Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция
Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.
Количественные изменения
Скачок – переход количественных изменений в качественные. Это момент превращения одного качества в другое.
Виды скачков:
Разовые – протекают быстро, мгновенно. При таком скачке изменяется сразу вся система. (Химические, ядерные реакции, политические перевороты).
Постепенные скачки – протекающие медленно, иногда в течение длительного времени. Изменяется не вся система сразу, а лишь определенные части (Возникновение жизни на Земле, появление человека, изменение видов растений и животных, изменения в орудиях труда, развитие языка как речи).
Закон отрицания "отрицания".
В процессе развития каждая ступень не только уничтожает отжившее старое, но и воспроизводит на новой основе характерные черты исходной ступени развития, тем самым, обеспечивая преемственность развития, а само развитие приобретает спиралевидную форму.
Отрицание, отрицание "отрицания".
Отрицание – момент развития, момент единства старого и нового качества.
Виды отрицания:
Деструктивное отрицание – прекращение существования какого-либо материального образования, переход в небытие. Это полное разрушение, гибель, уничтожение.
Диалектическое отрицание – это отрицание, в котором есть единство разрушения и отрицания. Оно состоит из 3-х частей:
- Деструктивной - разрушение части системы, преодоление старого.
- Кумулятивной – частичное сохранение старого, удержание положительного.
- Конструктивной – появление нового качества.
Таким образом, деструктивный момент не является абсолютным в диалектическом отрицании. Преобладая, он процесс развития всегда отбрасывает вспять.
Диалектическое отрицание – единство всех 3-х моментов.
Пример: развитие нации – где новые теории, наряду с отброшенными положениями, сохраняют всё лудшее, что было в них.
Существует типичное заблуждение, когда в диалектическом отрицании превозносится только момент деструкции. Наиболее распространенной разновидность такого отрицания является – нигилизм.
Нигилизм – особое духовное состояние, как личности, так и общества. Его характеризует разочарование, отрицание всего и вся. И это не только духовное состояние, но и негативные действия по отношению к культуре, порядку, обществу и т.д.
Пример - деятели движения «Пролетарская культура».
Отрицание "отрицания" – это черта, когда отрицание подвергается отрицанию. Здесь предполагается цикличность развития. Эта идея выражена в Гегелевской «Триаде».
Тезис: Утверждение, определенная мысль.
Антитезис: Отрицание исходного утверждения, но сохранение предположения положительным.
Синтез: Отрицание отрицания, когда происходит отрицание 2-ой ступени и возврат к некоторым положениям 1-ой стадии. Отсюда получается цикличность.
Когда существуют 3 момента – это закон отрицания "отрицания". Наличие 2-х отрицаний, следующих друг за другом, не является критерием этого закона.
Закон начинает действовать не только, когда предмет претерпевает отрицание, но и когда есть возврат к исходной стадии. Когда есть повтор на высшей стадии развития характерных исходных ступеней развития. Так как осуществляется не круговорот, а возврат к прежней ступени развития при общей поступательности системы развития, поскольку эту систему можно представить в виде спрессованной конусообразной спирали, расширяющейся к верху, в которой сочетаются поступательное и круговое движения.
Например: зерно – если оно размолото и потреблено, то подвергается деструктивному отрицанию, но если оно попадает в почву и прорастает в виде стебля, то это уже диалектическое отрицание. Отрицанием стебля является колос, который имеет 20-30 зерен. Этот закон имеет место в природе, в обществе, в духовной среде.
Категории диалектики.
- Причина и следствие. Все в мире является взаимосвязанным и эта всеобщая взаимосвязь является исходной предпосылкой для формулирования принципа причинности или детерминизма, который еще древние считали главным законом мироздания.
Принцип причинности: "Ни одна вещь не возникает беспричинно" (Демокрит). Любые явления общества, природы, психики причинно-обусловлены, т.е. возникают, развиваются и исчезают в результате определенных причин. На этом принципе держится философский материализм и наука. Отказ от него – отказ от рационального объяснения мира.
Предполагается, что одно из явлений – причина, в другое – следствие.
