Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:20, контрольная работа
При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами
преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления
опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими
импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте,
Шеллинга, Гете, Фейербаха нашли выражения наиболее значительные идеи
немецкой философской мысли рассматриваемого периода.
Введение
1. «Критическая философия» И.Канта
1. Жизнь и философская деятельность
2. Система «критической» философии
3. Теория познания
4. Этическое учение
2. Система и метод философии Гегеля
1. Жизнь и философская деятельность
2. Философская система
1. Логика
2. Философия природы
3. Философия духа
3. Материализм Фейербаха
1. Жизнь и философская деятельность
2. Антропологический материализм
Заключение
Литература
оно есть небытие, которое есть вместе с тем небытие» (1.5.57-58).
Синтез категорий чистое бытие и ничто дает категорию становления, а от
нее возможен переход к наличному, т.е. какому-то определенному бытию.
Становление можно считать единством небытия и бытия. «Становление есть
неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит в некий спокойный
результат». Такова схема, предлагаемая Гегелем.
Если диалектический процесс возникновения Гегеля стремится выразить при
помощи категории становления, то процесс исчезновения, уничтожения
выражается им при помощи категории снятие. В ней выражается стихийная
диалектика и ее главная черта: тождество противоположностей. В мире ничто
не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления
нового. Эта закономерность отражается категорией снятие, а так же
категорией отрицание, которую Гегель широко применяет в своей философской
системе. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто
отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде,
используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое
отрицание Гегель называет конкретным.
Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный
процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис
– антитезис – синтез. В результате отрицания какого либо положения,
принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний
необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или
отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно
на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного
звена. Все эта конструкция называется триадой.
В философии
Гегеля триада выполняет не
только методологическую
но и функцию самосозидающую. Это не только содержательный принцип, или
закон диалектики, но и способ построения схемы. Вся архитектоника,
структура гегелевской философии
подчинена тройственному ритму,
соответствии с требованиями триады. В целом философия Гегеля делится на три
части: логику, философию природы и философию духа. Это не рядоположенные
части, которые можно поменять местами. Это триада, где каждая часть
выражает закономерны этап диалектического развития. По крайней мере так
считает сам Гегель. Логику он делит так же на три части: учение о бытии,
например включает в себя: 1) определенность (качество), 2)величина
(количество), 3)мера. Качество состоит из трех частей: 1) бытие, 2)
наличное бытие, 3) для-себя-бытие. Бытие это триада: чистое бытие – ничто –
становление. Здесь достигнут предел деления, или триада, состоящая из
категорий, каждая из которых не может быть разложена на триады.
Остановимся на некоторых наиболее важных моментах системы больших и
малых триад. Результатом становления является наличное бытие. В отличие от
чистого бытия это бытие определенное, наделенное качеством. Качество есть
первая непосредственная определенность бытия. Любая вещ отличается от
других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности
вещи не только отличаются друг от друга, но соотносятся между собой.
Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества.
Такой порядок в объеме
соответствует истории
(как и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не
умеют считать, т.е. не знают количественных соотношений.
Синтезом качественной
и количественной
Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение
меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв
постепенности, или качественный скачок.
Гегель решительно
выступает против плоского
лишь постепенный переход от одного качественного состояния к другому.
Гегель убедительно
переходе количественных изменений в качественные и наоборот путем скачков.
Большим научным достижением следует считать положение Гегеля об узловой
линии отношения мер. Достигнув определенной стадии, количественные
изменения вызывают скачкообразные и большей частью внезапные качественные
изменения. Те пункты, в которых происходит качественный скачок, т.е.
переход к новой мере, Гегель называет узлами. Все вещи взаимосвязаны
узловыми линиями, или цепью перехода от одной меры к другой. Развитие науки
и общественной практики подтвердило правильность открытого Гегелем
диалектического закона.
Диалектика перехода
количества в качество
развития всех природных и духовных вещей. Но остается еще более важный
вопрос о движущей силе, импульсе этого развития. И здесь Гегель ищет ответа
не в потустороннем мире, а в самой действительности. Формулирует он этот
ответ в учении о сущности. «Одним лишь блужданием из одного качества в
другое и лишь одним переходом из качественного в количественное и наоборот
дело еще не окончено, а
имеется в вещах нечто
есть прежде всего сущность».
Качество, количество, мера- это категории бытия. Это формы, в которых
мы воспринимаем действительность, и воспринимаем имперически, опытным
путем. Но опытным путем невозможно постичь сущность вещей. Сущность есть
внутренняя основа бытия, а бытие- внешняя форма сущности. Нет чистых
сущностей, они выражаются, проявляются в формах бытия. Сущность есть тоже
бытие, но наиболее высокой ступени. Сущность, как внутренняя причина бытия,
не тождественна с последним, она отлична от него. Иными словами сущность
познается из противоположности непосредственному бытию. Значит познание
должно идти в глубь, вскрывать в явлениях их сущность.
В чем же, по Гегелю, заключается эта потаенная сущность бытия? В его
внутренней противоречивости. Все существующее содержит в себе противоречие,
единство противоположных моментов.
