Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:17, доклад
Классическая концепция истины. Являясь самой старой, она гласит: «Истина - это соответствие знаний действительности». Ее сущность исходит из признания познаваемости объективного мира, его отражении в системе знаний.
Классическая концепция истины. Являясь самой старой, она гласит: «Истина - это соответствие знаний действительности». Ее сущность исходит из признания познаваемости объективного мира, его отражении в системе знаний. Не случайно у этой теории истины есть еще ее одно название - «теория корреспонденции». Такой смысл предполагает, что истина является посредником в сферах материального и духовного миров, который корреспондирует их образ в знание. Первыми творцами этой концепции истины стали Платон и Аристотель. Формулировка Платона: «… тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет»2. Близкую к платоновской формулировку приводит его ученик
Аристотель: «… говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть - значит говорить истинное»3. В постантичную эпоху актуальность классической концепции истины не уменьшилась. Наоборот, она стала доминирующей в гносеологии.
Центральным
моментом классической концепции истины
является момент соответствия знаний
действительности. Здесь следует
интерпретировать два понятия, вызывающих
наибольшие затруднения: соответствие
и «действительность». Оба эти
понятия неоднозначны. Так, «соответствие»
можно понимать, с одной стороны,
как отношение между словом-
Встает вопрос, все ли мысли, соответствующие действительности, могут быть квалифицированы как истина? По мнению Э.М. Чудинова, подобная зависимость заключается в специфике логической формы4. Если взять, например, два высказывания: «зеленая чашка», «вакуум», то их логической формой станет понятие. В действительном мире легко можно найти объективное выражение первого высказывания, но не второго. И поскольку второе высказывание не имеет объективного выражения, значит, не может и арактеризоваться в истинностных значениях. Это связано с тем, что по канонам классической концепции не все утверждения являются носителями истинностных значений. Даже более того, есть утверждения, которые нельзя характеризовать ни как истинные, ни как ложные (это бессмысленные корреспонденции).
В классической концепции истины ее главный приоритет (ориентация на соответствие знаний действительности) должен, как полагалось, достигаться достаточно просто: действительность от знания независима, знание же можно привести в соответствие с объектами, знание должно быть логически при этом непротиворечиво и т.д.
Однако
суть этой классической концепции оказалась
не столь очевидной в ее главном
параметре - параметре соответствия.
Можно привести ряд примеров, которые
показывают всю сложность данного
фактора. Один из таких примеров - проблема
природы познаваемой
Следующим примером может служить характер соответствия знаний реальности. Классическая концепция истины ориентирует на такое понимание познавательной деятельности, которое предполагает копирование, отражение и т.д. Но такая форма познавательного процесса преподносится упрощенно, неадекватно. Копирования в чистом виде реально не существует, процесс мировосприятия намного сложнее. Сложность познания проистекает из того, что мировосприятие человека - опосредованно (чувствами, речью, письмом и т.д.). А если так, то очевидно, что язык, являющийся посредником, не копирует, а конструирует мир.
Третьим
примером является проблема критерия
истины. Если человек контактирует
с миром не напрямую, а через
посредничество, то каким образом
можно адекватно оценить
Обозначенные
выше проблемы, привели в вопросе
об истине к двум выводам. Первый - необходимо
усовершенствовать эту