Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:49, контрольная работа
Проблема соотношения власти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике. Для иссле- дования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права С. Алексеева. По его мнению, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
контрольная работа
по дисциплине:
«ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»
Политовой Юлии Михайловны
Магистратура 2012г.
Москва - 2012
1. Как соотносятся власть и право?
Проблема соотношения власти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике. Для иссле- дования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права С. Алексеева. По его мнению, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов.
С другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть, — как подчеркивает С. Алексеев, — особенно - власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время — явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора».
Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает такими имманентными качествами, которые в процессе утверждения и упрочения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять право, превращать ее в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.
С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения ее в самодовлеющую силу, общество должно создавать определенные политико-правовые институты: разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т.д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост.
2. В чем положительные и негативные стороны теории общественного договора Ж.Ж. Руссо?
В своей теории общественного договора
Ж.-Ж.Руссо пытается объяснить все проблемы
общества, а также дает советы о том, как
надо управлять государством, чтобы люди
жившие в нем были счастливы. Также он
показывает какие функции должно выполнять
государство. К сожалению те вопросы, которые
ставил мыслитель в XVII-XVIII веков остаются
не решенными до сих пор, а именно: какие
формы правления самые лучшие? Почему
людям склонно уничтожать друг друга?
Как регулировать отношения между людьми?
XVII-XVIII века в Европе отмечены разработкой
и широким распространением теорий естественного
состояния человека и общественного договора.
Эта теория, истоки которой лежат еще в
античности, опиралась на представление
о различии между естественным состоянием
и гражданским состоянием человека. Общественный
договор Руссо рассматривал как своего
рода гипотетическое или подразумеваемое
соглашение между людьми, благодаря которому
осуществляется переход из первого состояния
во второе или же из естественного общества
в гражданское.
Понятие общественного договора имеет
у Руссо определенное логическое, идеальное
значение. В том, что каждый человек как
бы передает объединению всех граждан
свои силы и волю, он видит логическую
основу общественного, гражданского состояния.
В этом смысле "общественный договор"
выступает у Руссо как некоторый общественно-политический
идеал, как "царство разума" как выдвигаемая
им общественно-политическая программа.
И, хотя эта программа – в своем роде утопия,
ее основные положения действуют сейчас
в нашей жизни.
Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой. Если в первых двух сочинениях он обличал и бичевал пороки современного общества, то здесь пытается наметить возможные пути уничтожения социальных пороков и установления лучших форм человеческого общежития.
В естественном состояние, по Руссо нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением равенства последовали «ужаснейшие смуты... несправедливые захваты богатых, разбои бедных». Характеризуя это предгосударственное состояние, Руссо пишет: «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже вернуть назад, ни отказаться от злостных приобретений, им сделанных». Выход из таких условиях, предложили богатые. Выход состоял в том, чтобы заключить соглашение о создании государства и законов, которыми будут подчиняться все. Созданные путем договора государство и законы « наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства...». «С тех пор весь человеческий род был обречен на труд, рабство и нищету». В конечном счете неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Поэтому он предлагает перезаключить договор в результате которого должно образоваться такая форма «ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации...».
«Общественный договор» построен в рамках модной тогда геометрии – почти каждая глава имеет некое «доказательство», является теоремой, которую автор с легкостью доказывает. Отчасти это напоминает и «Опыты» Монтеня, который как бы не соглашаясь сам с собой, искал поддержки у античных авторов. Сам трактат «Общественный Договор» (полное название которого, к слову, «Об Общественном Договоре, или принципы политического права») состоит из четырех Книг, каждая из которых делится на главы. Первая книга, по сути, пересекается с более ранними концепциями Руссо. В ней идет, по упоминанию автора, речь о том, как «человек переходит из естественного состояния к гражданскому, и каковы существенные условия Соглашения». Во второй книге появляется новое действующее лицо – Законодатель. Третья – и более всего интересующая нас – говорит о формах правления, в целом она тоже касается мыслей, уже высказывавшихся Руссо в том же «Рассуждении о науках и искусствах» – о влиянии климата на политическую систему, о том, что не каждая система подходит для каждой страны. Государство, говорит Руссо, существует само по себе, но Правительство – по воле соверена. Отсюда и возникает вопрос и о принципах, определяющих различные формы правления, и о самих этих формах правления. Этого касается в первых главах третьей книги Руссо. Наконец, книга четрвертая, посвящена побочным конструкциям и структурам государства, вытекающим из его устройства – выборам, голосованию, диктатуре, цензуре, гражданской религии. Завершается «Общественный договор» заключением Руссо – правда, каким-то очень сумбурным и скомканным, в котором он говорит о возможном продолжении своих изысканий – о том, что еще может понадобится государству по данной концепции. Договор обрывается внезапно, и, видимо, это вызвано тем, что изначально он задумывался не как отдельное произведение, но как фрагмент крупного политического сочинения. В конце своего труда Руссо в краткой форме говорит о том, что не все еще рассмотрено, что есть еще войны, публичное право, другие договоры государства – но все это составляет уже «новый предмет», на который у Руссо, видимо, не хватило сил и возможностей.
