Исходные принципы основных философских направлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 07:47, контрольная работа

Краткое описание

Понятие субстанции. Дуализм и монизм. Материализм и идеализм – два противоположных монистических направления в философии.
Субстанция (от лат. substantia-сущность) - объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и поэтому, это фундаментальная категория научного познания. В истории философии первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 24.54 Кб (Скачать файл)

Тема:Исходные принципы основных философских направлений.

1.Понятие субстанции. Дуализм и монизм. Материализм  и идеализм – два противоположных  монистических направления в  философии.

Субстанция (от лат. substantia-сущность) - объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и поэтому, это фундаментальная категория научного познания.

В истории философии первоначально  субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи. В  разное время субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и  центр изменений предмета, как  логический субъект.

Уже в античной философии  вычленялись различные субстанции, которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений  вещей (например, атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла - земля, огонь, воздух и вода). Вообще впервые о субстанции заговорил родоначальник европейской науки и философии, математик Фалес из Милета (ок.625 - 547 до нашей эры). Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все.

Преемник Фалеса Анаксимандр (ок.610 - после 540 до нашей эры) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности  миров. За первооснову всего сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно - движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.

Третий представитель  Милетской школы - Анаксимен (585 - 525 до нашей эры) полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его  как бесконечное и видя в нем  легкость изменяемости и превращаемости вещей. То есть все милетцы осуществили прорыв своими мировоззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: "Из чего все?". Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, то есть к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Дуализм и монизм

МОНИЗМ -- философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом. всех явлений считают дух, идею. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма - является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на общественные явления. Противоположность монизма-- дуализм.

ДУАЛИЗМ (лат. duo--два) -- философское учение, считающее в противоположность монизму материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму.

Дуализм в наибольшей степени  характерен для философии Декарта  и

Канта. Дуализм служит философской  основой теории психофизического параллелизма.

Материализм и  идеализм - два противоположных монистических направления в философии

философия идеализм материализм

В философии в зависимости  от решения ее основного вопроса  выделяется два направления - идеализм и материализм. Их противоположность  фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос - вопрос об отношении  мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы - большинством философов  не формулируется в качестве основополагающего. Итак, смысл основного вопроса  философии заключается в признании  двух типов реальности - материальной и духовной,- из которых одна предшествует другой и порождает ее. Идеализм, например, объясняет мир исходя из духа, сознания. Материализм, напротив, за основу миропонимания берет природу, материю, существующую независимо от сознания. Формы материализма и идеализма  многообразны. Различают объективный  и субъективный идеализм, метафизический и диалектический материализм. Объективные  идеалисты (Платон, Гегель) признают существование  реального мира вне человека, но считают, что в основе его лежит  духовное начало. Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование  объективною мира, независимого от человека, полагая, что он есть порождение субъективных познавательных способностей человека. Метафизический материализм (французские материалисты 18 века, Л.Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность и др. Диалектический материализм (Маркс, Энгельс) признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий.

Принимая разделение философии  на идеализм и материализм, следует  иметь в виду, что, как и любая  классификация, оно достаточно условно  и не исчерпывает содержания конкретных философских систем. Материализм  и идеализм не являются оценочными характеристиками. Определенной попыткой сближения материализма и идеализма  стал дуализм - философское учение о  сосуществовании двух независимых  друг от друга, равноправных начал: материального  и идеального.

Типичным примером такого рода взглядов являются философские  построения Декарта.

2. Познаваемость мира и его законов.

На первых этапах исторического  развития человеческой цивилизации  потребность в познании мира в  той или иной мере удовлетворялась  в мифологическом и религиозных  объяснениях природы. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своем объяснении с точки зрения научного мировоззрения. Возникла потребность в осознании природы научного знания, чего не было в прежних формах мировоззрения. Следствием такого процесса было то, что в самом мировоззрении, в его структуре стал формироваться новый раздел, в котором рассматривались познавательные способности человека, различные средства познания мира человеком, в том числе и средства научного познания. Сама постановка вопроса о научном познании была несовместима с мифологией. На этой основе возникла и стала развиваться (особенно в античной Греции) теория познания.

Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Проблема познаваемости  мира является одной из важнейших  в философии. Она стояла как центральная  в Древней Греции, в средние  века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.

Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.

Одним из направлений в  гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в  выдвижении и обосновании положения  о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение  первоначально, когда философское  знание окончательно еще не порвало  с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных  вещей. Древнегреческий философ  Протагор (ок. 490 - 420 гг. до н.э.) сомневался в существовании богов. Он писал: “О богах я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и людская жизнь коротка”. По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно которому “как оно кажется, так оно и есть”. Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “человек есть мера всех вещей”. Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон (360 - 270 гг. до н.э.) считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух компонентов: отсутствия страдания и невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Вследствие этого единственно достойное человека отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений, проецируемых на “ускользающую” сущность. Выгодой, проистекающей от воздержания от всяких суждений о подлинной сущности, как раз и будет невозмутимость, или безмятежность, человеческого духа. На смену античному агностицизму впоследствии пришли на смену многие другие. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма - юмизм (Д. Юм 1711 - 1776) и кантианство (И. Кант 1724 - 1804).

Д. Юм обратил внимание на причинность, на ее трактовку учеными; согласно принятому тогда пониманию, в причинно-следственных связях качество следствия должно быть равно качеству причины. Он указывал на то, что в следствии есть немало такого, чего нет в причине. Юм сделал вывод: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, полагал он, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений. Он утверждал: “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств”.

И. Кант, как известно, исследовал познавательные способности человека и специфику естественнонаучного  познания. Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих  в природе, соединение “субъективного”  и “объективного” в познании. Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они самим объектом не упорядочиваются, а хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных (т.е. не выводимых из опыта) форм живого созерцания - “пространства” и “времени”. Обретая пространственные и временные характеристики, представления затем оформляются посредством категорий рассудка и предстают перед субъектом в качестве явлений, соотносимых с воздействовавшими на органы чувств “вещами в себе”. Сами явления как проявления сущности есть результат взаимодействия объектов и субъектов, но они представляются существующими объективно. В процессе познания мы имеем дело фактически не с “вещами в себе”, а с явлениями; “вещи в себе”, т.е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной. О том, пишет Кант, каковы вещи могут быть сами по себе, “мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства”. Одной из форм кантианского агностицизма являлся “физиологический идеализм” физиолога И. Мюллера (1821 - 1858), обосновывавшего свой агностицизм, в отличие от И. Канта, данными физиологической науки; родственна с мюллеровской концепцией “теория иероглифов”, немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца (1821 - 1894). В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А. Пуанкаре (1854 - 1912). Согласно конвенциализму наши теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, но эти теории не способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности. В наши дни встречаются многие разновидности агностицизма, в том числе “технический агностицизм” Г. Башляра (1884 - 1962), замыкающий познавательную деятельность преимущественно на созданной человеком технической реальности. Есть квантово-механический, кибернетический, психиатрический, социальный агнностицизм. Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений (как проявлений сущности материальных объектов). Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Алексеев П.В. История  философии: учеб. для вузов.- М.: Проспект, 2005.

2. Алексеев П.В. Социальная  философия. учеб. пособие.- М.: Проспект, 2005.

3. Волчек Е.З.Философия:  учеб. для вузов.- Мн.: Интер - прессервис, 2003.

4. Гриненко Г.В. История философии: учеб. для вузов.- М., 2005.

5. Канке В.А.Основы философии : учеб. для вузов.- М.: Логос, 2005.

6. Курс лекций по философии  / под. ред. А.С. Борщова. учеб. пособие.- Саратов: СГТУ, 2007.

7. Новейший философский  словарь / под ред. А.А. Грицанова.- М.: Книжный дом, 2003.

8. Титов В.Ф. Философия:  учеб. для вузов.- М.: Высшая школа, 2003.

9. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии.- 1995.- №3.

10. Кочубей И.В. К обоснованию  нового научного метода.// Социально  - гуманитарные знания.- 2008.- № 1.

 

 


Информация о работе Исходные принципы основных философских направлений