Китайская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 21:16, доклад

Краткое описание

Главный интерес китайской философии - это отношение между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Китайская философия

Главный интерес китайской  философии - это отношение между  обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит  на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии.

Возраст китайской философии  более 2,5 тысяч лет. Двумя основными особенностями китайского национального характера являются обращенность к проблемам мира, в котором человек живет, и преимущественная нацеленность на исследование взаимоотношений людей. Китай соседствует с Индией, и часто мудрость обоих великих народов объединяют, говоря о философии Дальнего Востока. Китайская культура исходит из того, что «рождение – начало человека, смерть – его конец…Смерть наступает один раз, человек не возвращается». Китайская мысль создает учение о двух противоположных началах – «ян» и «инь», господствующих в нашем мире.

Китайские философы, равно  как и их коллеги из других регионов, пристальное внимание уделяли единству мира. В этой связи вводилось представление тянь (небо) дао (закон измерения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы), в  другом – по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь – безличная, сознательная, высшая сила. Дао – закон изменения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее по сравнению с западной и индийской философией они приглушены.

Состояние всеобщего  благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, почувствовать дао.

Соблюдать дао – это  означает, по Конфуцию, быть не низменным  человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь – человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчивым; чжи – мудрость, интеллект; и – следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье (отец – сын, муж – жена, старший брат – младший брат) и на службе (старший – младший, начальник – подчиненный); ли – послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо – покорность воле родителей.

Три величайших мыслителя  Древнего Китая, покрытый ореолом таинственности Лао-Цзы, всеми почитаемый Конфуций и мало кому ныне известный Мо-цзы.

Лао-Цзы – прозвище, означающее «старый учитель». Известно, что он был хранителем императорского архива Чжоуского двора –величайшего книгохранилища Древнего Китая. Младший современник Лао-Цзы Конфуций отдает традиционную для китайской культуры дань Небу как творцу всех вещей и призывает беспрекословно следовать судьбе, но главное внимание уделяет сознательному конструированию необходимых для нормального функционирования общества социальных связей.

 Примат нравственности, проповедуемый Конфуцием, определялся  стремлением китайского духа  к устойчивости, спокойствию и  миру. Учение Конфуция посвящено  тому, как сделать счастливым  государство через рост нравственности прежде всего высших слоев общества, а затем и низших.

Конфуций видел осуществление  своей программы в умело организованном процессе образования и воспитания молодых. Его влияние на китайскую  историю часто сравнивают с влиянием Сократа на Западе.

Сходство между Лао-Цзы и Конфуцием в том, что оба они в соответствии с архетипом китайской мысли искали постоянства, но Лао-Цзы нашел его в недеянии, а Конфуций – в постоянстве деятельности – ритуале. Общим был призыв к ограничению потребностей. Различие же между ними в том, что они считали более важным. Но Лао-Цзы писал о человеколюбии, и Конфуций сказал: «Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть».

Современник Сократа  Мо-цзы, отождествлял мудрость и добродетель, а своей проповедью любви был  близок Христу. Лао-Цзы и Конфуций подчеркивали значение воли Неба как высшей силы. По Мо-цзы, события нашей жизни зависят не от воли Неба, а от прилагаемых человеком усилий. Однако Небо имеет мысли и желания. «Следовать мыслям Неба – значит следовать всеобщей взаимной любви, взаимной выгоде людей, и это непременно будет вознаграждено. Выступления против мыслей Неба сеют взаимную ненависть, побуждают причинять друг другу зло, и это непременно повлечет наказание.

Взгляды Мо-цзы были очень  популярны в 4-3 вв. до н. э., но потом реализм Конфуция всё же победил в практичной душе китайца. Конфуций занял место между Лао-Цзы, с его недеянием, и Мо-цзы, с его насилием; и его концепция оказалась «золотой серединой» между пассивностью и экстремизмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия жизни Фридриха Ницше

Фридрих Ницше замыкает своей философией 19 век. Его воззрение  – яркая реакция на философию  Нового времени, прежде всего на логоцентризм. Сущность вещей, считает Ницше, это  не научная или моральная, а слепая воля к власти. Все слабое Ницше презирает, а все сильное воспевает. Симпатии Ницше на стороне сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы. Лозунг Ницше – живи опасно.