В трактате Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре», описано идеальное государство, в котором люди, отдав свои силы, свободу и имущество во имя общества, получают взамен гражданскую свободу, равноправие, законодательную власть и защиту. Всякий идеал недостижим.
3. Как Вы оцениваете состояние прав человека в современной России?
В статье 2 Конституции Российской Федерации говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность, остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Однако отношение к
«правам человека» в России в
значительной степени иррационально,
для многих почти мистично: не имея
четкого представления о самих
«правах человека», люди верят в
силу этих двух слов. В этом случае словосочетание
«права человека» выступает в
роли своего рода народного заклинания,
оберега от «государственной порчи»,
универсальной мистической
Современная ситуация с правами
человека в России представляет собой
причудливую смесь из очевидных
достижений, особенно в сравнении
с советским периодом, и явных
патологий с точки зрения общепринятых
международных норм. Какие-то права
человека, найдя свою нишу в современном
российском обществе, в основном соблюдаются,
другие, наоборот, из года в год подавляются
всей мощью государства при явном
попустительстве
С одной стороны: вместе с основными
принципами демократии и рыночной экономики
права человека стали составной частью
«фициальной идеологии» постсоветского
государства. Рассуждения о правах человека
заняли прочное место в российской политической
риторике.
Всеобщая декларация прав человека полностью
вошла в российскую Конституцию.
Подписаны и ратифицированы Россией многие
международные конвенции в области прав
человека, в том числе Европейская конвенция
о защите прав человека и основных свобод,
и Европейская конвенция о запрещении
пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство
обращения и наказания.
Федеральное Собрание приняло вполне
соответствующие европейским стандартам
Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный
кодексы. В новейших российских законах,
в той или иной степени регламентирующих
деятельность государственных органов,
в обязательном порядке присутствуют
нормы, запрещающие дискриминацию граждан
при исполнении должностными лицами своих
обязанностей.
Свобода слова и свобода совести, несмотря
на многочисленные издержки, стали общепринятым
российским достижением в области прав
человека, а выборы, хоть и являются зрелищем
малоприятным, но проходят регулярно в
соответствии с установленными законодательством
демократическими процедурами, при минимуме
замечаний со стороны международных наблюдателей.
За соблюдением прав человека
в России наблюдает избранный
Государственной Думой
Российские граждане имеют возможность
обращаться за защитой в Европейский суд
по правам человека.
В стране около тысячи общественных правозащитных
организаций.
Фактически отменена смертная казнь.
Опросы общественного мнения не регистрируют
сколько-нибудь значительной озабоченности
граждан соблюдением тех прав, борьба
за которые была смыслом жизни советских
диссидентов: свобода передвижения (в
том числе право выезда за рубеж), свобода
слова, свобода совести.
С другой стороны, несмотря на перечисленные
политические успехи прав человека в России,
реальная жизнь большинства граждан по-прежнему
представляет собой сплошную череду больших
и малых покушений на их свободу и человеческое
достоинство. Созданная в ходе реформ
государственная система гарантий соблюдения
прав человека пока малоэффективна, а
зачастую и просто беспомощна. В России
по-прежнему и незаметно для самих себя
все не уважают права всех, а человеческое
достоинство и свобода, несмотря на очевидную
и формально признаваемую моральную ценность,
остаются на периферии «оссийской ментальности».
Права человека в России даже не нарушают,
их просто не замечают.
Главное в решении проблемы защиты прав
человека на данный момент - не только
теоретическая разработка и закрепление
прав и свобод, а создание необходимых
условий, гарантий и механизмов для их
реализации. Важно также устранить прямые
нарушения прав, причины их порождающие;
поставить силу закона на пути злоупотреблений
и произвола в отношении граждан; упрочить
их защиту, ее организационное обеспечение
4. «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти?»
Это высказывание принадлежит: а) – Канту
5. Позитивное право
Позитивное право — официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве. Позитивное право исходит главным образом от государства, его властных структур: оно сконструировано по образу и подобию государства, отражает интересы и волю тех групп и слоев общества, которые оно преимущественно представляет и охраняет; позитивное право имеет официально-документальную форму выражения, воплощается в законах, иных нормативных правовых актах; позитивное право — это право, сведенное исключительно к закону.
Позитивное право возникает вместе с государством. Возникшее государство (публично-территориальная организация власти), стремясь навязать волю правящего слоя (класса, группы) всему обществу, издает акты, в которых выражает эту волю в общеобязательных, с формально-юридической точки зрения, определенных установлениях (правилах поведения, или нормах права). Совокупность таких установлений (правовых норм), содержащихся в принимаемых государством и его органами нормативных правовых актах, и есть позитивное право. Будучи обеспечено принудительной силой государства, позитивное право длительное время выступает главенствующей нормативной системой регулирования.