Карл Маркс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 20:54, доклад

Краткое описание

1.Краткий биографический очерк(основные этапы творчества)
Бесспорно, Карл Маркс - одна из самых величественных и трагических фигур в новейшей истории. По признанию и сторонников, и противников, он был гениальным мыслителем, оказавшим наиболее мощное влияние на судьбы человечества в XX веке. Карл Маркс (1818-1883) — немецкий политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире в семье адвоката, воспитывался в культурной, доброжелательной среде. (В 1819 году их семья переехала в новый до и теперь на этом месте установлена памятная плита). В 1830-1835 годах Карл посещал гимназию Фридриха-Вильгельма города Трир, которую закончил в 17-летнем возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

Карл Маркс.docx

— 25.69 Кб (Скачать файл)

                                      Карл Маркс

1.Краткий биографический  очерк(основные этапы творчества)

Бесспорно, Карл Маркс - одна из самых величественных и трагических фигур в новейшей истории. По признанию и сторонников, и противников, он был гениальным мыслителем, оказавшим наиболее мощное влияние на судьбы человечества в XX веке. Карл Маркс (1818-1883) — немецкий политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире в семье адвоката, воспитывался в культурной, доброжелательной среде. (В 1819 году их семья переехала в новый до и теперь на этом месте установлена памятная плита). В 1830-1835 годах Карл посещал гимназию Фридриха-Вильгельма города Трир, которую закончил в 17-летнем возрасте. Затем он получил юридическое образование сначала в Боннском, а затем в Берлинском университетах. Вся его жизнь и жизнь близких ему людей была подчинена научному творчеству и революционно-практической деятельности.

По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Он собирался преподавать философию в Боннском университете, проектировал издание при участии Л.Фейербаха журнала под названием «Архив атеизма», хотел писать работу о христианском искусстве. Но реакционная политика правительства заставила Маркса отказаться от учёной карьеры. В это время рейнские радикальные буржуа основали в Кёльне оппозиционную газету «Rheinische Zeitung-Рейнская газета» (начала выходить 1 января 1842 года)

В 1842-1843 гг. Карл Маркс работал журналистом и редактором этой газеты. К началу января 1843 года в своих статьях Маркс почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией. Так в марте 1843 года газету закрыли. В июне 1843 года  Маркс женится на аристократке Женни фон Вестфален.

Молодая семья переезжает в Париж в конце октября 1843 года, где Маркс подружился с  Фридрихом Энгельсом. Именно Энгельс обратил внимание Маркса на положение рабочего класса. 

В 1845 г. по настоянию прусского правительства его выслали из Парижа, и он переехал в Брюссель.(куда переехал и Энгельс).

В 1848 г., бельгийское правительство арестовало и выслало его. Маркс вернулся в Париж, где сформировал новый ЦК Союза Коммунистов.

В апреле того же года Маркс и Энгельс отправились в Кёльн, где Маркс был главным редактором "Новой рейнской газеты". В мае 1849 года прусское правительство закрыло газету и выслало Маркса. Он вернулся в Париж, оттуда в августе 1849 г. вынужден был переехать Лондон,  где жил до самой смерти и создал свои главные экономические произведения, включая «Капитал». Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы, Маркс с семьёй жил исключительно за счёт постоянной финансовой поддержки Энгельса и случайных заработков от написания статей в газеты.  С 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс является сотрудником газеты «Нью-Йорк дейли трибюн»

Ему удается подготовить работу “К критике политической экономии”, и в 1859 г. она была опубликована. 

В Лондоне Маркс вел активную общественную деятельность. В 1864 году он организовал «Международную рабочую ассоциацию - первую массовую международную организацию рабочего класса.  В 1872 году в условиях нарастающей реакции, Первый Интернационал переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен на Филадельфийской конференции. Все попытки восстановления организации не увенчались успехом. Однако Второй Интернационал, в который входили левые партии Англии, Франции, Германии, Испании и многих других стран Европы, был учреждён через 6 лет после смерти Маркса, в1889 году, как преемник Первого Интернационала.

В мае 1867 года вышел в свет первый том «Капитала». Карл Маркс умер в Лондоне в 1883 году в возрасте 64 лет.

2-й (1885) и 3-й (1894) тома «Капитала» были изданы Энгельсом после смерти Маркса.

 

***Трудовая теория стоимости. Понятие эксплуатации лежит в  основе теории прибавочной стоимости. Часть продукта труда, безвозмездно  присваиваемая владельцем средств, измеряется прибавочной стоимостью. Предположим, рабочий день составляет  десять часов. В течение части  его, скажем в течение шести  часов, рабочий будет производить  товары, стоимость которых равна  стоимости его существования. В  течение четырех остающихся часов  рабочий будет создавать прибавочную  стоимость, которая и присваивается  капиталистом. Таким образом, прибавочная  стоимость — это не что иное, как стоимость, остающаяся после  того, как из общей стоимости  произведенного работником продукта  вычтена стоимость воспроизводства  его рабочей силы — необходимая  стоимость, измеряемая при капитализме  заработной платой.***

 

 

 

 

 

2.Общая характеристика  социологического учения

В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней ни относиться, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.

Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К.Марксом в середине - второй половине XIX века. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства. Это, прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. 

К.Маркс стремился развить строго объективную, основанную на исторических фактах, теорию общественного развития. Важной сферой он считал экономику - сферу материального производства. Как утверждал Маркс, в процессе производства люди выступают в определенные социальные отношения. Носителями таких производственных отношений являлись большие группы людей, социальные классы. Согласно Марксу, во всех человеческих обществах, за исключением первобытного, существовало различие между двумя основными классами. Во-первых, это класс, обладающий собственностью на средства производства, и занимающий в обществе господствующее положение. Во-вторых, класс, не имеющий собственность.

