Контрольная работа по "Основы философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Логика как философская дисциплина. Формы мышления. Логические законы мышления.
Возле источников античной логики стоят представители элейской школы в философии, в первую очередь Парменид (приблизительно 540-480 к н. э.). Он одним из первых выразил мнение, что чувство не могут быть источником достоверного знания. Истинное познание возможно лишь благодаря уму (абстрактному мышлению). Истины ума являются вечными и неизменными. Именно Парменид учредил метафизику в современном ее понимании как философское учение об основных принципах бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы философии.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

 

              «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ  ЗАОЧНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По предмету: Основы философии.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса СПО

Факультета : Охотоведение

Найдёнов М.В.

Шифр : 6083

Проверил………………………………………..

16.01.13

 

 

 

  1. Логика как философская дисциплина. Формы мышления. Логические законы мышления.

  Возле источников античной логики стоят представители элейской школы в философии, в первую очередь Парменид (приблизительно 540-480 к н. э.). Он одним из первых выразил мнение, что чувство не могут быть источником достоверного знания. Истинное познание возможно лишь благодаря уму (абстрактному мышлению). Истины ума являются вечными и неизменными. Именно Парменид учредил метафизику в современном ее понимании как философское учение об основных принципах бытия.

  Еще одним выдающимся представителем логики античности был Зенон Елейский (490-430 к н. есть.), ученик Парменида. Он сформулировал знаменитые парадоксы (их называют апориями): "Ахиллес и черепаха" „Стрела" и другие, в которых исключительно логико-теоретическими средствами отрицалось реальное существование времени, пространства, движения и изменений в истинном бытии, которое невозможно воспринять чувствами. Истинное бытие мы можем воспринять лишь умом.

Зенон, в частности, утверждал, что в действительности нет прошлого, будущего и настоящего. Прошлого нет, поскольку оно уже не существует, будущего нет, поскольку оно еще не существует, а настоящего нет, потому что это лишь неуловимое мгновение между прошлым и будущим.

  Вещи в пространстве не могут существовать, поскольку они состоят из частей, которые, в свою очередь, состоят из других частей, те состоят еще из других частей, и так бесконечно. Тогда непонятно, как из бесчисленного количества частей могло возникнуть что-то целостное.

  Движения в пространстве не существует, поскольку оно (движение) не может ни начаться, ни окончиться. Предположение о том, что движение может начаться, оказывается порочным, поскольку для того, чтобы пройти определенное расстояние, необходимо сначала пройти ее половину, а для того, чтобы пройти эту половину, сначала необходимо пройти еще половину половины, и так бесконечно. Но если все-таки допустить, что движение может начаться, то оно не сможет окончиться, поскольку бесконечно придется проходить половины половин расстояний.

  Аристотель значительное внимание уделил решению проблемы упомянутых выше апорий (он понимал их как отдельный вид логических ошибок) исключительно логико-теоретическими средствами. В первую очередь он разделил бытие и мышление на актуальное (имеющееся) и потенциальное (возможное). Апории возникают тогда, когда эти два аспекта переплетаются между собой. Действительно, таким образом можно лишиться некоторых парадоксов. Например, мы лишь потенциально (и то только в мышлении) можем делить вещи в пространстве бесконечно. Необязательно в действительности (физически) вещи делятся бесконечно. Физической границей деления вещей Демокрит, например, считал атом.

  Следующий этап в развитии логики связан с учением софистов. Слово "софия" из греческого языка переводится как "мудрость", то есть софисты сами себя называли мудрецами. Самым известным из софистов был Протагор (около 480-410 к н. э.). Софисты очень любили споры, ради победы в которых часто не гнушались неразрешенными, с точки зрения логики, приемами, которые получили название '"софизмов". Целью софизмов было любыми средствами лишить соперников уверенности в себе, в своих умственных способностях.

Преодоление софизмов содействовало  развитию логики, в первую очередь  выделению ее предмета и разработке методов. Этой проблеме особенное внимание уделил Аристотель (у него даже есть труд "О софистских опровержениях").

