Как
уже говорилось, в основание родовой
жизни человечества Маркс помещает
праксис — активность преследующего
свои цели человека. Действуя, созидая
и разрушая, люди творят мировую
историю. Жесткие скрепы и ограничения
в достижении этих целей созданы
самими же людьми — это приобретшие самостоятельность,
отчужденные и овеществленные результаты
человеческой активности.
Они
не носят трансцендентного или
сверхъестественного характера.
Для Маркса вообще чужда мысль
о каких бы то ни было
внечеловеческих факторах истории. Концепция
мирового духа (Weltgeist) у Гегеля или гипотеза
о божественном предопределении в религиозном
сознании — все это для Маркса не более
чем философско-религиозные метафоры,
выражающие сложность человеческого праксиса,
сочетание в нем величайшей свободы творящего
человека и непреодолимых сил создаваемого
им же отчуждения. И все же отчуждение
Маркс понимает как социальное, историческое.
Это значит, что субстанция творящей активности,
конечно, способна преодолевать все наличные
формы отчуждения, как бы растворять их.
"Застывшие формы" человеческого
отчуждения временны, относительны, историчны,
их преходящий характер для Маркса не
подлежит сомнению. Можно отметить, что
ближе к концу жизни это понимание временной
ограниченности исторических форм социального
отчуждения у Маркса даже усилилось (что
было связано, скорее всего, с исследованиями
по всемирной истории) и привело к презрительному
отношению к современному ему (затем и
нам) "капиталистическому" строю
(...если рассматривать его исключительно
с точки зрения возможного времени существования,
его вряд ли стоит принимать в расчет в
жизни общества).
В сочинениях
Маркса в различных вариантах
повторяется единая философско-историческая
(историософская) схематика, согласно
которой вся история человеческого отчуждения
и его ликвидация укладываются в три ступени.
Первая ступень — отношения "личной
зависимости", при которых социальное
отчуждение огромно и всесильно. Индивид
здесь либо лично полностью зависим, либо
целиком ограничен узкими рамками господствующих
над ним социальных общностей. Это — ранние
фазы истории- когда нет единства человечества
и "производительность людей развивается
лишь в незначительном объеме и в изолированных
пунктах"11. Вся история традиционных
обществ до появления современного индустриального
общества подпадает у Маркса под данную
категорию. Вторая ступень — отношения
"личной независимости" ("...вторая
крупная форма, при которой образуется
система универсального общественного
обмена веществ, универсальных отношений,
всеобщих потребностей и универсальных
потенций". Это современное Марксу (и
нам) общество индустриального типа, с
мировым информационным и финансовым
рынками, наемным трудом и правовым обеспечением
личной свободы индивида. Господство социального
отчуждения на второй стадии мировой истории
наиболее наглядно воплощено в деньгах.
("Свою общественную власть, как и свою
связь с обществом, Индивид носит с собой
в кармане"). Деньги — вещь, или вещная
форма социального отчуждения. Поэтому
у Маркса в характеристике второй исторической
ступени постоянно встречается указание
на сочетание личной независимости с вещной
зависимостью, "овеществлением" (Verdinglichung),
причем речь идет часто не только о деньгах,
но и о других социальных феноменах. На
второй ступени человечество накапливает
силы для перехода к третьей ступени, к
стадии "присвоения" человеком всех
накопленных человечеством сил и потенций.
Марксово понятие "присвоение", "делание
своим" (Aneignung) на русском языке не привилось,
ибо звучит плохо, неудобно. Дело в том,
что и в немецком, и в русском языках в
словах "получение в собственность",
"делание своим", "присвоение"
равно соединены меркантильный и личностно-индивидуальный
смыслы понятия "собственность".
У Маркса речь идет о превращении человека
из подчиненного отчужденным результатам
собственной деятельности в господина,
властвующего над этими результатами.
Не человек должен подчиняться отчужденным
сущностям (разделению труда, государственным
институтам, деньгам, репрессивной морали,
религиозным фетишам, идеологическим
иллюзиям), а наоборот, все это должно быть
преобразовано и поставлено на службу
человеку, индивидам, людям в их личностной
уникальности. Вместо "частичного",
"абстрактного" индивида, изуродованного
существующим социальным отчуждением
(наиболее действенным на индивидуальном
уровне в форме разделения труда), должен
развиваться человек-индивид "универсальных
потенций", воплощающий в себе все накопленные
культурные творческие потенции рода,
его умения, знания, таланты. Для общества
это — будущее, которое подготавливается
уже на второй ступени развития человечества.
