В начале IV в. до н. э.
некоторыми учениками Сократа
были основаны философские школы.
Одной из таких школ стал
кинизм. Основатель школы Антисфен
Афинский, развивая принципы учителя,
стал утверждать, что наилучшая
жизнь заключается не просто
в естественности, а в избавлении
от условностей и искусственностей, в
свободе от обладания лишним и бесполезным.
Антисфен утверждал, что для достижения
блага следует жить «подобно собаке»
Их идеи были оформлены как система
именно школой кинизма:
Аскесис способность
к самоотречению и перенесению трудностей.Предельное
упрощение; предельное ограничение своих
потребностей; отстранённость от того,
что не является предельно необходимым
по функции человека как живого существа;
«сила духа, характера».
Апедевсия
способность к освобождению от догм
религии и культуры.Отстранённость от
культуры и общества. Киники считают, что
культура (в частности, письменность) делает
знание мёртвым; таким образом, необразованность,
невоспитанность и неграмотность считаются
добродетелью.
Автаркия
способность к независимому существованию
и самоограничению. Независимость и самостоятельность,
отказ от семьи, отказ от государства
Кинизм как философская
система и соответствующий ей
поведенческий стереотип — явление
античное, чисто греческое, возникшее
на крутых поворотах истории Афин конца
V — начала IV в. до н. э., результат тогдашнего
кризисного развития и разочарования
низов в конвенциональных ценностях рабовладельческого
общества. Типологически сходные исторические
ситуации, связанные как с эпохами подъема,
так и упадка, влекущего за собой шлейф
разочарований и переоценки привычных
ценностей, порождают аналогичные настроения,
идеи, сходные формы их претворения в практическую
жизнь и типы поведения. В кинизме. например,
мы сталкиваемся с идеализацией естественного
состояния и созерцательной самоудовлетворенностью,
с идеей внутренней свободы.
Аналогично
нищие босяки—клошары Франции,
«рассерженные молодые люди»
в Англии, совсем недавно наводнявшие
мир битники и хиппи или современные теоретики
и практики «сексуальной революции» не
ходили в киническую школу и не читали
шестую книгу Диогена Лаэртского (ученик
Антисфена, основателя школы киников.),
хотя кое в чем, не сознавая того, и повторяли
кинические зады.
Кинизм — исторически закономерный
комплекс идей и действий, специфическими
средствами выражавший живой
протест, в реальных условиях
эллинизма не тормозивший социальный
прогресс. Питая праведный гнев ко всякого
рода несправедливостям своего времени,
киники видели только теневые стороны
самих форм государственной жизни, упорядоченности,
правопорядка, законности и ограничений,
налагаемых обществом на личность. Наблюдая,
как современная им культура и просвещение
используются главным образом в интересах
правящей элиты, они пришли к ложному выводу,
что научные достижения и блага цивилизации
лишь усугубляют неравенство и несправедливость,
уродуют человека и способствуют его дальнейшему
отходу от некогда блаженной жизни «в
согласии с природой». Неокинические
элементы накладывают свой отпечаток
на буржуазное сознание начиная с XVIII века.
В них находит свое выражение сдержанное
отношение буржуазного чувства жизни
к политике — как к абстрактной, насильственно
вознесенной на ложные высоты форме жизни.
Ведь политика и вчера, и сегодня более,
чем когда-либо, похожа на то, как ее воспринимали
киники распадающихся греческих городских
сообществ: на вынужденно агрессивное
отношение людей друг к другу, на сферу
вызывающих опасения карьер и сомнительных
амбиций, на механизм отчуждения, на область
войны и социальной несправедливости