  Протагор выдвинул идею релятивистского (относительного) толкования истины. Поскольку именно человек (отдельная личность, индивид) является "мерой всех вещей", то ей и решать, что является истинным, а что — порочным. Следовательно, если я хочу, чтобы что-то было истинным, то оно и будет истинным (по крайней мере для меня). Но в действительности истина является объективной, она не зависит от воли и сознания отдельных людей. Например, если я сам (или кто-то другой) не положу предварительно в свой карман 1000 гривен, то как бы мне того не хотелось, каких бы психологических усилий я не прилагал, суждение "В моем кармане лежит 1000 гривен" будет порочными (не будет отвечать действительности).

Значительный вклад в развитие логики сделал Демокрит (460-370 до н. э.). В  известной мере именно его можно  считать основателем логики, поскольку  он написал первый, собственно, логический труд "О логическом, или О правилах", который, к сожалению, не сохранился. Не сохранились и достоверные сведения о его содержании. Но известно, что этим трудом пользовался Аристотель.

Сократ (469-399 до н. э.) и Платон (427-347 до н. э.) рассматривали индукцию, дедукцию, соотношение между единичными и общими понятиями, условия и критерии истинности знаний. Платон также исследовал дефиниции (определение понятий), методы деления понятий (в первую очередь дихотомию) и др.

  Аристотеля (384-322 до н. э.) считают отцом формальной логики, которую он называл "аналитикой". Его взнос в становление логики как науки трудно переоценить. Он был человеком энциклопедических знаний, упорядочил и развил современное ему логическое знание. Благодаря Аристотелю мы знаем о логических идеях в трудах греческих философов досократовской эпохи (к сожалению, ни одна из них не сохранилась). Аристотелю принадлежит формулировка трех основных законов логики: тождественности, противоречия (запрещения, противоречия), исключенного третьего. Он внедрил в логику кванторные (количественные) слова "все" и "некоторые". Аристотель исследовал модальные суждения: алетичные, темпоральные и другие. Кроме того, он детально исследовал отдельный вид дедуктивных умозаключений — простой категорический силлогизм (ПКС). Ему принадлежит классическая формулировка истины как заповедности между тем, которое утверждается в суждении, и тем, которое имеет место из действительности. Но главнее всего, что сделал Аристотель для логики, — это, во-первых, выделение ее предмета исследования (форм и законов мышления) и, во-вторых, внедрения в логику ее метода — формализации. Ведь определенная отрасль знания превращается в науку лишь тогда, когда четко выделяются ее предмет и метод исследования.

Необходимо отметить и недостатки, которые были свойственные аристотелевской аналитике: достаточно ограниченное использование формализации (рядом с символами использовались и слова обычного языка); преувеличение значения дедуктивных рассуждений сравнительно с индуктивными или аналогиями и тому подобное.

  Ученики Аристотеля объединили его логические произведения в сборник под названием '"Органон" (в переводе с греческого слово "органон" означает орудие). Тем самым они хотели подчеркнуть то, что логика является орудием, которое усиливает возможности человеческого мышления.

 
  Освоение проблем формальной  логики, в первую очередь, требует  глубокого понимания ее объекта  и предмета как науки, уяснения ее методологической роли для практической деятельности специалиста любого профиля, понимания специфики формально-логического подхода в познании объективной действительности. Определение предмета и значения логики имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований и превращение их в норму собственной мыслительной деятельности правоведов и экономистов.

 

 

 Мышление всегда осуществляется в  каких-то формах. Основными формами мышления являются понятие, высказывание и умозаключение.