"Свободная индивидуальность, основанная
на универсальном развитии индивидов
и на превращении их коллективной, общественной
производительности в их общественное
достояние", — так характеризует Маркс
третью ступень, которая должна стать
концом "предыстории" человечества.
Основной
конструктивный принцип, который
Маркс использовал для создания
своей философской концепции
истории, широко известен: это
гегельянское "отрицание отрицания".
Но Маркс вовсе не старается ученически
применять "отрицание отрицания",
а строит несколько измененную философскую
конструкцию. Как известно, главное в "отрицании
отрицания" — это идея самодвижущегося
и самопреобразующегося в этом движении
объекта (неважно какого — от зерна до
универсума и мирового духа). А затем —
триадический ритм, хотя последнее уже
менее принципиально, так как Гегель иной
раз отказывался от педантической триады
и строил "четверицы". Эти два момента
присутствуют в Марксовой конструкции
истории. В праксисе человек (люди, .индивиды)
является своего рода "самодвигателем".
Не признавая, как мы говорили, никаких
внешних "движущих" сил, Маркс полностью
отдает приоритет активности людей, практически
действующих и тем самым как бы толкающих
вперед человечество, преодолевая его
относительно стационарные, косные или
закрепленные формы. Место, прежде отводимое
Богу или мировому духу, функцию энергийного
импульса в историческом движении теперь
получают люди, "эмпирические индивиды".
Они — то, что философы именуют субъектами
истории, хотя Маркс несколько двойственно
изображает (или выражает в философских
абстракциях) данный субъект: это и "человечество
вообще", и даже просто категория "Человек",
и разработанная в полемике со Штирнером
категория "эмпирические индивиды".
Мысль об активности и первичности праксиса
в равной мере обосновывается Марксом
на всех этих уровнях, иногда даже с учетом
стандартной для гегелевской школы диалектики
единичного и всеобщего.
Итак, люди
и их праксис выполняют у
Маркса философскую роль того, что Гегель
называл "принципом отрицательности"
в истории. Их история, их преобразующий
праксис проходят последовательно по
трем ступеням или трем фундаментальным
историческим формам. ("Форма" и "формация"
иногда у Маркса различаются, иногда используются
как синонимы.) Люди, по Марксу, становятся
людьми, как только они начинают практически
выделять себя из природы, т. е. когда они
начинают "производить собственные
условия жизни". Производящий праксис,
по сути, начинается с "инструментальной
деятельности" (по выражению Ю. Хабермаса),
что сопровождается выделением семьи
и, следовательно, разделением труда между
полами и затем выделением особой формы
деятельности — духовной. Очевидно, что
мы имеем дело с довольно условно намеченной
границей между уходящей в даль "древностью"
как предысторией, а исторически — с крайне
неопределенно намеченным "началом"
первой для Маркса исторической формы
общества. Немудрено, что с развитием этнологии
Марксовы представления оказались неверными,
а пределами Марксовой филрсофско-исторической
конструкции оказался целый мир — родовой,
общинный, племенной жизни-человечества.
Заключительный
член триады еще более разомкнут
и открыт содержательным истолкованиям
и уточнениям. Речь идет о будущем.
Его пока нет, и Марксовы размышления
в 1844 г. об "общественном" человечестве,
о мире "без отчуждения" — без собственности,
без денег, без "труда", а только с
досугом, "свободным временем" как
единственным мерилом человечности, без
социального разделения труда — носили
столь же неопределенный характер, что
и суждения о неизвестном прошлом. Таковыми
же они остаются и в конце XX в., почему Марксову
философию не без оснований упрекают в
утопизме. Итак, начало и конец триады
у Маркса только формально "закруглены",
как того требует гегелевская традиция,
а на самом деле они разомкнуты, уходят
к убегающим горизонтам неизвестного
"доисторического" бытия людей. Поскольку
"начало" и "конец" триады у Маркса
разомкнуты во времени, неопределенны
и как бы оставлены на доработку, то основное
внимание уделено "середине" — живой
и известной истории человечества, от
первых письменных памятников до современности.