Ницше – прекрасный филолог  и музыкальный импровизатор. Все  это переплавляется у него в своеобразную философскую форму, где яркие литературные эссе, проповеди, афоризмы, декларации, написанные подчас в музыкальных ритмах, то и дело противоречат друг другу. Ницше разрушает нововременной логоцентризм. Старые ценности его не устраивают. Науку он ставит не слишком высоко. Довольно часто «воля к истине» есть лишь выражение бессилия «воли к творчеству». Само понятие истины Ницше ставит под сомнение. Откуда известно, что истина есть? Человек интерпретирует, но не ради истины, а реализуя свое стремление к власти. Ницше решительно выступает против «малокровных» идеалов христианства, морали, науки.

Кажется, что Ницше  разрушил все ценности Нового времени. Но…»бог умер; и мы хотим –  пусть живет сверхчеловек. На место  Бога Ницше ставит человека, но это  и есть главное положение философии  Нового времени. Ницше не отказался  от философии Нового времени и  вместе с тем многое в ней разрушил. Он мечтал «о неслыханном синтезе», но осуществить его не сумел. Философия Ницше венчает собой философию Нового времени.

Воли к власти Ницше  придает значение, выходящее за пределы  жизни, рассматривает ее как космическое  начало, основу и движущую силу мирового прогресса. Один из источников идей Ницше – дарвинизм в мальтузианском русле. Как мальтузианство видело в рождении людей опасность перенаселения планеты, так Ницше видит в культуре упадок «высшего типа человека».

Ницше считал, что возвышенные идеи есть не что иное, как «завуалированное» зверство, где за добрыми словами скрывается воля к власти, которая у людей слабых проявляется как воля к свободе, у более сильных – как воля к большей власти, и если безуспешно, то как воля справедливости, у самых сильных – как любовь к человечеству, которой прикрывается стремление к подавлению чужой воли. Взамен христианской «морали рабов» Ницше провозгласил «мораль господ», не знающую жалости и сострадания, по которому сильному позволено все.

Ницше умер в 1990г., на пороге Новейшего времени – 20 века. Не стало  альпиниста, но осталось его дело. Философское  восхождение продолжалось, впереди, в серебристых облаках уже  виднелись новые вершины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия эпохи  Возрождения

В 16 веке  начинается двухвековая  эпоха Возрождения. В Средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек назывался антропосом).

В философии эпохи Возрождения два центра – Бог и человек.

Эпоха Возрождения является переходом от средних веков к  Новому времени.

Основные идеи возрожденческой философии

Сдвиг в сторону  антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец красота. Истоки такого философского интереса во многом определилась переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний.

Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение  выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она  была развита слабо, а искусство  и вместе с ним прекрасное. Главным  объектом искусства становится человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись.

Эстетическое, что в  переводе с греческого означает относящееся  к чувству, доминирует в возрожденческой  философии.

Гуманизм – есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный – о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале.

Наиболее важно при  изучении гуманистических идей данной эпохи обратить внимание на принципиально  новый подход к пониманию места человека в космической иерархии. В отличие от христианской концепции,  в которой божественный и земной миры противопоставляются, а суть человеческого греховного бытия мыслится дуалистически (как противостояние заложенной Богом способности быть бессмертным и вызванного первородным грехом падением в небытие).

Эпоха Возрождения в  целом пытается возвеличить человека, но, замыкаясь на интеллектуализме, она в значительной мере не может  преодолеть созерцательного отношения  к жизни, хотя пытается утверждать принцип активного бытия. Созерцательное отношение особенно выражено в концепциях, ориентированных на неоплатонизм.

Наиболее важно при  изучении гуманистических идей данной эпохи обратить внимание на принципиально  новый подход к пониманию места  человека в космической иерархии. В отличие от христианской концепции,  в которой божественный и земной миры противопоставляются, а суть человеческого греховного бытия мыслится дуалистически (как противостояние заложенной Богом способности быть бессмертным и вызванного первородным грехом падением в небытие).

Эпоха Возрождения в  целом пытается возвеличить человека, но, замыкаясь на интеллектуализме, она в значительной мере не может  преодолеть созерцательного отношения  к жизни, хотя пытается утверждать принцип  активного бытия. Созерцательное отношение особенно выражено в концепциях, ориентированных на неоплатонизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Основы философии  В.А. Канке М.2002г.

2.Философия - классический  университетский учебник, 6-е издание

М. 2011г.

3.Основы философии  А.А. Горелов, 7-е издание М. 2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Китайская философия