   Понятие  - это форма мышления, фиксирующая  основные, существенные признаки объекта. Понятие имеет две стороны: содержание и объем.  
    Содержание понятия составляет совокупность существенных признаков объекта. Чтобы раскрыть содержание понятия, следует найти признаки, необходимые и достаточные для выделения данного объекта из множества других объектов.  
      Например, содержание понятия «персональный компьютер» можно раскрыть следующим образом: «Персональный компьютер — это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации, предназначенное для одного пользователя». 
  Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется. Объем понятия «персональный компьютер» выражает всю совокупность (сотни миллионов) существующих в настоящее время в мире персональных компьютеров.  
   Высказывание – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними.  
     Высказывание может быть либо истинно, либо ложно.  
   По форме высказывание является повествовательным предложением.Высказывание не может быть выражено повелительным или вопросительным предложением, так как оценка их истинности или ложности невозможна.  
  Высказывания могут быть выражены с помощью не только естественных языков, но и формальных. Например, высказывание на естественном языке имеет вид «Два умножить на два равно четырем», а на формальном, математическом языке оно записывается в виде: «2 • 2 = 4». 
  Истинность высказываний может зависеть от взглядов людей, от конкретных обстоятельств и так далее. Сегодня высказывание «На моем компьютере установлен самый современный процессор Pentium 4» ложно, но некоторое время назад оно было истинным. 
  Высказывания бывают общими, частными или единичными.  
  Общее высказывание чаще всего начинается со слов: все, всякий, каждый, ни один. 
  Частное высказывание можно начать со слов: некоторые, большинство и т.п. 
  Во всех других случаях высказывание является единичным. 
      На основании простых высказываний могут быть построены составные высказывания. Например, высказывание «Процессор является устройством обработки информации и принтер является устройством печати» является составным высказыванием, состоящим из двух простых, соединенных союзом «и».  
      Если истинность или ложность простых высказываний устанавливается в результате соглашения на основании здравого смысла, то истинность или ложность составных высказываний вычисляется с помощью использования алгебры высказываний.  
      Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений (посылок) может быть получено новое суждение (заключение). 
      Например, если мы имеем суждение «Все углы треугольника равны», то мы можем путем умозаключения доказать, что в этом случае справедливо суждение «Этот треугольник равносторонний». 

2. Средневековая философия: схоластика. Реализм, номинализм.

    Схоластика (от греч. schole — школа) — это средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем — такова была основная задача схоластики. 

В XI в. развертывается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: как понимать — Бог един, но троичен в лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой? Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого вопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий — «универсалий»: «человека вообще», «дома вообще» и т.п., как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей». 
 
Номиналисты утверждали, что «универсалии суть имена после вещей». Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а вот «человек вообще» или «дом вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналисты допускали существование общего в человеческих понятиях как отражения сходных черт в единичных вещах. Существовали многие причины появления номиналистического направления в средневековой философии, причины гносеологического свойства, например, грамматические и грамматико-логические размышления и изыскания. Номиналистические мысли в этой связи появились уже у Хейрика из Оксерра в IX веке. Однако нужна была новая социальная и философская атмосфера, чтобы номинализм сложился как целостное направление внутри схоластической философии. 
 
Социальная атмосфера, благоприятная для него, появляется в рассматриваемый период в связи с развитием городской жизни и возникновением бюргерского индивидуализма, с развитием личностного начала в недрах феодального общества. Эти новые социальные факторы обострили интерес философов к индивидуальному и конкретному, попиравшемуся феодально-церковным иерархизмом и его философскими защитниками — схоластиками-реалистами. 
 
Атмосфера философских споров вокруг диалектики и ее взаимоотношений с теологией не могла не привлечь внимания философов к такой фундаментальной гносеологической проблеме, как проблема отношения общего и единичного. Номинализм, настаивающий на объективности только единичного, можно понять как гносеологическую реакцию на позицию крайних реалистов, утверждавших объективность только общего и впадавших в этой связи в умозрительный вербализм, когда понятия подменяются словами, онтологическое значение которых чрезмерно преувеличивается.

Если реализм  рассматривал общее как нечто  идеальное и предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы. Таким образом, спор реалистов и номиналистов явился философским, так как в нем фактически обсуждались проблемы природы единичного и общего, их диалектика.


Информация о работе Контрольная работа по "Основы философии"