Контрольная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Особое внимание следует уделить таким периодам формирования диалектики, как диалектика Гегеля и диалектика марксизма, т.к. именно между ними заключается самый важный переломный момент развития диалектики. Дело в том, что одна из них является идеалистической, а вторая - материалистической, поэтому в своей работе я постараюсь выявить их четкие различия.

Содержание

Введение 3
1. Диалектика и метафизика 4
2. Историческое развитие диалектики как метода познания 8
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля 12
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

1. Диалектика  и метафизика 4

2. Историческое  развитие диалектики как метода  познания 8

3. Отличие  диалектики марксизма от диалектики  Г. Гегеля 12

Заключение 14

Список  литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений  опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать  которыми - большое искусство.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления. Для того чтобы изучить диалектический метод необходимо, в первую очередь, сопоставить диалектический и метафизический методы познания, т.к. диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания.  
В истории философии сложились три основные формы диалектики:

  - античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); 
  - идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII - первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф.  Шеллинг, Г. Гегель); 
  - материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Следовательно, рассматривая диалектический метод, необходимо подробно раскрыть и объяснить основные этапы развития диалектики.

Особое внимание следует  уделить таким периодам формирования диалектики, как диалектика Гегеля и диалектика марксизма, т.к. именно между ними заключается самый  важный переломный момент развития диалектики. Дело в том, что одна из них является идеалистической, а вторая - материалистической, поэтому в своей работе я постараюсь выявить их четкие различия.

 

 

 

 

 

 

1. Диалектика и метафизика.

Диалектика (греч. dialektike - искусство спорить, вести рассуждение) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Зарождение  и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как  стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали  его непредвзято, в развитии и  движении. Однако надо отметить, что  уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

Так, материалист  Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и  изменение мира («Всем течет!»), на взаимный переход противоположностей в нем («В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное  высыхает, сухое увлажняется»), то есть, прежде всего,  на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с  целью выяснения понятий и  достижения истины. Здесь речь идет о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как  с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает  как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая  диалектика. Классический представитель  идеалистической диалектики – Г.Гегель, создавший систему диалектики как  теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики – К.Маркс  и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Г.Гегель разработал диалектический метод, под которым  понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, то есть становление  и разрешение противоречий. «Противоречие  есть корень всякого движения и жизненности: лишь, поскольку нечто имеет в  самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью»1. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей).

Материалистическая  диалектика К.Маркса в качестве первичной  признает диалектически развивающуюся  объективную материальную действительность, отражением которой выступают категории  и законы мыслительной деятельности людей.

Таким образом, диалектика представляет собой философское учение о развитии; философскую теорию и метод познания действительности; философское обоснование всеобщих закономерных связей явлений бытия и их отражения в мышлении; философскую трактовку противоречия как источника самодвижения сущего и перехода его форм из одного состояния в другое2.

 Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В марксизме – противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. В истории философии термин «метафизика» нередко употреблялся как синоним философии. Близко ему понятие «онтология». Термин «метафизика» ввел А. Родосский (I в. до н.э.), систематизатор произведений Аристотеля, назвавший так группу его трактатов о «бытии самом по себе».

Метафизические  ходы мысли прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчеркивал  одну сторону противоречия бытия  – изменение вещей, доведенное софистами  до полного релятивизма. Подвергая  критике гераклитовский принцип  текучести всего сущего, элеаты заострили  внимание на другой стороне – на устойчивости и впали в другую крайность, предположив, что все неизменно. Одни расплавляли мир в потоке огня, а другие как бы кристаллизировали его в неподвижном камне. В новое время возникает понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху Возрождения рассматривало природу в целом, в движении, ведущем к развитию, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом.

Вещающее  начало, полагающее основу метафизике Нового времени — метафизика Декарта. Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысль Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол – физика как часть философии, а разветвленную крону – все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т.д.

В основании  человеческого знания лежит философия, или метафизика, как было принято  именовать философию в те времена. Для Декарта очевидно, что истинность исходных положений метафизики будет  гарантировать истинность человеческих знаний вообще. Проблема заключается  в том, как найти такое положение, истинность которого самоочевидна3.

