Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:16, доклад
Символ для нас, во-первых, это то, что не просто соотносится с содержательностью сознания, а та конкретная вещь, которая конкретно и вещественно соотносится с чем-то определенным в содержательности сознания. При таком рассмотрении символ вообще предстает как то, что одним концом погружено в это определенное содержание сознания, а другим – в психическую экзистенцию, где какие-то содержательности сознания прорабатываются. То есть сама материя символа обязательно в каком-то трансформированном, странно непохожем на свою (со стороны психики) конкретность виде содержится и в сознании.
Символ для нас, во-первых, это
то, что не просто соотносится с
содержательностью сознания, а та
конкретная вещь, которая конкретно
и вещественно соотносится с
чем-то определенным в содержательности
сознания. При таком рассмотрении
символ вообще предстает как то, что одним
концом погружено в это определенное содержание
сознания, а другим – в психическую экзистенцию,
где какие-то содержательности сознания
прорабатываются. То есть сама материя
символа обязательно в каком-то трансформированном,
странно непохожем на свою (со стороны
психики) конкретность виде содержится
и в сознании. Это ни в коем случае не значит,
что материя символа и сознательная его
содержательность – одно и то же. Скорее,
это означает, что когда мы знаем, что какая-то
вещь есть символ, то это значит: что-то
есть в сознании, что индуцирует наше знание
о символе как об этой вещи. При том что
в силу свойственной нашей культуре абсолютизации
индивидуальной психики и универсализации
языка, материя символа нам является в
результате психической проработки и
языкового описания факта сознания (то
есть так, как мы его видим глазами индивидуальной
психики на полюсе этой проработки).
Возьмем символ, живший в самых разных
культурах и в самые разные эпохи, – Змею.
Змея фигурировала в Сибири (в том числе
и в тех областях Сибири, где никогда не
было никаких змей) – как символ шаманской
психической (магической) силы, в древней
Южной Индии – как символ творческой мистической
силы, в средневековой Индии – как символ
женской половой и мистической силы, в
Египте начала новой эры – как символ
мистической силы мудрости. И когда мы
говорим, что змея – символ, вкладывая
в это слово терминологический смысл,
то мы имеем в виду, что есть нечто в содержательности
сознания, атомарный факт сознания или
какая-то дискретная структура сознания,
какая – мы пока понять не можем, соотносимая
с этой вещью (змеей). Мы не знаем – как
это ТАМ (то есть в сознании) называется;
собственно говоря, там это никак не может
называться. Для нас же это "символическая
змея", то есть вещь, которая уже "символ
вообще", и только потому может полагаться
или быть символом для нас. В сущности,
когда мы говорим о символе в собственном
смысле этого слова, то мы говорим о такой
вещи, которая неотделима от факта сознания.
Именно поэтому символ (в отличие от знака
вообще) не может полагаться имеющим какое-то
отличное от него обозначаемое. Просто
у вещи, именуемой символом, есть сторона,
которую мы видим от психики, но сама эта
вещь ничуть не меняется, будучи иначе
видимой сознанием со стороны сознания.
Но есть и другой аспект этого понятия.
Дело в том, что пока мы так говорим о символе,
мы полностью его дефункционализируем.
Ибо, хотя мы и знаем, что символ пока это
то, что смотрится со стороны работы психики,
в нашем рассуждении этой работы пока
еще нет. Она начинается тогда, когда символ
представляет определенный контекст психической
жизни. Поэтому, например, одно дело, когда
мы имеем в виду, что есть вообще змея,
которая является символом у древних индийцев
и т. д. Другое дело, когда есть змея, фигурирующая
как вещь, в которой фиксируются некоторые
естественные силы в их природной корреляции
в нас – и почему тогда именно змея оказалась
символом? В последнем случае уже появляется
определенная работа, определенное функционирование,
в котором символ интерпретируется в не
содержательной в отношении сознания
ипостаси. Таким образом, мы могли бы сказать,
что каждый символ имеет более или менее
широкий спектр репрезентаций. Эти репрезентации
в отношении сознания несодержательны,
вернее, мы можем здесь только что-то угадать.
Но в принципе, пока мы работаем в спектре
репрезентаций, пока мы выступаем с догадками
и соображениями, связанными с тем концом
символа, который обращен в нашу психику,
то это, по существу, к сознанию вообще
не имеет никакого отношения. Тогда начинается
идеологизация символа. Он начинает выступать
не только как чисто психическое понятие,
но и как псевдосимвол, потому что, как
мы уже говорили выше, в факте наличия
символа начинает усматриваться причинно-следственная
связь, которая не может усматриваться
в том смысле, в каком мы говорим о сознании,
потому что факт сознания, символом которого
нечто является, не участвует ни в какой
причинно-следственной связи, а мы просто
его читаем как этот символ. Но поскольку
работа психического механизма протекает
по закону причинно-следственной связи,
то, переводя эту работу в символ, мы по
существу начинаем его "десимволизировать".
То есть мы объясняем, почему его "нечто"
соответствует другому "нечто", каким
образом оно "соответствует" и, таким
образом, вводим его в сферу идеологии,
в сферу такой работы, которая имеет свою
собственную причинно-следственную связь.
И эту связь мы уже не можем соотносить
ни с какими содержательностями сознания,
а если и соотнесем, то это соотнесение
будет в такой же мере псевдосоотнесением,
в какой оставшийся символ, а точнее его
функционирующая оболочка, будет выступать
в качестве псевдосимвола.
Различение между символом и псевдосимволом
параллельно различению между структурой
и псевдоструктурой сознания и в этом
смысле может быть уяснено на уровне аппарата
нашего исследования (то есть методологии,
в некотором смысле слова). Нам кажется,
что это различение является единственно
возможным способом объяснения, способом
расшифровки той по видимости самостоятельной
жизни, самостоятельной причинно-следственной
области, какую приобретает псевдосимвол
в том, что условно называется нами идеологией.
В контексте культуры символы нам не даны
как вещи, обращенные к стороне сознания
и к стороне индивидуально-психического
механизма (где сам символ как таковой
мог бы быть принят как некоторая окончательная
связь, синтетически замкнувшая всю ситуацию
и поэтому позволяющая опустить всю эту
ситуацию в целом и оперировать замещающими
ее символами). Нам дана лишь идеологическая
область их внешнего (культурного) употребления,
которой мы пользуемся как наблюдаемым
предметом, и через которую мы собираемся
реконструировать сознательную жизнь
или хотя бы что-то понять в работе нашего
собственного психического механизма
в отношении содержательности сознания,
внутри которой мы находимся. Только проведя
различение между символом и псевдосимволом,
мы лишим идеологическую область ее видимой
самостоятельности. Можно считать, что
сама эта область есть область функциональной
роли символов (она не зависит от того,
как функционирует психический аппарат,
постоянно воспроизводя связь символа
с ситуацией его "первоначального"
использования).
Первичные символы лежат на уровне спонтанной
жизни сознания и спонтанного отношения
индивидуально-психических механизмов
к содержательностям сознания. Вторичные
символы фигурируют на уровне мифологической
системы, которая как система сама является
результатом идеологической проработки,
интерпретации.