Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 07:02, реферат
Аристотель родился в 384 году до нашей эры в Стагире. В связи с ранней смертью родителей, воспитывал мальчика родственник Проксен из города Атарней. В восемнадцать лет, будущий великий философ приезжает в афинскую Академию Платона, где впоследствии остается на должности преподавателя риторики. За годы, проведенные в учебном заведении, он смог отлично изучить основы философии, и написать несколько работ по Платону. Такие трактаты, как «Физика» и «О душе» большинство биографов склонно приписывать именно тому времени. После смерти Платона в 347 году до нашей эры Аристотель покидает Академию. Путь его лежит в Ассу, оттуда в Митилену, на остров Лесбос. Здесь философ становится учителем, посвящая огромную часть своего свободного времени естественнонаучным исследованиям.
Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является её многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Аристотель выделяет этику в особую и притом значительную проблему философии. Учение о нравственной деятельности и нравственных доблестях строится у Аристотеля на основе его объективной теологии, охватывающей весь мир и всю деятельность в нем человека. Есть цель, которую желают только ради нее самой. Такая цель — высшее благо, и раскрывает ее высшая руководящая наука — политика. Человеческая добродетель есть умение, прежде всего, верно ориентироваться, выбрать поступок, определить местонахождение добра. Выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из всего хорошего.
Частная форма справедливости, по Аристотелю, делится на два вида, это распределяющая справедливость и справедливость уравнивающая. Деятельность, сообразная с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души, есть блаженство. Настоящая цель человеческой жизни — не наслаждение, а блаженство.
Блаженная жизнь сообразна с добродетелью, и притом с важнейшей, которая присуща лучшей части души. Деятельность этой части — созерцательная. Деятельность созерцания не только дает блаженство, к ней присоединяется и наслаждение, так как созерцание истины есть самый приятный из всех видов деятельности, сообразных с добродетелью. Разумная жизнь естественна для человека, так как она делает его человеком. Высшей добродетелью провозглашается теоретическое созерцание истины: самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности.
В этике Аристотель развил как образец и как цель блаженной жизни идеал созерцательного постижения истины. Человеческая природа — несовершенна. В силу ее несовершенства жизнь нуждается в ряде благ, которые по отношению к главной цели — низшие и подчиненные. Под богатством Аристотель понимает «накопление хозяйственных благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения». Для него быть богатым означает скорее пользоваться, чем владеть: богатство — действительное осуществление владения, или пользование тем, что составляет имущество. Между крайностями расточительности и скупости лежит средняя мера — щедрость.
«Экономика» — правильный
тип хозяйственной
«Экономика» доставляет семье все, что необходимо для того, чтобы ее члены могли достигать высшей цели — блаженства. В «Политике» рассматриваются различные общественные отношения и оцениваются различные формы государственного устройства. Государство — это «некий вид общения». Государство — высшая форма общения между людьми.
В экономических отношениях Аристотель видит только социальные формы. Все экономические отношения имеют целью только выгоду, и к ней сводятся в них все расчеты. Аристотель выступает как сторонник индивидуальной частной собственности. Выделяет виды собственности общую и частную.
Наибольшая симпатия Аристотеля принадлежала политике. Именно в политике умение повелевать и повиноваться достигается лучше всего.
Задача политика и законодателя — не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа.
Аристотель выдвинул учение об обществе и государстве, при этом различал хорошие и дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу: монархия, аристократия и власть среднего класса, основанная на смешивании олигархии и демократии. Дурными (как бы выродившимися) видами Аристотель считал тиранию, чистую монархию и крайнюю демократию. Он был противником больших государственных образований. Сущность государства, по мнению Аристотеля, такова: государство — это «некий вид общения», государство — только одна высшая форма общения между людьми. Однако не все люди входят в состав государства. К нему не принадлежат, согласно учению Аристотеля, рабы.
Учение Аристотеля оказало огромное влияние на последующее развитие философской мысли. Аристотель развил теорию воспитания «свободнорожденных» граждан. Трем видам души, по Аристотелю, соответствует воспитание, это три взаимосвязанных стороны — физическое, нравственное, умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души — разумной и животной (волевой). Он считал, что общие школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Свое экономическое учение
Аристотель основывал на предпосылке,
что рабство — явление
Взгляд на идеальное государство у Аристотеля отличался от представлений Платона. Платон, в сущности, создавал утопию, его проект не имел шансов бать реализованным. Аристотель отталкивался от анализа описанных им форм государственного устройства полисов, их достоинств и недостатков. По мнению Аристотеля, существовало три вида "правильных" форм правления в государстве: монархия, где власть принадлежит наследственному правителю, аристократия, где властвуют лучшие, демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Однако, по убеждению Аристотеля, недостаток этих "правильных" форм государственного устройства состоит в том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где царят порок и злоупотребления: монархия может выродиться в тиранию, аристократия - в олигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересам общие интересы) , демократия - в охлократию (власть толпы, невежественной и темной) . Поэтому он выдвигал идею формирования "смешанного государства", счастливо сочетающего достоинства демократии, аристократии и монархии. Аристотель называл эту форму государства "политией". Идея "смешанного государства" получила популярность и повлияла, как полагают ученые, на формирование в XVIII веке идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Аристотель, таким образом, сохраняя платоновское убеждения в приоритете интересов общества в целом над интересами личности, в то же время большее значение придавал и интересам личности, ответственности государства перед гражданами. Противоречие Аристотеля с Платоном наблюдается, прежде всего, в вопросе о собственности. В этом споре Аристотель - сторонник личной собственности, а Платон - ее противник. «Трудно выразить словами, - говорит первый, - сколько наслаждения в сознании, что нечто тебе принадлежит...» Все же Аристотель не кидается в крайности, он считает, что идеальный способ пользования собственностью - это тот, который сочетает в себе системы общей и частной собственности. «Собственность должна быть общей только в относительном смысле, в абсолютном же она должна быть частной» Философ утверждает, что, когда собственность будет поделена между людьми, среди них исчезнут взаимные претензии и недовольство. В вопросе о рабстве Аристотель и Платон пришли к заметному единству. Оба в своих проектах идеального государства предусматривают возложение тяжелой производительной работы на плечи бесправного рабства. У Аристотеля рабы исключаются из числа членов общества, обладающих политическими правами они за гранью государства.
Идеал совершенного государства — жизнь в мире и созерцательная активность. В выборе целей необходимо предпочитать более высокие цели, опираясь и отталкиваясь от более низких. Имея целью мир, мы готовимся к войне; работая на пределе, не забываем о свободе как о цели; все полезное — для достижения прекрасного. Этим критерием должен руководствоваться законодатель, не путая средства с целями, удерживая правильное соотношение между способностями души и действиями: важно умело работать и искусно вести войну, но еще более важно уметь отдыхать, жить в мире и создавать прекрасное. Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым. Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей.
Политическое учение Аристотеля
имеет чрезвычайно большую
Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.
Информация о работе Классическая греческая философия. Аристотель