Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:02, контрольная работа
Особое внимание следует уделить таким периодам формирования диалектики, как диалектика Гегеля и диалектика марксизма, т.к. именно между ними заключается самый важный переломный момент развития диалектики. Дело в том, что одна из них является идеалистической, а вторая - материалистической, поэтому в своей работе я постараюсь выявить их четкие различия.
Введение 3
1. Диалектика и метафизика 4
2. Историческое развитие диалектики как метода познания 8
3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля 12
Заключение 14
Список литературы 15
Содержание
Введение 3
1. Диалектика и метафизика 4
2. Историческое
развитие диалектики как
3. Отличие
диалектики марксизма от
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать которыми - большое искусство.
Диалектика - учение о наиболее
общих закономерных связях и становлении,
развитии бытия и познания, и основанный
на этом учении метод мышления. Для того
чтобы изучить диалектический метод необходимо,
в первую очередь, сопоставить диалектический
и метафизический методы познания, т.к.
диалектика возникла и развивалась наряду
с метафизикой как противоположным ей
способом мышления и познания.
В истории философии сложились три основные
формы диалектики:
- античная, которая была
наивной и стихийной, поскольку опиралась
на житейский опыт и отдельные наблюдения
(Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);
- идеалистическая диалектика немецкой
классической философии XVIII - первой половины
XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.
Гегель);
- материалистическая, основы которой
были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Следовательно, рассматривая диалектический метод, необходимо подробно раскрыть и объяснить основные этапы развития диалектики.
Особое внимание следует уделить таким периодам формирования диалектики, как диалектика Гегеля и диалектика марксизма, т.к. именно между ними заключается самый важный переломный момент развития диалектики. Дело в том, что одна из них является идеалистической, а вторая - материалистической, поэтому в своей работе я постараюсь выявить их четкие различия.
1. Диалектика и метафизика.
Диалектика (греч. dialektike - искусство спорить, вести рассуждение) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.
Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира («Всем течет!»), на взаимный переход противоположностей в нем («В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется»), то есть, прежде всего, на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь речь идет о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.
Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая диалектика. Классический представитель идеалистической диалектики – Г.Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики – К.Маркс и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.
Г.Гегель разработал диалектический метод, под которым понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, то есть становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь, поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью»1. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей).
Материалистическая диалектика К.Маркса в качестве первичной признает диалектически развивающуюся объективную материальную действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей.
Таким образом, диалектика представляет собой философское учение о развитии; философскую теорию и метод познания действительности; философское обоснование всеобщих закономерных связей явлений бытия и их отражения в мышлении; философскую трактовку противоречия как источника самодвижения сущего и перехода его форм из одного состояния в другое2.
Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В марксизме – противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. В истории философии термин «метафизика» нередко употреблялся как синоним философии. Близко ему понятие «онтология». Термин «метафизика» ввел А. Родосский (I в. до н.э.), систематизатор произведений Аристотеля, назвавший так группу его трактатов о «бытии самом по себе».
Метафизические ходы мысли прошли различные исторические формы. Так, в античности Гераклит подчеркивал одну сторону противоречия бытия – изменение вещей, доведенное софистами до полного релятивизма. Подвергая критике гераклитовский принцип текучести всего сущего, элеаты заострили внимание на другой стороне – на устойчивости и впали в другую крайность, предположив, что все неизменно. Одни расплавляли мир в потоке огня, а другие как бы кристаллизировали его в неподвижном камне. В новое время возникает понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху Возрождения рассматривало природу в целом, в движении, ведущем к развитию, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом.
Вещающее начало, полагающее основу метафизике Нового времени — метафизика Декарта. Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысль Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол – физика как часть философии, а разветвленную крону – все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т.д.
В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика, как было принято именовать философию в те времена. Для Декарта очевидно, что истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще. Проблема заключается в том, как найти такое положение, истинность которого самоочевидна3.
Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».