Методологически это отвечает традиции,
ибо середина — "средний термин"
по аристотелевской силлогистике, учтенной
и в гегелевской триаде, — истина крайних.
Мир отчуждения, или реальная история,
у Маркса также разбит на триады. Речь
идет о глобальной триаде: "античность-феодализмкапитализм",
ограниченной, с одной стороны, предысторией,
а с другой — постисторией человечества.
В теоретическом отношении эта триада
объединена общей основой — частной собственностью,
или социальным отчуждением. Движение
собственности, ее изменения в процессе
исторического времени — то, что различает
предшествующие и последующие формы общества.
(А преобразующий праксис, его внутренние
силы или, точнее, деятельность "эмпирических
индивидов" — источник движения, энергийный
импульс, как и во всей истории.) Получается,
что люди, совершенствуя свой праксис,
свою производящую деятельность, волей-неволей
вынуждены совершенствовать и свои отношения,
"формы общения", изменять традиционные
схемы разделения труда и создавать некие
инновационные типы собственности.
Это
механизм смены общественных
форм. Сама "смена" понимается
по схематизму человеческого
отрицания, как мы уже говорили,
но, поскольку речь идет о социуме, Маркс
чаще всего оперирует термином "социальная
революция". Несомненно, правы те наблюдатели,
которые указывают на исходную базу для
суждения по аналогии, — для людей поколения
Маркса таковой базой были исторически
свежие знания о Французской революции
конца XVIII в. В то же время эти представления
вовсе не подходят для характеристики
смены "рабовладельческой" и "феодальной"
форм. Равным образом переход от "феодализма"
к "капитализму" в XIX-XX вв. дал многообразие
вариантов, далеко уводящее от исходного
прообраза (Французской революции). Главная
ограниченность Марксовой концепции философии
истории — в абстрактности, односторонности,
в принципиальной неполноте. Бесконечность
исторического бытия человечества (сколь
бы конечными ни были время и пространство
существования рода человеческого) являет
свое всесилие по отношению к любым интерпретациям
— и в данном случае это именно так. Разнообразие
материала, долженствующего быть "подведенным"
под Марксовы категории "феодализм",
"капитализм", потребовало структурной
организации, иначе история этих общественных
форм выглядела бы набором исключений
из истории, "внеисторических" случаев.
Поэтому в текстах Маркса (и Энгельса),
начиная с 1845 г. до конца жизни, повторяется
как заклинание мысль о том, что всю мировую
историю нужно изучать и писать заново
— исходя из достигнутого Марксом общефилософского
подхода, общего взгляда на историю человечества.
Но, конечно, даже реализация данной установки
привела бы только к тому же самому итогу,
к демонстрации несовместимости эмпирии
исторического бытия и философско-исторических
схематизмов.
В массовое
сознание, как это нередко бывает,
вошел наиболее идеологизированный
вариант Марксовой философии
истории. Для него характерны
представления о материальном, промышленном
производстве как субстанции истории,
об эксплуатации как эквиваленте социального
отчуждения, о более дробной иерархии
исторических форм на необходимом пути
к бесклассовому обществу, о классовой
борьбе как движущей силе истории. Хотя
этот вариант родствен исходным идеям
Маркса об отчуждении и эмансипации человечества,
но более близок к обыденному сознанию
и политическому праксису XIX—XX вв. Некритичность
и позитивизм традиционных марксистких
представлений — что было источниками
их долгой популярности и влияния, а затем
и разочарования в марксизме, — состоит
в примирении с наличными типами социального
радикализма. Маркс (а еще более — его
последователи) доходят до наделения их
некоей суперисторической силой и эффективностью.
Но таковы ли они? Мобилизационная действенность
марксистского идеологического выражения
радикалистских реальностей XIX-XX вв. (движение
пролетариата) оказалась достаточно высокой.
Например, концепция исторических формаций
и по сей день привлекательна для части
массового сознания. Абстракции "капитализм",
"социализм" и др. еще и сейчас используются
для введения в политический праксис эффективных
ценностных ориентации. Однако характер
общества меняется, устаревает и идеология.
Впрочем, на этом уровне рассмотрения
философии истории Маркса мы уже выходим
за пределы собственно философского знания;
это должно быть изучаемо в рамках истории
массовых идеологий.