Контрольная работа по "Основам философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»?
Вопрос 2. На чём основано мифологическое мировоззрение?
Вопрос3.Назовите исторические этапы развития философии.
...
Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.
Вопрос 15. Какие угрозы возникли перед человечеством?

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ  И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИМЭИ,  г. Москва – 2007 года

 

 

Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»? 
Ответ: Под «философскими вопросами» понимают следующие:

Философские вопросы – это вопросы не об объектах, будто природных или  созданных людьми, а вопросы об отношении к ним человека. Философские  вопросы —  это прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный, культурный человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. Всякая философия (иррационалистическая в том числе) есть рациональное построение человеческого духа, так как иначе философские вопросы не могли бы стать предметом споров и критики.

 

 

Вопрос 2. На чём основано мифологическое мировоззрение? 
Ответ: Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно- следственных связей.

 

Вопрос3.Назовите исторические этапы развития философии. 
Ответ: Мне известны следующие исторические этапы развития философии: Этап охватывающий период с VI в. до н. э. до нашей эре, так называемая античная философия. В свою очередь античная философия делится на: раннюю классику, среднюю классику , высокую классику. К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношение Бога и человека.

 

 

Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединство в России? 
Ответ: Мне известно о философии всеединство в России следующие: корни данной философии находятся в античности и в философии Ренессанса. Владимир Соловьев возродил и развивал в русской духовности идеи этого направления. Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала. Соловьев разрабатывает свое учение об эволюции природы, исходя из посылки, что все в мире стремится к абсолюту, что мир — это всеединство в состоянии становления. Всего Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или, как он их называет, царств: минеральное царство, растительное, животное, человеческое и царство Божие.

 

Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?

Ответ:  Место философии в советской и постсоветской философии следующие: Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских течений, господствовавших в конце XIX — начале XX в., были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциализма они продолжали в зарубежных странах. Материалистическая же традиция в философии и социологии получила благоприятные возможности для своего развития. Сторонники марксистского мировоззрения развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их "буржуазными", т.е. сразу же став на идеологические позиции. Впервые за свою историю марксистское мировоззрение получило государственную поддержку, было объявлено теоретической основой развития общественного бытия и сознания, внутренней и внешней политики государства.

 

Вопрос 6. В чем философский смысл понятия «бытия»? 
Ответ:  Философский смысл понятия «бытия» заключается в том, что философия, придала термину естественного языка «быть» категориальный статус, другими словами перешла от вопроса о существовании мира «здесь» и «сейчас» к вопросу о вечных и всеобщих гарантиях такого существования.

Я думаю ,что у каждого человека формируется смысл жизни непосредственно с годами. Чем старше человек тем яснее его понятие о смысле жизни, о его предназначении и долге. В основном у верующих людей представление о его задании, смысле в жизни связаны непосредственно с их религией будь то христианство или иудаизм. Многие же смотрят на окружение и делают поступки, противоречающиеся себе. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

 

Вопрос 7. В чем философский смысл понятия «материя»? 
Ответ: « Материя» — одно из наиболее  многозначных филос. понятий,  которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов:

  1) то, определяющими характеристиками чего являются протяжённость, место в пространстве, масса , вес, движение ;

   2) физическое или не - умственное;

   3) физическое, телесное или не - духовное;

   4) неодушевленное, неживое;

   5) естественное, не являющееся сверхъестественным;

   6) полностью или частично непредопределённое;

   7) источник ощущений; то, что дано в опыте как противоположное даваемому умом.

 

Вопрос8.Дайтекраткую характеристику основных законов диалектики. 
Ответ: Объективная диалектика — развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) действительного мира; во-вторых, — теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления. Законы диалектики занимают особое место в методологии познания. Они описывают наиболее общие, атрибутивные, свойства, как материального мира, так и информационного пространства, и потому могут быть использованы при решении широкого круга задач. Законы диалектики являются в то же время законами теории познания и логики. Примененная к проблемам познания, материалистическая диалектика выступает как теория познания; рассматривая развитие мышления, она представляет собой логическое учение. Тем самым, диалектика, с одной стороны, — логика, с другой, — теория познания, с третьей, — онтология (учение о бытии), а целиком, со всех сторон есть учение о развитии вещей и о процессе познания их, о мышлении и его законах и формах.

