингвистический поворот  составляет наиболее важную и существенную характеристику современной западной философии. Он произошел именно в XX в., хотя некоторые его признаки можно  обнаружить в номинализме средневековой  философии и эмпиризме философии  Нового времени. Вместе с тем лингвистический  поворот отчасти был вызван стремлением  преодолеть метафизику, сделать философию  по-настоящему и по-современному научной. Этот вираж имел глубокий, парадигмальный характер: он означал переход от парадигмы мышления к парадигме языка, от философии сознания, мышления и субъекта к философии языка, смысла и значения. Лингвистический поворот в равной мере характеризует как сциентистское, так и антисциентистское направление в философии, причем происходил он почти одновременно.

 

В неопозитивизме и близких  к нему течениях (аналитическая философия, философия науки) ключевую роль в  осуществлении лингвистического поворота сыграл Л. Витгенштейн, который сделал это в «Логико-философском трактате» (1921), ставшем своеобразной библией всего сциентистского направления. В своих исследованиях Витгенштейн приходит к мысли, что именно язык формирует наш образ мира. Развивая свою мысль, он делает вывод о том, что границы языка означают границы нашего мира.

 

Такой подход радикально меняет отношения между языком, мышлением  и реальностью. Раньше язык играл  в этих отношениях вторичную, инструментальную роль: он служил способом выражения  мышления, которое отражало реальную действительность. Теперь он выходит  на первый план: структура высказывания, утверждает Витгенштейн, определяет структуру возможных фактов.

 

  1. Заключение

 

 В античной философии  было развернуто множество взглядов  на устройство мира, на человека, на  его душу. Колоссальных масштабов  в те времена достиг полет мысли философов. Среди самых выдающихся был Аристотель он явился систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логики, психологии, биологии, истории науки, истории философии, эстетики, политэкономии, государствоведения и др.).

 

Средневековая философия  в свою очередь замкнулась на христианской религии. Начало этой философии там, где она впервые сознательно  ставит себя на службу религии, а заключительный ее этап - там, где их союз можно считать  в основном распавшимся, то есть с I - II вв. до XIV -XV вв. н. э.

 

Основной чертой мировоззрения  эпохи Возрождения оказывается  его ориентация на искусство: если Средневековье  можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение — эпохой художественно-эстетической по преимуществу. Для философа эпохи  Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление  предпочтительнее неподвижно-неизменного  бытия.

 

Философия Нового времени  определялась сдвигами в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении, значимым  событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция.

 

В 19 веке значительными фигурами в философии были К. Маркс и  Ницше, которые оказали значительное влияние впоследствии на мировоззрение  в XX веке.

 

Главное и наиболее общее  отличие философии XX века связано  с тем, что на рубеже XIX и XX вв. совершился переход от традиционной классической философии к неклассической. Этот переход во многом был обусловлен тем, что в указанный период вся западная культура переживала глубокие изменения, которые по-особому ярко проявились в науке. Особенно в первой половине двадцатого века наука главенствовала над философией.

 

В философии того времени  возникают новые течения, которые  характерны для складывающейся культурной ситуации. Весьма примечательным в  этом плане представляется появление  в начале XX в. американского прагматизма, ставшего философией, и идеологией современного делового человека. Не менее примечательным и характерным явлением стало возникновение в последней четверти этого века постмодернистской философии как отражения новых тенденций в западной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.     История философии;  Волкова А.Н., Горнев В.С., Данильченко  Р.Н., и др.; Издательство ПРИОР;  Москва; 1997г; 464 стр.

 

2.     Философия;  Алексеев П.В., Панин А.В.; Издательство  Проспект; 2003г, 608 стр.

 

3.     Философия;  Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю.  Сидориной; «Русское слово»; Москва; 1996г; 432 стр.

 

  1. Философия: учебник для вузов; В.В. Миронова; «Норма»; Москва; 2005г; 928 стр.

6. И. Кант. Критика чистого разума. Соч. Т. 3, М., 1964, с. 500-511.

 

7. Краткий очерк истории философии. М.,1981, с. 127-144.

 

8. В.В. Соколов. Средневековая философия. М., 1979, с. 153-172.

 

9. Средневековая Европа глазами современников и историков. Ред. Филиппов Б.А., М.: Интерпракс, 1994., Ч.1, с. 5- 28.

 

10. Хрестоматия по истории философии. Часть 1, М., 1994, с. 148-154.

 

11. Философский энциклопедический словарь М., 1983, с. 242-243, 742-743.

 


Информация о работе История философии