Метафизический  метод характеризуется тем, что  рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный  лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».

Необходимо  отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений  в статике, покое, а тем самым  и «огрубление», «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет  полное право на существование. Метод  абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статистикой  – динамика, а за деревьями –  лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо  он выступает как необходимый  момент диалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности  и возводится в абсолют.

Таким образом, перенесение механизма из естественных наук и новых тенденций развития отдельных общественных сфер в область  философии оказало определяющее влияние на формирование ее метафизичности, хотя она имеет и свои неискоренимые  общегносеологические основания. Более  того, метафизика в прошлом стимулировала  научный и социальный прогресс, акцентируя усилия ученых и политики на решении  назревших конкретных проблем. Неизбежное в истории отпочкование частных  наук сопровождалось известным обособлением самой философии и ее предмета, сосредоточением внимания философов  на традиционных вопросах онтологии  и гносеологии, общей теории и  методологии.

В Новейшее время стремительный прогресс общества, науки, развитие самого философского знания возвысили, как никогда, роль диалектики, отведя метафизике значение частного случая, момента в истолковании действительности.

2. Историческое развитие диалектики  как метода познания.

В истории  философии выделяются следующие  исторические формы диалектики:

1. Стихийная  диалектика древних (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);

2. Идеалистическая  диалектика немецкой классической  философии XVIII – первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);

3. Материалистическая  диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах - понятиях и смыслообразах.

Если  у Гераклита речь идет о диалектической действительности в целом, то Зенон  Элейский впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельных  форм бытия. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувственный мир, единство и множественность. Стихийно - диалектические идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектический «скачок», поскольку каждая вещь несет в себе новое качество в сравнении с составляющими ее атомами.

На основе философии Гераклита и элеатов  возникла чисто отрицательная диалектика софистов, которые, отойдя от диалектики бытия натурфилософов, привели в  бурное движение человеческую мысль  с ее противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере постоянных споров. В историческом смысле учение софистов было лишь моментом в развитии теории положительного знания, которую развивал уже Сократ. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Продолжая мысль Сократа, и трактуя мир понятий или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Свои многочисленные труды Платон написал именно в форме диалогов, заключающих в себе замечательные образцы античной диалектики в ее идеалистической интерпретации. У Платона дается диалектика таких категорий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного.

Аристотель  превратил платоновские идеи в единичные  формы вещей и присоединил  учение о потенции и энергии идей. В своем учении о четырех причинах (материальной, формальной, движущей и  целевой) Аристотель утверждал, что  все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в общее самодвижение всей действительности, которое он и назвал перводвигателем, мыслящим самого же себя, т.е. являющимся и субъектом, и объектом4.

Стоики  Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп  углубили трактовку диалектики на основе тщательного анализа не только мыслительных, но и языковых категорий. Свое учение о слове они проецировали на действительность, которая мыслилась ими досократовским первоогнем, или словом, логосом, порождающим  из себя все бесконечное разнообразие космоса и человека как его  часть. Признавая все существующее как систему тел, стоики в известном  смысле оказались большими материалистами, чем все предшествующие мыслители.

В утверждении  диалектического взгляда на мир  большую роль сыграла идеалистическая  диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). У Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. По Канту, знание опирается на чувственный опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (Бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому диалектика и не обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, устремленный к постижению абсолютной цельности. Эта критичная диалектика имела огромное историческое значение, так как она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легло в основание позитивной диалектики.

Высшей ступени  развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе  Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Логически исчерпав категорию бытия, Гегель вновь рассматривает бытие, но уже с противопоставлением его самому же себе, т.е. как рефлектирующее. Отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может пребывать в отрыве от бытия. Он исследует ту ступень диалектики, где фигурируют категории, содержащие в себе как бытие, так и сущность. Это и есть понятие. Развитие, таким образом, есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. При этом само развитие трактовалось как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. У него понятие выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.

Информация о работе Контрольная