Тождество, единство противоположностей - ключевое понятие логики
Гегеля. «Противоречие – вот что на самом деле движит миром, и смешно
говорить, что противоречиво нельзя мыслить». «Противоречие есть корень
всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе
противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью» (1.1.206).
Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения.
Даже самый простой вид движения- перемещение тела в пространстве-
представляет собой постоянно возникающее и тут же разрешающееся
противоречие. Что то движется не только потому, что оно теперь здесь, а в
другой момент там, но и потому, что оно в один и тот же момент и здесь и не
здесь, т.е. и находится и не находится в данной точке траектории.
Ход рассуждения
у Канта: попытка разума
антиномиям, т.е. к неразрешимым логическим противоречиям. По Канту, следует
признать бессилие разума и непознаваемость мира. Гегель же с этим не
согласен: вскрытие противоречия свидетельствует не о бессилии разума, а о
его мощи. Антиномии не тупик, а путь, ведущий к истине.
Нельзя метафизически
открывать конечное от
непрерывности, свободу от необходимости, и т.д. В этом суть диалектического
способа мышления.
Учение о понятии – третья, завершающая часть логики Гегеля. Здесь он
наиболее резко выражает точку зрения абсолютного идеализма. С этих позиций
философ критикует формальную логику, которая видит в понятии «пустую и
абстрактную форму». «На самом деле все обстоит наоборот: понятие есть
начало всякой жизни, оно всецело конкретно. Это является выводом из всего
проделанного до сих пор логического мышления и не требует поэтому здесь
доказательства». Однако формальная логика формулирует закон достаточного
основания: всякая мысль должна быть доказана или опытными данными,
фактическими, либо при помощи научных и иных логических выводов из уже
доказанных положений. Следовательно, доказательство может быть индуктивным,
либо дедуктивным. Но Гегелю ничего этого не требуется. Понятие и другие
логические формы не являются, как он считает, отражением вещей. Вещи
вторичны, они представляют собой отражение понятий, должны им
соответствовать. А понятия имеют божественное происхождение. Ведь «Бог
створил мир из ничего, или,
иначе выражаясь….мир и
из полноты божественной мысли божественных предначертаний. Этим мы
признаем, что мысль, или, точнее говоря, понятие, есть та бесконечная
форма, или свободная творческая деятельность, которая для своей реализации
не нуждается в находящемся вне материала». Ни понятия, ни суждения, ни
умозаключения не находятся только в нашей голове и не образуются лишь нами.
Понятие есть то, что живет в вещах, понять предмет означает, следовательно,
осознать его понятие.
Все это, конечно, есть абсолютный идеализм : реальные вещи в своей сути-
это понятия, суждения и умозаключения. Однако и здесь есть рациональный
момент: логические формы – не субъективное творение человеческой головы
(хотя, с точки зрения материализма, вне этой головы они существовать не
могут), а отражение закономерностей объективного мира, обычных отношений
вещей. Гегель правильно подчеркивает, что понятия, суждения и умозаключения
представляют собой
особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам, объективному
миру, а затем уже и в силу этого - логическим формам. Применив
диалектический метод к анализу логических понятий, суждений, умозаключений,
Гегель, в отличие от формальной логики, вскрыл диалектику этих форм. Маркс
справедливо считал гегелевскую диалектику основной формой всякой
диалектики, но лишь после очищения ее от мистической формы.
2.2.3. Философия природы.
Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу.
Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом,
природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем
основной вопрос философии, хотя само это выражение им не употребляется. При
этом Гегель пытается отмежеваться от традиционного религиозного
представления о сотворении мира. Абсолютная идея на ступени логики
существует, по его словам, вне и времени и пространства. Не случайно эти
категории отсутствуют в его логике. Как говорит Гегель, неверно рассуждать
о том, что было раньше, а что потом. Выражения «раньше» и «потом» не
подходят для данного случая. Они выражают « чисто логическую» первичность и
вторичность. И хотя Бог у Гегеля не совсем традиционный, а абстрактная идея
мирового разума, он все же не отказывается от христианского догмата о
сотворении мира.
Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап
развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику,
физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто
природный процесс. Дух выходит из природы, прерывая внешнюю кору
материальности как чего- то низшего.
Предвзятая философская система не позволила Гегелю понять как следует
диалектику природы. Как ни странно, великий диалектик не принял передовых
для его времени эволюционных идей в геологии, органической химии,
эмбриологии, физиологии растений и животных. Он называл бессодержательным
эволюционное учение о происхождении более развитых организмов из низших. По
его мнению, все многообразие изменений в природе укладывается в рамках
вечного круговорота. Поэтому «ничто не ново под луной», а многообразная
игра форм природы «вызывает скуку». Лишь в изменениях, которые происходят в
духовной сфере появляется новое.
Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая
логика, будь то диалектика или формальная. Энгельс справедливо называет
бессмыслицей заявления философа о том, что природа развивается в
пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие
всякого развития.
Вопреки этому Гегель высказывает глубокое диалектические догадки,