 

 

Вопрос 9. Каков образ человека Нового времени? 
Ответ: Образ человека Нового времени антропоцентричен. Человек Нового времени верить в себя. Новое время – это эпоха, которая охватывает в истории человечества XVII, XVIII и XIX века. Человека же отныне интересует только он сам, ибо теперь, по его мнению, нет ничего иного, кроме реальности его собственного существования. Отныне человек гордо смотрит вокруг себя и чувствует, что нет преград возможностям его разума, что путь познания полностью открыт, и можно проникнуть в самые сокровенные тайны природы, чтобы поставить ее себе на службу и бесконечно увеличивать собственную мощь. Безграничная вера в Прогресс, Науку и Разум – главная отличительная черта духовной жизни Нового времени. Познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой – главная задача новой науки и философии. Философия Нового времени формируется в условиях становления товарного производства, товарно-денежных отношений и экономического отчуждения человека.

 

Вопрос 10. Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чем их сходство и различия? 
Ответ: Восток и Запад такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире. Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную. Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную» или «Западную» модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу. В наше время стремительного роста модернизации и даже постмодернизации трудно сказать европеизируется ли Восток, а Запад наоборот, интересуется им, или они различны, и не понять им друг друга. Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация двигалась вперёд как бы рывками, которые несли с собой крушение старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые веяния разрушали некоторые устои цивилизации. Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек, культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире).Западный человек, в отличие от человека Востока имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой. Из этого следует сказать ,что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.

Вопрос 11. Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?

Ответ: Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения в обществе. Нравственные ценности играют огромную роль в жизни человека. Например, пообещав кому-то что-либо нельзя не выполнить обещание т.к. в глазах этого человека ты становишься ненадежным человеком, на которого нельзя положиться, а это противоречит нравственным ценностям. Родные, друзья, близкие и те кто нас окружают - это общество. И поэтому нужно дорожить их любовью, доверием, и дружбой, а не соблюдая хотя бы основных нравственных правил поведения мы просто не сможем существовать. Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно. Быть ответственным за себя означает и заботу о своем сохранении и развитии, и разумное умение руководить собственным поведением, не давая воли иррациональным страстям. Первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия.

 

Вопрос 12. Каковы основные формы и функции практики?

Ответ: В целом философия претендует на выполнение следующих функций:

1) Мировоззренческая функция философии  состоит в ее способности давать  картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, различных форм практики. 
     2) Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики. 
     3) Гуманистическая функция реализуется в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. 
     4) Практическая функция философии состоит прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.

 

Вопрос 13. Назовите основные критерии научного познания.

Ответ: Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Познание  — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в  этом мире. “Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.” Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.

 

Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.

Ответ: Можно выделить четыре научные революции. Первой из них была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки. Вторая произошла в конце XVIII — первой половине XIX вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствует тому, что механическая картина мира перестает быть общенаучной и общемировоззренческой. Биология и геология вносят в картину мира идею развития, которой не было в механической картине мира.

Третья революция  охватывает период с конца XIX до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии — генетика, в химии — квантовая  химия и т. д. Возникают новые  отрасли научного знания — кибернетика  и теория систем. В результате сформировалось новое, неклассическое, естествознание, основания которого радикально отличались от оснований классической науки.

Идеалы и  нормы неклассической науки базировались на отрицании разумно-логического  содержания онтологии, способности  разума строить единственно верную идеальную модель реальности, позволяющую  получать единственно истинную теорию. Допускалась возможность признавать истинность сразу нескольких теорий.

Четвертая научная  революция началась в последней  трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием. Научное исследование таких систем требует принципиально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике. Синергетика — это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т. д.). Было выявлено, что материя в ее форме неорганической природы способна при определенных условиях к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка.

Информация о работе Контрольная работа по "Основам философии"