Необходимо
отметить, однако, что сам по себе
метод познания, который предполагает
рассмотрение предметов и явлений
в статике, покое, а тем самым
и «огрубление», «упрощение» находящегося
в постоянном изменении бытия, имеет
полное право на существование. Метод
абстрагирования, который при этом
применяется, вполне научен и используется
различными дисциплинами. И если за
покоем не забывается движение, за статистикой
– динамика, а за деревьями –
лес, то такой элемент метафизики
просто необходим в познании, ибо
он выступает как необходимый
момент диалектического познания. Методологическая
ошибка возникает тогда, когда этот
момент покоя или какая-либо характеристика,
сторона предмета исследования вырывается
из всеобщей взаимосвязи и
Таким образом, перенесение механизма из естественных наук и новых тенденций развития отдельных общественных сфер в область философии оказало определяющее влияние на формирование ее метафизичности, хотя она имеет и свои неискоренимые общегносеологические основания. Более того, метафизика в прошлом стимулировала научный и социальный прогресс, акцентируя усилия ученых и политики на решении назревших конкретных проблем. Неизбежное в истории отпочкование частных наук сопровождалось известным обособлением самой философии и ее предмета, сосредоточением внимания философов на традиционных вопросах онтологии и гносеологии, общей теории и методологии.
В Новейшее время стремительный прогресс общества, науки, развитие самого философского знания возвысили, как никогда, роль диалектики, отведя метафизике значение частного случая, момента в истолковании действительности.
2.
Историческое развитие
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
1. Стихийная диалектика древних (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);
2. Идеалистическая
диалектика немецкой
3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах - понятиях и смыслообразах.
Если у Гераклита речь идет о диалектической действительности в целом, то Зенон Элейский впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отдельных форм бытия. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувственный мир, единство и множественность. Стихийно - диалектические идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектический «скачок», поскольку каждая вещь несет в себе новое качество в сравнении с составляющими ее атомами.
На основе философии Гераклита и элеатов возникла чисто отрицательная диалектика софистов, которые, отойдя от диалектики бытия натурфилософов, привели в бурное движение человеческую мысль с ее противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере постоянных споров. В историческом смысле учение софистов было лишь моментом в развитии теории положительного знания, которую развивал уже Сократ. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Продолжая мысль Сократа, и трактуя мир понятий или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Свои многочисленные труды Платон написал именно в форме диалогов, заключающих в себе замечательные образцы античной диалектики в ее идеалистической интерпретации. У Платона дается диалектика таких категорий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного.
Аристотель превратил платоновские идеи в единичные формы вещей и присоединил учение о потенции и энергии идей. В своем учении о четырех причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в общее самодвижение всей действительности, которое он и назвал перводвигателем, мыслящим самого же себя, т.е. являющимся и субъектом, и объектом4.
Стоики
Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп
углубили трактовку диалектики на основе
тщательного анализа не только мыслительных,
но и языковых категорий. Свое учение
о слове они проецировали на действительность,
которая мыслилась ими
В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). У Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. По Канту, знание опирается на чувственный опыт и обосновывается деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (Бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают. Поэтому диалектика и не обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, устремленный к постижению абсолютной цельности. Эта критичная диалектика имела огромное историческое значение, так как она обнаружила в разуме его необходимую противоречивость, что в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума и легло в основание позитивной диалектики.
Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Он делит диалектику на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли, конкретизирующееся в категориях качества, количества и меры. Логически исчерпав категорию бытия, Гегель вновь рассматривает бытие, но уже с противопоставлением его самому же себе, т.е. как рефлектирующее. Отсюда рождается категория сущности, а синтез сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может пребывать в отрыве от бытия. Он исследует ту ступень диалектики, где фигурируют категории, содержащие в себе как бытие, так и сущность. Это и есть понятие. Развитие, таким образом, есть переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. При этом само развитие трактовалось как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. Будучи объективным идеалистом, Гегель именно в понятии находил высший расцвет и бытия, и сущности. У него понятие выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.