Причина – это явление, которое изменяет или порождает другое явление (следствие).
Следствие – это изменение, произведенное одним телом над другим, или результат действия причин.
Соотношение причины и следствия.
- Они не существуют отдельно друг от друга. Они тесно взаимодействуют. Мы говорим о причине, предполагая какое-то следствие. И наоборот.
- Эти понятия не абсолютны, а относительны – о них можно говорить в данном контексте.
Основные признаки причинной связи:
- Временная асимметрия. Причина всегда предшествует следствию во времени. Этот признак необходим, но недостаточен.
- Генетический характер причин. Причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни.
В истории философской науки существуют 2 категории:
- Механический детерминизм
- Индетерминизм
Механистический детерминизм преобладал в 18-19 вв. и являлся следствием механистического материализма в целом. Между причиной и следствием существует строго однозначное соответствие. Одна и та же причина всегда вызывает одно и тоже следствие. Это жесткий детерминизм, выраженный простой схемой: 1П→1С. Его разделяли Галилей, Гоббс, Декарт, Спиноза.
Индетерминизм – это отрицание причинности. Никаких причинно-следственных отношений нет, а представление о причинности – это привычка, т.е. свойство сознания людей. Кант: «Причинность – умственная конструкция», Росси.
Эти крайние позиции неверны. Развитие науки и познания привело к пониманию причинности, как к комплексу различных факторов.
Понятие "Неявной причины":
- Действительная причина. Такой генетический фактор, который определяет качественно-своебразное следствие (гибель человека в автокатастрофе).
- Условие – внешний или внутренний фактор, способствующий причине, приведенной в действующее состояние. Условие не порождает следствие, а лишь обеспечивает действие причин.
- Повод – внешний или внутренний фактор, который определяет лишь момент, время возникновения следствия. Это последняя капля, часовой механизм, приводящий в действие всю причинно-следственную цепочку. Повод обычно относится к человеческой деятельности, существует в обществе. В природе поводов нет. Таким образом, очень важно в причинном анализе идей учитывать комплекс всех причинных факторов.
Необходимость и случайность. Проблема причинности очень тесно связана с проблемой необходимости.
Необходимость выступает как один из элементов причинно - следственной связи. Такая тесная связь нередко приводила к тому, что они отождествлялись.
Фаталистический детерминизм. Одна из разновидностей фатализма как мировоззрения.
Основные черты:
- Абсолютизирует необходимость, которая отождествляется с причинностью (поскольку все в мире имеет причину, то все в мире имеет и необходимость).
- Отрицает объективное существование случайности (поскольку в мире все необходимо, то случайностей нет)
Случайность объявлялась субъективным понятием в порождении человеческого сознания (случайным люди называли то, причину чего не знают, случайность прикрытие человеческого недомыслия)
Фатализм свойственен древним грекам: Демокрит.
Особенное развитие фаталистический детерминизм получил в новое время, в связи с господством механического материализма: Гоббс, Спиноза, французские материалисты - Гольбах (разработал систему фатализма).
Суть: фатальность - вечный незыблемый установленный в природе порядок. Поскольку все подчинено фатальности, то каждый казалось бы случайный факт приобретал историческую значимость.
Индетерминизм. Абсолютизировал случайность: поскольку все вещи случайны, поскольку они могли быть или не быть.
Отрицал объективное существование необходимости: нет никакой необходимости в природе и обществе. Необходимость всего лишь субъективное понятие, а именно форма рассудочной идеи, которая привносится в природу человеком.
И детерминизм и индетерминизм это две крайности абсолютизирующие что - то одно и отрицая другое.
Диалектика. Признает объективное существование необходимости и случайности.
Необходимость - постоянная ничего не нарушающая связь причин и их следствий (если есть причина и выполнимы все условия, то следствие наступит с необходимостью). В этом смысле мы говорим, что необходимость неумолима, необратима, жестока. В широком смысле необходимость выражает устойчивые неизменные отношения то, что обязательно должно произойти при соответствующих условиях, именно так, а не иначе.