Как утверждал Карл Маркс, диалектическая борьба между такими классами являлась движущей силой общественного развития. Но в современном  капиталистическом обществе он также выделял два основных класса: класс крупных собственников (буржуазию) и класс наёмных рабочих (пролетариат).

Главное в марксизме - учение о диктатуре пролетариата. Историческая миссия пролетариата заключается в разрушении буржуазного строя, в создании бесклассового коммунистического общества. Освободительное движение рабочего класса с неизбежностью ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата – необходимого условия для построения социализма.  

Главными факторами функционирования и развития общества являются экономические. Природа есть преимущественно предмет труда, которую общество с помощью развивающейся технологии превращает в материальные блага. Сознание, а вместе с ним мораль, религия вторичны, зависимы от экономической жизни. «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Из этого принципа вытекают другие положения материализма.

 

3.Основные понятия

В рамках материалистического понимания истории Маркс создает типологию обществ, классифицируя их по общественно - экономическим формациям. Общественно-экономическая формация — это конкретно-исторический тип общества, главнейшей характеристикой которого является тип господствующих в нем производственных отношений. Понятием «формация» Маркс охватил весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически определенного этапа социального развития. Смена формаций происходит, по Марксу, вследствие разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями в результате усиления классовой борьбы и осуществления социальной революции.

Согласно материалистическому пониманию истории, важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материальные и другие потребности. В конечном счете «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Он в разной степени воздействует на развитие указанных сфер жизни общества. В этом смысле способ производства выступает как материальная основа существования и развития общества — системообразующее начало, связывающее в единое целое все проявления общественной жизни.

Способ производства предстает как единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений. К производительным силам относятся прежде всего сами люди с их знаниями, навыками и опытом производственной деятельности, а также применяемые ими средства производства — орудия и предметы труда, производственные здания, сооружения, источники энергии, транспортные средства и т.д. Производственные отношения — это те отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности. Прежде всего, это их отношения по поводу средств производства. В зависимости от того, кому они принадлежат, разные люди занимают различные места в процессе производства, скажем, одни будут хозяевами производства, другие — наемными работниками. Производственные отношения проявляются также в обмене деятельностью между людьми, который реализуется на базе существующего разделения труда и отношений собственности на средства производства. Наконец, производственные отношения — это отношения людей по поводу распределения созданного общественного продукта, его обмена и потребления, содержание которых определяется, в конечном счете отношениями собственности на средства производства.

Необходимо способствовать внедрению таких форм производственных отношений, которые реально способствуют росту производства и тем самым повышению жизненного уровня народа. Разумеется, для социологии остается важной задача выявления наиболее сильных мотивов производственной деятельности людей, а также формирования у всех работников соответствующей системы ценностных ориентации.

Показав роль и значение материального производства в жизни общества, марксистская социология в немалой степени способствовала научному анализу исторического процесса, его объективных законов. Речь идет об объективных законах развития самого материального производства и его воздействии на другие стороны общественной жизни, общества в целом. Открытие и анализ данных законов существенно ускорили переход от идеалистического понимания истории к ее материалистическому пониманию.

Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические.

Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Это прежде всего их экономические, производственно-технологические отношения, а также их материальные отношения к природе.

К идеологическим отношениям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные отношения между людьми.

 

 

 

Согласно взглядам Маркса, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия, или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего. По Марксу, ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Маркс приводит такую последовательность: на смену рабовладению приходит феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм — социализмом и, наконец, социализм — коммунизмом (высшей стадией развития общества).

Важным социокультурным следствием капиталистических отношений, на котором акцентировал внимание Маркс, является отчуждение — утрата полноты человеческого, культурного, личностного бытия перед лицом накопления капитала. Обезличивание касается как наемного работника — пролетария, от которого в труде отчуждается не только продукт, но и сама человеческая сущность, так и капиталиста, для которого все богатство и разнообразие культурной и общественной жизни сводится к погоне за прибылью.

Согласно Марксу, политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Как раз-таки ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - теория, согласно которой экономический базис общества детерминирует все др. стороны его жизни.

 Экономический базис  общества — способ производства  материальных благ и классовая  структура — влияет на формирование  всех социальных институтов. Когда один класс распоряжается самыми насущными средствами, с помощью которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается «система рычагов», необходимых для формирования в собственных интересах прочих аспектов институциональной жизни — надстройки. Однако экономическая система воздействует на надстройку не односторонне. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. Маркс полагал, что, когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй — коммунизм.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ВЗГЛЯДЫ

 

Основными социологическими идеями Карла Маркса являются в экономике – теория прибавочной стоимости, в политике – теория классовой борьбы.

ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ

Рассмотрим теорию прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость есть разница между стоимостью, создаваемой трудом наемного рабочего, и стоимостью его рабочей силы. Предприниматели (капиталисты) получают ее тогда, когда созданные трудом наемных рабочих товары будут реализованы и сумма денег, полученная от их продажи, превысит его затраты на производство этих товаров. Таким образом, предприниматель (капиталист) получит свой доход после завершения кругооборота капитала. Доход капиталиста выступает как разница между продажной ценой товара и суммой капитала, затраченного на его производство, как порождение капитала.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА

Как утверждал Маркс, в процессе производства люди выступают в определенные социальные отношения. Носителями таких производственных отношений являлись большие группы людей, социальные классы. Маркс говорит лишь о двух основных общественных классах: класс собственников на средства производства и класс тех, кто не имеет собственности. Главным своим открытием, которое даёт ключ к пониманию теории классового деления, Маркс считал двойственный характер труда (исполнительский и организаторский труд), великое таинство социального расчленения людей.

Информация о работе Карл Маркс