Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:27, реферат
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения. Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости».
Введение
В системе чрезвычайно
Рост капиталистических отношений, промышленности
и торговли, великие географические и
астрономические открытия и достижения
в других областях естествознания привели
к возникновению нового мировоззрения,
опирающегося на опытные знания.
Исходные принципы основных философских направлений.
1. 1.Понятие субстанции. Дуализм и монизм. Материализм и идеализм – два противоположных монистических направления в философии.
СУБСТАНЦИЯ
— материя в аспекте внутреннего единства
всех форм ее саморазвития, всего многообразия
явлений природы и истории, включая человека
и его сознание, и потому фундаментальная
категория научного познания, теоретического
отражения конкретного (абстрактное и
конкретное). В истории философии первоначально
субстанция понимается как вещество, из
которого состоят все вещи. В дальнейшее,
в поисках основания всего сущего, субстанцию
начинают рассматривать как особое обозначение
бога (схоластика), что ведет к дуализму
души и тела. В новое время наиболее остро
проблема субстанции была поставлена
Декартом. Преодоление дуализма на путях
материалистической философии осуществил
Спиноза, который. считая протяженность
и мышление атрибутами единой телесной
субстанцией, рассматривал ее как причину
самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать
внутренней активности, «самодеятельности»
субстанции. Эта задача была решена (хотя
и непоследовательно) в нем. классической
философии. Уже Кант понимает субстанцию,
как «то постоянное, лишь в отношении
с которым можно определить все временные
явления». Однако субстанция трактуется
им субъективно, как априорная форма мышления,
синтезирующего опытные данные. Гегель
определяет субстанцию как целостность
несущественных, изменяющихся. преходящих
сторон вещей, в которых она «открывается
как их абсолютная отрицательность, т.
е. как абсолютная мощь и вместе с тем как
богатство всякого содержания», «существенную
ступень в процессе развития идеи» (человеческого
познания), «основу всякого дальнейшего
подлинного развития». С этим связано
понимание субстанции одновременно и
как субъекта, т. е. как активного самопорождающего
и саморазвивающегося начала.
Вместе с тем субстанция рассматривается Гегелем идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с точки зрения материализма, субстанция понимается здесь как материя и одновременно как «субъект» всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований, а потому она не нуждается в извне привходящей деятельности особого, отличного от нее «субъекта» (бога, духа. идеи, «я», сознания, экзистенции и т. д.). В понятии субстанции материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания.
МОНИЗМ - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма - является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на общественные явления. Противоположность монизма.— дуализм.
ДУАЛИЗМ
- философское учение, считающее в противоположность
монизму материальную и духовную субстанции
равноправными началами. Исходным мотивом
дуализма часто является попытка примирения
материализма и идеализма. В конечном
счете дуалистический отрыв сознания
от материи приводит к идеализму. Дуализма
в наибольшей степени характерен для философии
Декарта и Канта. Дуализм служит философской
основой теории психофизического параллелизма.
ИДЕАЛИЗМ
- философское направление, противоположное
материализму в решении основного вопроса
философии. Идеализм исходит из первичности
духовного, нематериального и вторичности
материального, что сближает его с догмами
религии о конечности мира во времени
и пространстве и сотворенности его богом.
Идеализм рассматривает сознание в отрыве
от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует
его и процесс познания и часто приходит
к скептицизму и агностицизму. Материалистическому
детерминизму последовательный идеализм
противопоставляет телеологическую точки
зрения (Телеология). Марксизм-ленинизм
все разновидности идеализма подразделяет
на две группы: объективный идеализм, принимающий
за основу действительности личностный
или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное
сознание, и субъективный идеализм, сводящий
знания о мире к содержанию индивидуального
сознания. Однако различие между субъективным
и объективным идеализмом не абсолютно,
Многие объективно-идеалистические системы
содержат элементы субъективного идеализма;
с другой стороны, субъективные идеалисты,
пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят
на позиции объективного идеализма. В
истории философии объективно-идеалистические
учения первоначально возникают на Востоке
(Веданта, Конфуцианство). Классической
формой объективного идеализма. была философия
Платона. Особенность объективного идеализма
Платона, свойственная древнему идеализму,
вообще -тесная связь с религиозно-мифологическими
представлениями. Эта связь усиливается
в начале н. э., в эпоху кризиса античного
общества, когда развивается неоплатонизм,
сросшийся не только с мифологией, но и
с крайним мистицизмом. Эта особенность
объективного идеализма еще сильнее выражена
в эпоху средневековья, когда философия
полностью подчиняется теологии (Августин,
Фома Аквинский). Перестройка объективного
идеализма, произведенная прежде всего
Фомой Аквинским, основывалась на фальсифицированном
аристотелизме.
Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю вне-природного бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир, Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением субъективного идеализм стала гносеологическая часть системы Беркли и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.— объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая –в философии Шеллинга и, особенно, Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического идеализма.
МАТЕРИАЛИЗМ
- философское направление, противоположное
идеализму. Различают материализм как
стихийную уверенность всех людей в объективном
существовании внешнего мира и как философское
мировоззрение, представляющее собой
научное углубление и развитие точки зрения
стихийного материализма. Философский
материализм утверждает первичность материального
и вторичность духовного, идеального,
что означает извечность, несотворенность
мира, бесконечность его во времени и пространстве.
Считая сознание продуктом материи, материализм
рассматривает его как отражение внешнего
мира, утверждая, таким образом, познаваемость
природы. Обобщая достижения наук, материализм
способствовал росту научного знания,
совершенствованию научных методов, что
в свою очередь оказывало благотворное
влияние на успехи человеческой практики.
В процессе взаимодействия
В
отличие от натурфилософских материалистов
эпохи Возрождения материалисты
XVII в. стали рассматривать последние элементы
природы как неодушевленные и бескачественные.
Другой особенностью материализма этой
эпохи было стремление к анализу, к разделению
природы на более или менее обособленные,
не связанные друг с другом области н объекты
наследования и рассмотрение их вне развития.
Среди представителен материалистической
философии этого периода особое место
занимают французские материалисты XVIII
в. (Ламетри, Дидро, Гельвеций и Гольбах}.
Оставаясь в целом на позициях механистического
понимания движения, они вслед за Толандом
рассматривали его как универсальное
и неотъемлемое свойство природы; полностью
отказались от деистической непоследовательности,
присущей большинству материалистов XVII
в. Органическая связь, существующая между
всяким материализмом и атеизмом, у французских
материалистов XVIII в. выступила особенно
ярко. Вершиной в развитии этой формы материализма
на Западе был «антропологический» М.
Фейербаха. Вместе с тем у Фейербаха наиболее
ярко проявилась присущая всему домарксовскому
материализму созерцательность. В России
и других странах Восточной Европы во
второй половине 19 в. дальнейшим шагом
в развитии материализма. явилась философия
революционных демократов (Белинский,
Герцен., Чернышевский, Добролюбов, Маркович),
опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева
и др. и в ряде отношений поднявшаяся над
узким горизонтом антропологизма и метафизического
метода. Марксом и Энгельсом к середине
19 в. был создан диалектический материализм.
В дальнейшей истории материализма уже
резко обозначились две принципиально
различные линии: развитие диалектического
и исторического материализма, с одной
стороны, и ряд упрощенных разновидностей
материализма (с марксистской точки зрения)
— с другой. Таким образом приведены краткие
описания основных философских течений
имеющих непересекающиеся взгляды на
сущность субстанции.
2. Познаваемость мира и его законов.
Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз навсегда данное, а представляет собой «нечто диалектическое», развивающееся по определенным законам. Они имеют длительную историю, истоки которой уходят в древнюю философию. На каждом из этапов своего развития знание есть резюме истории познания, квинтэссенция всех форм человеческой деятельности, в том числе и прежде всего - чувственно-предметной (практики). Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека - а если может, то каким именно образом - давно интересовал людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, познаваем ли мир. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греческого agnostos — непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В истории философии наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ Кант, согласно которому предметы, хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе». При характеристике агностицизма следует иметь в виду следующее:
Во-первых, нельзя представлять его как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. Речь ведётся не опознании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности.
Во-вторых, элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских системах. Поэтому, в частности, неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Так, немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал агностицизм, признавал познаваемость мира, разработал диалектическую теорию познания, указывая на активность субъекта в этом процессе. Однако он толковал познание как развитие, самопознание мирового духа, абсолютной идеи.
В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить некоторые реальные трудности и сложные проблемы процесса познания, которые и по сей день не получили окончательного решения. Это, в частности, неисчерпаемость, границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломление в органах чувств и мышления человека - ограниченных по своим возможностям и т. п. Между тем самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно- предметной деятельности людей. Если они, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то «непознаваемой вещи-в-себе» не остается места. В отличие от агностиков, сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как «паралич истины»). А именно понимают процесс познания как «зряшное отрицание», а не как диалектическое (с удержанием положительного). Такой подход неизменно приводит к субъективизму, хотя скептицизм (особенно «мыслящий») . в определенном смысле способствует преодолению заблуждений в достижении истины.
а) Роль практики в познании мира.
Производственная
деятельность людей с самого
начала возникновения
Информация о работе Исходные принципы основных философских направлений