В этом смысле категория необходимость сходна с категорией закона. С одной стороны одной из черт закономерной связи является необходимость, а с другой необходимость чаще выступает в форме закона.
Случайность - выражает подвижное, меняющееся в действительности. Случайность это то, что может быть или не быть, тем или иным.
Возникновение случайности: В результате вариации условий (чем больше требуется условий для реализации причины, тем больше поле для случайности)
Случайность возникает в результате пересечения двух независимых причинных цепей или линий существования объекта (пример: если два человека встречаются в каком - либо месте не договариваясь заранее о встрече).
Диалектика соотношения необходимости и случайности. Необходимость и случайность очень тесно взаимосвязаны и не существуют порознь. Любое явление необходимо и случайно, только соотношение необходимости и случайности в явлениях разное.
Пример: смерть человека, гибель урожая.
С точки зрения диалектики необходимость и случайность идут рука об руку.
Природа: в ней господствует необходимость, проявление - все законы природы, но и в природе есть отклонения называемые случайными. Пример: движение Земли вокруг солнца или своей оси.
В биологическом мире преобладают необходимости, поскольку поведение животных детерминировано инстинктами.
Общество: преобладает случайность, так как действуют люди наделенные свободой воли. Случайностей в обществе гораздо больше и их роль гораздо значительнее.
Гносеология – ученье о познании.
Проблема познаваемости мира ( "Метафизика" Аристотеля).
"Все люди от природы стремятся к знаниям".
Возможности и значение гносеологии нашли отображение в ее основном вопросе:
- Онтологическая сторона: Что первично?
- Гносеологическая сторона: Познаваем ли мир?
Философия не даёт однозначного ответа на гносеологическую сторону вопроса.
Сложилось три гносеологических направления:
- Гносеологический оптимизм: Мир познаваем, как в явлениях, так и в сущностях. Хотя конечно разница в философских позициях весьма существенна.
Сюда относится значительное большинство философов: Платон, Аристотель, Августин Кузанский, Спиноза, Беркли, Гегель и т.д.
- Агностицизм: "отрицание познания". Философское направление, отрицающее возможность познания сущности вещей и явлений. Они отрицают полную или частичную возможность познания мира.
Д. Юм, И. Кант утверждали, что познаваем лишь мир явлений, а "вещи в себе" и сущности непознаваемы.
- Скептицизм: "scepticious - сомнение". Философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления и познания.
Скептицизм:
- Сомневается в возможности познания мира. Свои сомнения обуславливает тем, что всякое познание субъективно, зависит от того, как мы смотрим на вещи, поэтому мы достигаем не достоверного, а лишь правдоподобного знания. Оно отрицает возможность достижения истинного знания, т.к. нет надежного критерия истины. Пример: Мед, сладок для здорового человека, а для больного он горек. За это сомнение скептицизм получил название паралич истинности.
Скептицизм играл двойственную роль:
- с одной стороны он преодолевал дормотизм (окостенение)
- но с другой стороны скептицизм в конечном итоге ведет к агностицизму. (Пиррон, Абеляр, Мишель Монтене, Б. Паскаль)
Познание, как определенный вид человеческой деятельности, является результатом взаимодействия двух моментов: объективного и субъективного.
Объект познания – то, что познается. В широком смысле это весь окружающий мир (природа, общество, человек). Но когда какое-либо явление вовлекается в орбиту познавательных интересов человека (делается для него значимым), то оно становится предметом познания
Пример: человек является объектом изучения многих наук (биологии, социологии, медицины), но у каждого из них есть свой ракурс (предмет изучения).
Но что значит: стать предметом познания? Это значит, что по отношению к предмету применяются такие познавательные процедуры, как объяснение и понимание.
Объяснение – раскрытие связей между исследуемым предметом и уже известным фактом. Объяснить – значит подвести исследуемый предмет под известные законы и теории.
Понимание – постижение смысла познания.
Связь между понятиями: чтобы понять какое-либо явление, его надо сначала объяснить, но объяснить можно
только то, что понятно, т.е. это два взаимосвязанных и дополняющих друг друга процесса.