Категории диалектики и их роль в познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 00:42, реферат

Краткое описание

Диалектика (греч. − искусство вести беседу) – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин “диалектика” в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и принципы диалектики 5
2. Категории, выражающие преимущественно всеобщие связи бытия 8
2.1. Категории диалектики 8
2.2 Часть – целое. Системность. Структурность 11
2.3. Содержание и форма 13
3. Категории, выражающие преимущественно изменчивость бытия 16
3.3. Сущность и явления 16
3.4. Причина и следствие 18
3.5. Необходимость и случайность 19
3.6. Возможность и действительность 20
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии. Харламов С..doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Следует различать прогрессивные (положительные) и реакционные (отрицательные) возможности. Как и все в мире, возможности развиваются, движутся: одни из них растут, расширяются, другие сокращаются, свертываются.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Категория – это наиболее общее понятие (универсальная форма человеческого мышления), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Т.е. как форма знания - она раскрывает существенные связи объективного мира, как форма познания – она отражает не только связи объективного мира, но и субъекта и процесса их взаимодействия, как форма мышления – она раскрывает связи мыслительных форм субъекта. Категории объективны по содержанию, но субъективны по форме.

Трактовка о соотношении части и целого дополнялась понятием связи и обогащалась категориями «элемент», «структура», «система».

Система – общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию. Элемент – неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов. Структура – это совокупность устойчивых связей объекта (элементов системы), обеспечивающих его целостность.

Содержание – это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма – это структура, организация содержания, причем она не является чем – то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща.

Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела.

Явление – это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления

Явление или группа взаимодействующих явлений, предшествующая другому и вызывающая его, называется причиной. То же явление, которое вызывается действием причины, называется следствием. Причина всегда предшествует следствию, однако следование во времени не является достаточным признаком причины.

То явление или событие, которое при наличии определенных условий обязательно наступает, называется необходимостью. С необходимостью день следует за ночью, одно время года сменяется другим. Необходимость вытекает из сущности, внутренней природы развивающегося явления. Она постоянна, устойчива для данного явления. В отличие от необходимости случайность не вытекает из природы данного предмета, она неустойчива, временна. Но случайность не беспричинна. Ее причина не в самом предмете, а вне его – во внешних условиях и обстоятельствах.

Новое, развивающееся необходимо, но оно возникает не сразу. Сначала создаются лишь определенные предпосылки, факторы для его возникновения, затем эти предпосылки зреют, развиваются, и в силу действия объективных законов вырастает новый предмет и явление. Эти предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем, и получили название возможности. Так, всякий зародыш обладает возможностью развития, превращения во взрослый организм. Взрослый же организм, резвившийся из зародыша, – это уже действительность. Действительность представляет осуществленную, реализованную возможность.

Известно, что в современной науке новые радикальные концепции все более явственно инициируются новыми идеями в философии. Новая трактовка бесконечности лежала в основе появления конструктивистского направления в математике. Появлению теории относительности содействовали определенные философские предпосылки. Политическая экономия социализма и новая концепция социализма явно нуждаются в новых философских идеях. По мере развития фундаментальных наук, роста их теоретического уровня, по мере их фундаментализации значение философских подходов будет резко возрастать. Подлинный расцвет философской культуры мышления ученых еще впереди.

Из всего выше сказанного стоит сделать вывод о том, что категории диалектики играют огромную роль в миропознании и миропонимании и их роль сложно переоценить.

 

 

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 1998.

2. Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), 3. Гегель Г.В.Ф. Соч. М – Л., 1979.

3. Зверев А.М. Генезис и  система парных категорий. − Казань, 2008.

4. Кант И. Критика чистого разума. − П., 1965.

5. Ксенофонт Афинский. Сократические соч. − М.,1975. − С. 167.

6. Молчанов К.В. Философия сама и в непосредственности бытия // Философские исследования. − 2005. − №2.

7. Молчанов К.В. Сферы и этапы развития философии в бытии. // Новейшая философия // Философские исследования. − 2006. − №3-4.

8. Молчанов К.В. Современная экономическая философия и обоснование нового модернизационного проекта развития России. − М., 2006.

9. Молчанов К.В. Философия сама. Диалектическая философия. Новейшая философия // Философские исследования. − 2007. − №1.

10. Молчанов К.В. К вопросу о структурности методов диалектической философии // Философские исследования. − 2007. − №3-4.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. − С.21., 1957.

12. Наш современник. − 1991. − №12. − С.169.

13. Спирин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 1999.

14. Философия: Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.

15. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. − М., 1957.

 

 

 

 

 

1 Ксенофонт Афинский. Сократические соч. − М.,1975. − С. 12.

2 Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), 3. Гегель Г.В.Ф. Соч. М – Л., 1979. С. 23

3 Кант И. Критика чистого разума. − П., 1966. С.66

4 Зверев А.М. Генезис и система парных категорий. − Казань, 2008. С 28

5 Наш современник. − 1991. − №12. − С.102.

6 Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), 3. Гегель Г.В.Ф. Соч. М – Л., 1979. С. 74

7Философия: Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001, с98

8 Энгельс Ф. Анти-Дюринг. − М., 1987. С 54

9 Молчанов К.В. Философия сама. Диалектическая философия. Новейшая философия // Философские исследования. − 2007. − №1.


Информация о работе Категории диалектики и их роль в познании