Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 18:43, контрольная работа
Немецкая классическая философия развивалась в основном в первой половине XIX в. Истоками этой философии были учения Платона, Аристотеля, Руссо, а непосредственными предшественниками явились И. Гете, Ф. Шиллер, И. Гердер. В немецкой классике большое развитие получила диалектика как теория развития всего сущего и метода философского мышления. Ее суть состоит во всестороннем рассмотрении мира как единого, противоречивого и динамического целого.
1. Немецкая классическая философия (Э. Кант. Г. Гегель) ……………………..3
2. Искусство как феномен, организующий жизнь……………………………….11
3. Библиографический список…………………………………………………….15
4. Рецензия………………………………………………………………………….
(4). Фролов И.Т., Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов. – 3-е изд., перераб, и доп. – М.: Республика, 2004.
свободы и самостоятельности. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение Бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы.
В этом утверждении – суть антропологизма Фейербаха. В центре его внимания – не отвлеченное понятие материи, как, например, у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего, как духовное существо, сквозь призму знаменитого картезианского и фихтеанского «Я мыслю». Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого Я; духовное начало в человеке не может быть отдельно от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него – не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.
Критикуя трактовку познания предшествующими немецкими философами и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Тем самым в теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей; не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах отвергает и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека – это другой человек, Ты. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви – любви к другим людям.
Антропологизм Фейербаха возник как реакция прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения «абсолютного духа». Фейербах выступил в защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от человека неотъемлемо.
Искусство как феномен, организующий жизнь
Искусство представляет собой специфическое явление. С одной стороны, это форма общественного сознания, в которой фиксируется, прежде всего, эстетическое отношение к миру, а, с другой, это интеллектуальное освоение объективного мира с помощью образа и изменение этого мира согласно представлением о том каким этот мир должен быть.
Эстетическое отношение, сформировавшись на заре человеческого общества, всегда находятся в процессе непрестанного изменения, развития. Вкусы людей меняются, их идеалы и эстетическое переживание. Одним словом, происходит художественное развитие человечества.
Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающую действительность в присущих ей специфических средствах. С помощью понятий и терминов она осваивает окружающую действительность в философии и науке, с помощью норм в морали.
Формой отражения действительности в искусстве является образ. Образ – единица мышления, построенная на принципе свободных ассоциативных связей и предназначенная для «угадывания» содержания мысли и его домысливание. Поэтому искусство не только отражает действительность, но и творит особый мир – мир образов, который обладает относительной самостоятельностью. В соответствии с природой искусства и присущих ему моментов (эстетического, познавательного и идеологического) художественное произведение оценивается с точки зрения красоты, правдивости и идейности.
Любая форма общественного сознания, в том числе и искусство, связана с действительностью через свои функции. Познание действительности, активное идеологическое и эстетическое преобразование художником жизненного материала, создание произведения искусства – это лишь одна сторона.
Другая сторона – это целенаправленное воздействие на поведение людей, на их чувства и мысли, духовное преобразование потребителя искусства – человека согласно тому направлению развития общества, в котором он живёт. Сила искусства в непосредственном и непринужденном воздействии на человека, а через нее на всё общество.
Еще одной функцией
искусства является трансляция
во времени и пространстве
поколением людей опыта
Искусство – это одна из тех социальных сил, которая участвует во взаимодействии общественных явлений и оказывает большое влияние на развитие общества. В единстве всех своих сторон – эстетической, познавательной, идеологической – искусство выступает могучим средством воспитания, обладающим благодаря своей доступности, конкретности, наглядности огромной силой воздействия на умы и сердца людей.
Прежде всего, искусство формирует чувства человека. Затем человек обращается к познанию оснований идеалов. Так, начинается развитие его интеллекта. Видя не совпадение должного и существующего вокруг себя, человек либо начинает воплощать свое представление о должном в жизнь, либо принимать существующее как должное. Так начинается формирование его воли.
Таким образом, искусство способствует социализации человека. Оно вводит его в культуру, пробуждая волю к активно творческому преобразованию существующего порядка.
Искусство – сложное
комплексное образование, которое
выполняет ряд важных
Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Ценность - нечто обладающее позитивной значимостью. Это может быть реально существующий предмет либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое.
Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.
Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности - способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.
Духовное освоение произведений искусства - одна из высших человеческих потребностей. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой потребностью.
Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.
Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции в состоянии приобретать масштабность и знаменовать некие взлеты духа, звездные миги в истории человечества.
Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими и универсальными началами бытия. Эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы. Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил.
Таким образом, искусство нельзя считать необязательным приложением к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в первобытное состояние, пренебрежение к высокой культуре и ее ценностям может привести и приводит к падению нравственности и, как следствие, разгулу преступности, наркомании и т.п. явлениям. И культурная политика любого государства должна обеспечивать поддержку высокого искусства, которое в условиях рынка переживает далеко не лучшие времена.
Библиографический список
Основные источники:
Дополнительные источники:
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
КГБОУ СПО «Тальменский технологический техникум»
Ф.И.О. студента Еременко Екатерина Владимировна
Специальность120714 «земельно-имущественные отношения» курс 2
Ф.И.О. рецензента Светлана Валерьевна
Дата__________________________
Оценка________________________
Подпись_______________________
Рецензия на контрольную (курсовую) работу
Информация о работе Контрольная работа по «Основы философии»